03 октября 2022

Не все параллельно

Не все параллельно

Весенняя посевная 2022 года прошла вполне успешно. Аграрии смогли вовремя запастись средствами защиты растений, удобрениями. А главное, закупили необходимый запас качественных семян. Но впереди новая посевная. Иностранные компании – производители семян уходят с российского рынка. Минсельхоз РФ, в свою очередь, не исключает возможность запрета на ввоз посадочного материала из ЕС и США.

Импорт «в законе»

Строго говоря, разрешенный сегодня параллельный импорт так называть нельзя. Многие бренды прервали свои поставки и свернули производство на территории России, так что импорт товаров без разрешения правообладателя идет не параллельно официальным поставкам, а полностью заменяя их. Тем не менее название осталось именно таким.

У товаров, которые ввезены параллельным импортом, есть все сертификаты качества и лицензии производителя. В страну они ввозятся легально, проходят таможенный контроль. Это их главное отличие от контрабанды или контрафакта. Тем не менее ранее «серый» импорт (как еще называют параллельный импорт) в России был запрещен законодательно. Но новые времена потребовали других действий, и параллельный импорт узаконили. К слову, «серый» импорт легализован в некоторых странах первого мира: США, странах Евросоюза и не только.

«При составлении перечня товаров, разрешенных для параллельного импорта, был применен взвешенный подход. Включалась только та продукция, производители которой прекратили отгрузку в Российскую Федерацию, и не включалась продукция тех предприятий, которые локализовали ее производство в РФ или возобновили поставки, несмотря на все трудности с международной логистикой», — прокомментировал «Интерфаксу» министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров.

При этом министр разделяет позицию ФАС, ранее озвученную по этому вопросу. В ведомстве считают, что параллельный импорт необходим для поддержания конкуренции и, как следствие, стимула к повышению качества продукции на внутреннем рынке. Денис Мантуров добавляет, что это также ведет к снижению стоимости товаров.

«Это важно, но нельзя забывать об отечественных производителях, которым с точки зрения цены трудно будет выдержать натиск продукции крупных зарубежных производителей, особенно в период нулевых ввозных пошлин. Это коснется внутренних инвестиций, создания рабочих мест и поступлений в бюджеты всех уровней. Поэтому к разрешению параллельного импорта подход должен быть взвешенным, чтобы не навредить национальным компаниям. Еще раз подчеркну, именно по этой причине мы прорабатывали и доводили до ума соответствующий перечень товаров достаточно долго, практически с ювелирной точностью, чтобы он работал именно так, как надо, обеспечил доступность необходимых нам товаров, но не навредил российским и локализованным иностранным предприятиям, продолжающим работу на российском рынке или поставки в РФ», — пояснил министр промышленности и торговли.

Технический пробел

В список параллельного импорта вошла продукция косметических брендов, техники и прочего — всего того, что перестали завозить в Россию компании из недружественных стран. Однако пока что есть проблемы с разрешением на ввоз по «серому» импорту необходимых ресурсов для работы аграриев. Так, Минсельхоз РФ опасается нарастания сложностей с модернизацией сельхозтехники в следующем году, если оперативно не будут налажены новые цепочки поставок и параллельный импорт, сообщил директор департамента растениеводства, механизации, химизации и защиты растений Министерства Роман Некрасов.

«В этом году мы видим достаточно серьезные сложности и риски по выполнению наших планов по технической модернизации, которые мы заявляли в конце прошлого года. Ситуация усугубляется тем, что, с одной стороны, ряд компаний прекратил поставки сельхозтехники и запчастей на территорию РФ — это в основном компании, которые представляют недружественные страны. И второй момент — значительная часть российской техники сегодня использует иностранные комплектующие и иностранные расходные материалы», — сообщил Некрасов в ходе заседания в Совете Федерации.
По данным Ассоциации дилеров сельскохозяйственной техники, тракторов с января по май в годовом выражении в РФ поставлено практически вдвое меньше — 945 шт., прежде всего из-за сокращения поставок из недружественных стран, по зерноуборочным комбайнам отставание меньше — всего на 10 %, преимущественно из-за запчастей. «Больших рисков проведения уборочной и посевной кампании по озимым на следующий год мы в настоящее время не просматриваем. Но понимаем, что на следующий год нужны кардинальные решения, видим вопрос выстраивания новых логистических цепочек поставок сельхозтехники», — цитирует слова чиновника ТАСС.

