27 октября 2022

Негибкий подход

Негибкий подход

С прошлого года в России действуют экспортные пошлины на зерно. Несмотря на многочисленные обращения аграриев, отменять их Правительство РФ не планирует. Так же, как не собирается прекращать беспошлинный ввоз (в рамках квоты) импортной говядины, хотя негативное влияние подобного решения на отрасль очевидно. Эксперты сходятся во мнении, что механизм действия пошлин в России необходимо дорабатывать, иначе аграрии окажутся в еще более сложной ситуации.

Круговорот денег в АПК

Про сомнительный эффект от зерновых пошлин говорят практически все аграрии. При недостаточных ценах на внутреннем рынке действующие меры отсечения не позволяют растениеводам расширять производство зерновых как минимум в части регионов.

В этом году урожай зерновых в РФ, по прогнозам, превысит 150 млн тонн. Для обеспечения внутренних потребностей страны, по мнению экспертов, достаточно 80 млн тонн, оставшиеся излишки предполагалось отправить на экспорт. По оценкам Минсельхоза, Россия сможет реализовать на внешних рынках 50–60 млн тонн зерна. Но на решение этой задачи косвенно влияет ряд экономических факторов, в том числе экспортные пошлины, — считают представители АККОР.

Осенью организация в очередной раз обратилась в Правительство РФ с просьбой отменить либо обнулить экспортные пошлины на зерно. Руководство Ассоциации уверено: в ситуации резкого падения цен на зерно и необходимости реализовать потенциал эта мера своевременна и нужна. Пункт об отмене экспортных пошлин прописали и в Решении Резолюции XXXIII съезда АККОР.

«За последние недели наблюдается тенденция к снижению пошлин на экспорт пшеницы из России. Так, с 28 сентября по 4 октября включительно она составляет 2 476,6 руб. за тонну, на вывоз ячменя — 2 152,6 руб. за тонну, кукурузы — 3 659,9 руб. за тонну. Неделей ранее пошлина на экспорт пшеницы составляла 2 668,3 руб. за тонну. Напомним: в июне (к примеру, с 22.06 по 28.06.2022 включительно) она составляла более 7 700 руб. или 142 доллара за тонну (при курсе ЦБ РФ 54,7 руб.), на вывоз ячменя — 117,5 доллара, кукурузы — 86,5 доллара за тонну.

Тенденция к снижению пошлины хоть и подстегивает интерес зернотрейдеров и экспортеров, но в актуальной ситуации этого недостаточно. Позиция АККОР остается неизменной: экспортную пошлину необходимо отменить», — считают в организации.

К слову, еще весной на Всероссийском зерновом форуме в Сочи министр сельского хо­зяйства Дмитрий Патрушев говорил, что хоть ведомство не рассматривает вопрос отмены пошлины на экспорт зерна и не планирует менять формулу демпфера, все же оно готово вернуться к обсуждению при дальнейшем укреплении рубля. В этом случае экспорт становится все менее выгоден для аграриев.

«Квота и демпфер — это тот механизм, который нам позволяет регулировать, во-первых, цену на внутреннем рынке, а во-вторых, наличие товара на внутреннем рынке, — цитирует Поле.рф слова министра. — Если мы увидим тенденции, которые будут говорить о серьезном укреплении рубля, конечно, мы предложим механизм, который поменяет формулу. Можно говорить и об увеличении базиса, и о снижении этих 70 %, которые сейчас берутся. Но пока та формула, которая есть, на наш взгляд, отвечает и интересам производителей, и интересам государства с точки зрения потребителей конечной продукции».

Но пока что изменения формулы как не было, так и нет. Аграрии по-прежнему «отсегивают» по 70 % с экспортных пошлин в государственную казну. При этом искренне недоумевают, каким именно из их интересов соответствует такое высокое отсечение. В начале октября Дмитрий Патрушев в очередной раз подтвердил, что вопрос об отмене экспортной пошлины на пшеницу по-прежнему даже не рассматривается. Именно этот механизм, по мнению чиновников, позволяет направлять на поддержку агропромышленного комплекса страны «беспрецедентный объем средств», пишет РБК.