Вопрос о включении в список параллельного импорта запчастей для сельхозтехники в конце июля на Всероссийском Дне поля в Калининградской области поднимал президент АСХОДа Павел Репников. Представители Минпромторга обещали выработать решения по этому пункту.

«На самом деле, параллельный импорт в плане обеспечения деталями сельхозтехники — не панацея. Это должно быть всего лишь дополнением к активному импортозамещению. Но в настоящее время «серый» импорт помог бы снизить текущие риски для аграриев. На сегодняшний день, насколько мне известно, в списке разрешенных к параллельному импорту товаров нет ни одного сельхозбренда, то есть формально на таможне не должны пропускать партии техники или запчастей брендов, не указанных в перечне. По факту эти грузы все равно попадают в РФ. Другой вопрос — зачем государству поддерживать именно этот режим в текущих условиях. Поставим мы детали, машины, но кто будет их обслуживать, если бренды не ведут свою деятельность на территории России, — непонятно, — говорит председатель правления АСХОДа Александр Алтынов. — Параллельный импорт решает проблему только отчасти. Ведь прежде чем завезти, нужно эти детали где-то купить. А вот с этим самые большие сложности».

«С завозом сельхозтехники иностранных брендов в Россию вообще детективная история. Новую технику без обкатки в недружественных странах для России закупить в настоящее время просто невозможно, поэтому дилеры покупают машины как для другой страны, «прокатывают» счетчик и отправляют уже как б/у технику в Россию через Казахстан или Армению», — рассказал источник, работающий в этой сфере.

Что касается внесения в список Минпромторга машин иностранных сельхозбрендов, представитель ведомства отметила, что могут возникнуть большие проблемы с точки зрения их регистрации на территории РФ. В ответ министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев на том же Всероссийском Дне поля предложил решать проблемы по мере их поступления. Включить бренды в список, разрешить завоз, а с регистрацией будут разбираться по ходу дела, тем более что подобные прецеденты уже были ранее. В ряде случаев приходилось регистрировать и сертифицировать технику, приходящую из Европы или Китая, — дескать, у них не те условия, нужно все проверить у нас.

Переходим на капусту

Пятый пакет санкций, запрещающий завоз посадочного материала из Европы и США, принес немало проблем российским питомникам. В список параллельного импорта Минпромторга внесли категорию товаров «Живые деревья и другие растения; луковицы, корни и прочие аналогичные части растений; срезанные цветы и декоративная зелень». Код ТН ВЭД ЕАЭС 0602 10 900 0 и 0602 40 000 0. Согласно перечисленным кодам, туда не были включены луковицы цветов. В итоге Ассоциация «Теплицы России» обратилась в Минпромторг с предложением расширить перечень товаров, разрешенных к параллельному импорту. Ведомство пошло навстречу цветоводам, и в последней редакции перечня список кодов расширился нужными позициями.

«Описательная часть (наименование товара) осталась та же, а перечень кодов ТН ВЭД действительно дополнили нужными позициями, по которым мы писали письма. Так, в приказе от апреля в описательной части товара перечислены практически все растения. Но согласно указанным двум кодам получалось только «неукорененные черенки и отводки прочие» и «розы, привитые или непривитые». По этим двум кодам ТН ВЭД возможен параллельный импорт такого посадочного материала, как черенки растений, саженцы роз. Сюда не вошла большая группа — луковицы цветочных растений (код 0601). Мы предлагали дополнить перечень товаров параллельного импорта кодом ТН ВЭД 0601 10 и 0601 20, что мы и видим в новой редакции», — прокомментировал член совета директоров Ассоциации «Теплицы России» Александр Литвиненко.

По мнению заместителя председателя Правления Ассоциации производителей посадочного материала Александра Безматерных, без импорта в этой категории товаров пока не обойтись по двум причинам.

«Первая — климатические условия. Среди всех европейских стран, даже самых экономически развитых, исторически сложилось так, что посадочный материал аллейных деревьев крупного размера выращивается в одном макроклиматическом регионе — на северо-западе, в районе Северного моря. Это территория Нидерландов и Германии. Там мягкий климат, нет жарких засух летом и сильных морозов зимой. Естественно, что в этом климате при всех прочих равных условиях деревья растут быстрее и их выращивание там более рентабельно, чем на территории остальной Европы и тем более России с ее континентальным климатом. Во-вторых, чтобы вырастить деревья, нужны многолетние инвестиции. При кредитной ставке, которая установлена в России, производителям физически невозможно конкурировать с европейскими производителями. И это касается не только производителей деревьев», — пояснил эксперт.

На сегодняшний день специалисты отмечают дефицит посадочного материала. В каких-то группах растений он выше, в каких-то — ниже. Очевидно, что без импорта на рынке, составлявшего определенную долю продаж в России, дефицита не избежать.

«Решаться проблема дефицита может разными способами. Во-первых, государство может сказать: «Нам сегодня не нужен посадочный материал декоративных растений, всем приказываем выращивать капусту и морковку». Рынок посадочного материала, таким образом, тихо съежится, остановятся большие резонансные программы развития комфортной среды, упадет какой-то процент ВВП, но дефицита растений не будет. Второй способ — производители должны получить от государства необходимые ресурсы для быстрого развития производства. Это и дешевые кредиты, и инфраструктурная поддержка (газ, электроснабжение, дороги и пр.), и решение технологических вопросов (импорт или импортозамещение специальной техники, оборудования, сырья и материалов, которые нужны для выращивания растений). И в любом случае необходима долгосрочная государственная программа развития отрасли питомниководства, рассчитанная не до ближайших выборов, а на 5–10–15 лет.

Растения растут долго, их невозможно произвести за месяц, как кирпичи, или за год, как автомобили. Поэтому думать надо очень далеко вперед», — считает Александр Безматерных.

Рискованное дело

К слову, далеко не все поддерживают введение параллельного импорта. Так, Ассоциация Европейского Бизнеса опубликовала меморандум против легализации параллельного импорта.

«АЕБ на протяжении значительного времени последовательно отстаивает позицию относительно того, что либерализация параллельного импорта будет иметь негативные последствия для социально-экономического развития России, которые в долгосрочной перспективе сохраняют свою актуальность. К ним, в частности, относятся следующие риски: снижение привлекательности российского рынка (снижение объемов инвестиций в экономику и объемов легально поставляемых и производимых товаров); риск появления неравных условий ведения бизнеса (правообладатели вкладывают значительные усилия и денежные средства в продвижение брендов и товаров на российском рынке, а параллельные импортеры лишь используют готовую инфраструктуру); замедление локализации производств правообладателей; увеличение объемов ввоза контрафактных товаров», — озвучили свою позицию члены Ассоциации.

В частности, против параллельного импорта выступил Комитет производителей средств защиты растений АЕБ.

«Благодаря усилиям компаний и поддержке российских органов государственной власти поставки химических средств защиты растений на российский рынок не прерывались и продолжаются, несмотря на беспрецедентные транспортно-логистические препятствия и давление внешних факторов. Ввоз СЗР осуществляется на основе Федерального закона № 109 от 19 июля 1997 года «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» и подзаконных актов. Основными документами, требующимися для ввоза препарата, являются Свидетельство о государственной регистрации, выданное Минсельхозом России по результатам проведения государственных регистрационных испытаний; лицензия на ввоз, выданная Минпромторгом России; Декларация соответствия и другие. Получатель/держатель Свидетельства обеспечивает безопасное и эффективное применение зарегистрированного препарата. При условии легализации параллельного импорта для СЗР возникает серьезная угроза того, что импортер, не будучи получателем/держателем Свидетельства, не сможет обеспечить безопасное и эффективное применение ввозимого препарата и исключить риски для здоровья людей и окружающей среды при его применении. В этой связи мы считаем, что основания для открытия параллельного импорта в сфере СЗР отсутствуют», — говорится в меморандуме.
По словам заместителя исполнительного директора Российского Союза производителей химических средств защиты растений Виктора Григорьева, параллельный импорт для готовых средств защиты растений действительно неактуален — так же, как и для завоза действующих веществ.