Объем поддержки аграрных секторов действительно вырос. Напомним, ранее он составлял около 300 млрд руб. в год. В этом и следующем году цифра серьезно увеличилась — практически до полутриллиона рублей. От поддержки сейчас аграрии, конечно, не отказываются, но считают, что при наличии достойной цены на внутреннем рынке за произведенную продукцию и прибыли на внешнем эту сумму могли бы сократить как минимум вдвое. Пока что изымают, условно говоря, в виде пошлин 100 руб., а возвращают в виде субсидий всего 10 руб., и то зачастую вовсе не растениеводам. Поддержку распределяют по всем направлениям сельского хозяйства.

Аналитики рынка говорят о том, что экспортные пошлины на зерновые, масличные, растительное масло и другие товары заметно ограничивают в растениеводстве доходность, инвестиционную привлекательность и будущие объемы производства.

«Растениеводы уже неоднократно обращались к властям с просьбой об отмене экспортных пошлин. Но механизм даже не подкорректировали ни на миллиметр. Определили пороговый уровень цен, который никак не индексируется с инфляцией, с разницы отдай 70 % в казну. Почему именно такой порог, почему именно 70 %, непонятно. Печально то, что власти даже не хотят обсуждать этот вопрос с аграриями. Система обратной связи с государством нарушилась много лет назад. До этого момента в Правительстве все же реагировали на жалобы отраслевиков и принимали нужные решения, сейчас поправки вводятся только в крайних случаях. Но, учитывая проблемы этого года, нужно не только снова оттачивать обратную связь, но и действовать тоньше и гибче при внедрении любых экономических механизмов», — считают эксперты.

Тем временем Правительство РФ приступило к рассмотрению вопроса о введении экспортных пошлин еще на один продукт — удобрения, сообщает «Коммерсантъ». До этого момента экспорт удобрений пошлинами не облагался. Как сообщил в Совете Федерации министр финансов Антон Силуанов, Минфин уже определился с уровнем отсечки экспортных цен. При превышении ценового порога в 2023 году производителям удобрений придется платить экспортные пошлины. Для фосфорных и азотных удобрений базовый показатель составит $500 за тонну, калийных — $400 за тонну. Ставки пошлин Правительство пока не раскрывает. Уже понятно, что это также отразится на развитии отрасли в целом.

«Очевидно, что ввод пошлин снизит доходы производителей удобрений и, возможно, заставит свернуть часть инвестпроектов. Что касается влияния на внутренний рынок, то здесь речь идет о решении задачи пополнения бюджета, а не о каком-то регулировании внутренней ситуации. Тем не менее введение пошлин может привести к понижению цен на удобрения на внутреннем рынке», — считает ведущий аналитик консалтинговой группы «Текарт» Евгения Пармухина.

Евгения Пармухина
Ведущий аналитик консалтинговой
группы «Текарт»: «Открытие границ для импортной продукции, безусловно, усложняет положение российских компаний, которые пытаются строить бизнес в данной сфере»

Последнее предположение нельзя не приветствовать. Учитывая рост цен на удобрения, как и на остальные ресурсы, качество будущего урожая внушает опасения. Производители удобрений, к которым обратилось наше издание, пока никак не прокомментировали ситуацию, так что вопрос о ценах на внутреннем рынке остается открытым. Пока это очередное пополнение государственной казны.