«Прямые поставки сохранены, только меняются маршруты. Мы как производственники работаем с действующими веществами, привезенными из Китая, Индии. Есть планы по производству д. в. на территории России. По эмульгаторам, растворителям, ПАВам мы ищем альтернативу в других странах, например, Турции и Китае», — отметил эксперт.

Без заграничных деликатесов обойдемся

Отдельная история касательно включения в перечень Минпромторга продовольственных товаров. Министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев сообщил, что в России хватает и своего продовольствия, а продукцию компаний, которые ушли, в состоянии заместить поставки из дружественных стран. Опять же, нужно делать ставку на импортозамещение.

Тем не менее сначала идею о включении в список ведомства напитков производства ушедшей компании Coca-Cola высказал уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов. Затем торговые сети обратились к вице-премьеру Дмитрию Григоренко с просьбой легализовать параллельный импорт алкоголя. В письме Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) просят разрешить ввозить такие бренды, как Moët, Veuve Clicquot, Finlandia, Jack Daniel’s и Hennessy.

В итоге в конце августа дистрибьюторы смогли получить декларации, которые нужны для параллельного импорта алкоголя. Правда, список брендов немного иной: в него вошли Bacardi, Diageo, Pernod Ricard, Brown-Forman и т. д.

А вот по Coca-Cola согласие от Минпромторга не было получено. Впрочем, бренд начали активно замещать на отечественных площадках. Так, резидент промпарка в Кавказском районе будет производить кубанскую колу, так что вариант завоза по параллельному импорту напитка оригинатора становится неактуальным.

«На наш взгляд, параллельный импорт нужен по сырью, оборудованию, ингредиентам и прочим материально-техническим ресурсам, необходимым для производства продовольствия на территории России. В частности, речь идет о составляющих, аналогов которых в нашей стране нет. На сегодняшний день все категории продовольственных товаров присутствуют на полке, а замена некоторых брендов для населения не столь чувствительна. Базовыми продуктами питания мы самообеспечены и поставляем большие объемы на экспорт, а смена торговых марок — это стимул для развития отечественных производств. В частности, на полках появилось множество российских аналогов зарубежных брендов прохладительных напитков, поэтому бояться исчезновения каких-либо продуктов не стоит: производственные мощности российских предприятий позволяют компенсировать выпадающие объемы практически по любым продовольственным товарам. Главное — обеспечить российских производителей продовольствия всем необходимым для внутреннего производства», — комментирует исполнительный директор Ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков.

Сам не плошай

Сейчас речь идет о том, чтобы продлить действие параллельного импорта и на следующий год. Но в этом есть свои сложности.

«Решение продлить параллельный импорт оправдано в текущих условиях, так как целью является сохранение работоспособности производственных цепочек. Но все не так просто. Запад не оставляет попыток давить на Россию, перекрытие каналов параллельного импорта — важное направление современной американской дипломатии. США давит на все страны, которые в этом задействованы: на Китай, который уже начинают обкладывать санкциями, на Турцию, которой санкциями пока лишь грозят (стране НАТО, на секундочку), на другие страны, которые думают заработать на посредничестве между Россией и Западом. Так что не стоит особо надеяться на устойчивость других стран к внешнему давлению и терять время. В 2023 году нас вполне может ждать мировой финансовый кризис сродни 2008 году. При этом кризис 2008 года проходил в ситуации полной открытости мировой экономики, не было никаких торговых и санкционных войн. В 2023 году это будет еще один удар по производственным цепочкам, разбросанным по всему миру», — прогнозирует экономист Роман Иноземцев.

Иными словами, по мнению эксперта, каких-то товаров может не стать в силу экономических причин. А если еще принять во внимание желание США и КНР переформатировать действующую систему международных отношений, то технологические цепочки оказываются под двойным ударом.

«Нас не должно успокаивать то, что параллельный импорт в других странах действует давно и эффективно. Россия — не другая страна. Соответственно, «на Бога надейся, а сам не плошай» должно стать девизом нашей экономики как в плане подхода к параллельному импорту и импортозамещению, так и в отношении к роли техники на предприятии», — пояснил эксперт.

ЮЛИЯ ЖИТНИКОВА

Земля и Жизнь, 2003-2021 | Политика конфиденциальности