Стоп-сигнал для инвесторов

Однако Правительство РФ не только внедряет экспортные пошлины для ряда аграрных секторов. В других направлениях, наоборот, лоббируется беспошлинный ввоз импортного товара. Официально это делается для недопущения дефицита товаров и понижения цен на ряд значимых продуктов — снова попытка государственного регулирования. Подобная мера уже сыграла свою роль при снижении ажиотажа в отношении сахара, который резко подорожал на фоне февральских событий и стал крайне востребованным товаром, ситуация выровнялась. В этом году отрасль прогнозирует профицитный объем производства, проблем с обеспечением внутреннего рынка не предвидится. Но беспошлинный ввоз сахара продолжает действовать до 31 октября, несмотря на обращения Союза сахаропроизводителей России об отмене этой меры. По мнению участников Союза, беспошлинный ввоз импорта был оправдан в момент резкого роста цен на сахар и возникшего ажиотажа. Но сейчас он негативно отражается на рентабельности отрасли и ставит под удар планы на урожай сахарной свеклы в следующем сезоне.

«Снова видим проблему не­гибкого подхода к механизму пошлин и квотирования, который в итоге негативно отражается на важной аграрной отрасли. Регулировать большинство рынков желательно исходя из ситуативного и прогнозируемого баланса. Возьмем сахарную отрасль. Если в силу каких-то причин ожидается производство ниже объема потребления, то необходимо принимать оперативно (еще осенью) решение о введении небольшой квоты беспошлинного импорта сахара-сырца на следующий календарный год с поставкой до августа. Уточнить этот объем нужно еще раз по окончании сезона переработки в марте. Также подчеркну: подобные решения желательно принимать в рамках ЕАЭС, у нас единый рынок. Квотируемый объем сахара-сырца будет переработан на российских заводах, будут выплачены зарплаты и налоги. В итоге мера об ограничении экспорта становится ненужной, особенно если речь идет о готовой продукции. Глупо запрещать экспорт готового товара с высокой добавленной стоимостью (пудра, прессованный сахар и песок в розничной упаковке до 2 кг). Но в этом году наш регулятор установил ограничение на экспорт сахара с марта по август. Лучше не запрещать, а более тонко и оперативно регулировать рынок, опираясь на его особенности, запросы и колебания», — комментирует ведущий эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Евгений Иванов.

Евгений Иванов
Ведущий эксперт ИКАР: «Регулировать большинство рынков желательно исходя из ситуативного и прогнозируемого баланса»

Еще одной непопулярной мерой якобы поддержки рынка стал беспошлинный импорт говядины в рамках квоты. Ранее пошлина составляла 15 %. Фермеры-животноводы прямо говорят, что подобное лоббирование импорта на отечественном рынке их разоряет. Но по последним данным, Минсельхоз РФ планирует продлить квотируемый беспошлинный импорт по говядине и на следующий год.

«Текущий курс доллара США фактически стимулирует импорт говядины. Действующая квота на импорт замороженной говядины составляет 530 тыс. тонн. Даже 15 %-ная пошлина на ввоз мяса в рамках этих квот не станет препятствием для наращивания импорта. Необходимо также отметить, что основные поставщики говядины являются странами – пользователями тарифных преференций. Соответственно, ставка ввозной таможенной пошлины на ввоз говядины составляет для них в рамках квоты не 15 %, а 11,25 %», — пояснил генеральный директор Национального Союза производителей говядины Роман Костюк.

По словам эксперта, при сегодняшних экономических условиях мясо говядины, произведенное в РФ, не может конкурировать по цене с замороженным мясом, ввезенным по льготной ставке. Стоимость импортируемой говядины гораздо ниже произведенной в России даже с учетом пошлины в 11,25 %, а при беспошлинном ввозе и подавно. В результате беспошлинный ввоз замороженной говядины уже вызвал существенное снижение цен на закупку скота на откорм и убой, а при таких условиях инвестиции в выращивание мясного КРС становятся рискованными. Это приведет к дальнейшему сокращению внутреннего производства и остановке инвестиций в отрасль, что будет стимулировать власти усиливать импорт говядины и далее. Замкнутый круг.

Потребители также не ощу­тили на себе пользу от беспошлинного импорта. Цены на говядину в магазинах по-прежнему растут. По словам Романа Костюка, беспошлинный ввоз прямо ориентирован на мясоперерабатывающие комплексы фактически для обеспечения производства колбас и полуфабрикатов. Это отражается на внутренних ценах переработчиков и импортеров. Стоимость продукции на полке магазина никак не меняется.

«В итоге подобное решение со стороны Правительства РФ дает однозначный красный сигнал инвесторам: в ближайшие годы отрасль мясного скотоводства будет в статусе рисковых инвестиций. Если вместо прямого протекционизма и импортозамещения используется беспошлинный импорт готовой продукции, значит, вероятность возврата длинных инвестиций (в отрасли мясного скотоводства 5–10 лет в разных сегментах) крайне сомнительна. Это фактически прямое отсутствие интереса государства к развитию отрасли, и вряд ли инвесторы в этом случае станут брать на себя риски», — считает глава Союза.

«Есть традиционно тяжелые для развития отрасли. Разведение КРС — из их числа. По производству говядины, так же, как и молока, в России есть проблемы, страна не обеспечивает себя этими продуктами в нужном объеме. При этом открытие границ для импортной продукции, безусловно, усложняет положение российских компаний, которые пытаются строить бизнес в данной сфере. По другим, кроме говядины, видам мяса Россия достигла самообеспечения. С рыбой ситуация сложнее. Теоретически страна может обойтись без импорта в данном направлении, но нужны будут совместные усилия со стороны государства, компаний отрасли и ряда поддерживающих отраслей. Такие взаимодействия в нашей стране не отлажены, и реализация подобных проектов проходит неэффективно и затягивается надолго», — добавили аналитики «Текарт».

Импорт без преференций

А тем временем в Минсельхоз РФ поступило обращение от Ассоциации компаний розничной торговли. АКОРТ попросила обнулить пошлины на ряд товаров, которые находятся на магазинных полках. В частности, речь идет о некоторых овощах и фруктах, точный перечень неизвестен. Представители Ассоциации уверяют, что это поможет сдержать рост цен на продукты питания для потребителей в сложной экономической ситуации.

НКО «Национальный союз производителей плодов и овощей» уже высказался против подобного предложения.

«Плодоовощной союз и его члены относятся отрицательно к обнулению ввозных таможенных пошлин, особенно в отношении тех товаров, которые производятся в России в достаточном количестве и их производство год от года увеличивается. Это может обрушить рынок и негативно повлиять на экономику отечественных сельхозпроизводителей», — прокомментировал исполнительный директор Союза Андрей Казаков.

Это касается не только овощей и плодов открытого грунта, но и выращиваемых в тепличных комплексах. Так, сегодня одной из главных задач подотрасли овощеводства закрытого грунта является импортозамещение по томатам. По итогам 2021 года доля импорта составила 40 %. В этом сезоне она продолжает снижаться.

«У нас ежегодно растет собственное производство томатов закрытого грунта. За семь месяцев текущего года производство отечественных тепличных томатов увеличилось на 6,2 % по сравнению с аналогичным периодом 2021 года, а импорт снизился на 22,8 %. Обращаем внимание, что наши инвесторы вкладывают сотни миллиардов рублей в строительство новых тепличных комплексов, которые предназначены для производства томатов. Обнуление пошлин (это примерно 5–10 % от той цены, по которой импортируют) не приведет к снижению розничных цен на рынке, а принесет лишь вред отрасли: даст дополнительные преимущества иностранным компаниям и импортерам перед отечественными производителями. Полагаем разумным шагом обнуление пошлин на те позиции, которые у нас не производятся (экзотические фрукты и овощи, к примеру, бананы, киви, батат и др.) или производство которых падает со временем. То есть на те позиции, по которым у нас есть проблемы», — отметил эксперт.

Правда, в этом году сбор урожая овощей открытого грунта в некоторых регионах подкосила плохая погода. Из-за обильных дождей техника вязнет на полях, земля сильно переувлажнена. Высок риск того, что часть урожая картофеля, свеклы, моркови может просто сгнить прямо на полях. Впрочем, паниковать рано, результаты станут известны позднее. А пока отечественные сезонные овощи-фрукты по-прежнему поступают на прилавки магазинов. В другое время года исправно работает тепличная отрасль, закрывая многие потребности российских покупателей. Тем не менее импорт, по мнению некоторых экспертов, нам все-таки нужен, в том числе и по основным позициям овощеводства и плодоводства. До перепроизводства нам еще пока далеко, но ввозить заграничные продукты необходимо на паритетных условиях и не мешая развиваться нашим товаропроизводителям.

Так что пошлины нужно отменять или вводить точечно (если это вообще необходимо), исходя из конкретной пользы не только для потребителей, но и для сельхозтоваропроизводителей, которые в этом году и так переживают не лучшие времена.

«На госуровне пошлины объясняют стремлением обеспечить доступность продовольственных товаров на внутреннем рынке, в том числе необходимостью сдерживать цены. Однако участники рынка многократно приводили свои аргументы против подобного подхода. Например, упоминали, что цена на конечную потребительскую продукцию часто несущественно зависит от стоимости сельхозпродукции. Также говорили о том, что искусственное сокращение прибыли сельхозпроизводителей не дает им возможности органически развиваться, а значит, решать ряд важных для страны задач, в том числе повышения урожайности, технологической оснащенности сектора, инновационности, престижности отрасли для талантов, улучшения уровня жизни на селе, выхода на мировые рынки и прочее. Получается, что с одной стороны государство ставит амбициозные задачи по развитию АПК и выделяет на это бюджетные деньги, но с другой ограничивает возможности для развития сельхозпроизводителей. При этом не решаются проблемы ни с доступностью продуктов питания для мало­обеспеченных слоев населения, ни с интенсификацией развития сельского хозяйства. Профессиональные объединения и отраслевые эксперты предлагали альтернативные варианты решения правительственных задач без ущерба для своих отраслей, но пока диалог между заинтересованными сторонами не налажен. Особенно болезненно ограничения воспринимаются сейчас, когда страна находится под санкциями, себестоимость растет, партнерские связи рвутся и т. п. Кроме того, мировые рынки, как правило, очень конкурентные, и российские компании, сдав имеющиеся в настоящий момент позиции, вернут их с трудом, не говоря уже о реализации планов по увеличению доли РФ в мировой торговле продукцией АПК», — подытожила Евгения Пармухина.

В ЭТО ВРЕМЯ

Государственную казну по­полняют не только экспортными пошлинами, но и введением акцизов. Доходы обещают перенаправить на благое дело. Так, в сентябре в СМИ появилась информация, что Правительство РФ собирается все-таки ввести акцизы на сладкие газированные напитки. Подобная инициатива высказывалась и ранее, но не была реализована. Полученный доход государство планирует направить на финансирование мероприятий по борьбе с сахарным диабетом.

«Индустрия напитков не поддерживает эту инициативу. В августе 2022 года Правительство РФ по итогам работы межведомственной группы приняло решение отложить вопрос о введении акциза на сладкие напитки после стабилизации экономической ситуации. Ранее индустрия напитков представила подробную аргументацию, почему введение акциза нецелесообразно. С учетом текущей ситуации запуск этого механизма может принести негативные последствия для всех производителей. Кроме того, хотелось бы отметить, что в данный момент не наблюдается роста категории сладких газированных напитков, а ее вклад в потребление сахара населением незначителен (менее 2 %) и подобная мера лишь усугубит ситуацию», — прокомментировал президент Союзнапитки Максим Новиков.

Также в организации отметили, что в России ранее акциз на сладкие напитки не существовал. При этом для мировой практики идея не нова, но во многих странах, где он принимался, его в итоге отменяли в связи с неэффективностью и с точки зрения пополнения казны налогами, и с точки зрения положительного эффекта для оздоровления населения.

ЮЛИЯ ЖИТНИКОВА

Земля и Жизнь, 2003-2021 | Политика конфиденциальности