Нелегальный «красный» бизнес прикроют

Нелегальный «красный» бизнес прикроют

Государственная Дума РФ в первом чтении приняла законопроект об эксперименте по контролю за вывозом икры с Дальнего Востока. С 1 августа 2022 года в личном багаже авиапассажиры смогут перевозить не более 10 кг икры без чеков и специальных документов. Принятые меры должны поддержать легальный рыболовный бизнес и приструнить браконьеров.

Нелегальный «красный» бизнес прикроют

Икра уплывает налево

О планируемом эксперименте сообщила вице-президент РФ Виктория Абрамченко в своем телеграм-канале.

«Проблема не новая. Провозят в багаже под видом «личного пользования» огромные контейнеры с икрой. Что это за икра, какого она качества, как получена и откуда доставлена, никому не известно. А ведь это буквально промышленные масштабы: только в аэропорту Камчатки так провозят 800 тонн ежегодно. В большинстве случаев речь идет о контрафактной и небезопасной продукции», — написала Виктория Абрамченко.

В итоге правительство, Минсельхоз РФ совместно с депутатами Государственной Думы подготовили правовые изменения для регулирования вывоза икры лососевых видов рыб для личных целей в рамках эксперимента для Камчатского края. Как сказано в пояснительной записке к законопроекту, под икрой лососевых видов рыб (красная икра) непромышленного изготовления понимается икра лососевых видов рыб (красная икра) без заводской упаковки, содержащей маркировку единым знаком обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и указание наименования и места нахождения изготовителя или фамилии, имени, отчества и места нахождения индивидуального предпринимателя-изготовителя, наименования и места нахождения уполномоченного изготовителем лица (при наличии), наименования и места нахождения импортера.

На сегодняшний день Камчатка — лидирующий регион по добыче тихоокеанских лососей и производству рыбной продукции, в том числе икры лососевой. Незаконный оборот водных биоресурсов остается одной из наиболее актуальных проблем в рыбохозяйственной отрасли Камчатского края. По информации главы региона Владимира Солодова, икра производится в кустарных условиях из браконьерского сырья. Соответственно, не соблюдаются нормы безопасности, нарушаются технологии изготовления и хранения. Такая продукция может не просто быть некачественной, но и опасной для здоровья. В целом среднегодовой объем транспортируемой самолетами икры достигает до 2 тыс. тонн. При этом пассажиры в личном багаже перевозят более 500 тонн икры. Для производства такого количества «красного золота» ежегодно браконьеры уничтожают более 15 тыс. тонн сырца лосося. По самым минимальным подсчетам ущерб РФ составляет более 15 млрд руб.

Можно себе и немного соседу

Чтобы сократить объемы перевозок нелегальной продукции, в рамках эксперимента приняли решение ограничить провоз икры весом не более 10 кг в личном багаже пассажиров самолета. Такого количества, по мнению инициаторов законопроекта, вполне достаточно для личных нужд.

«Сразу скажу, что граждане, которые везут икру для личного потребления и в качестве дальневосточного подарка родственникам, не пострадают, они смогут свободно перевозить икру в допустимом объеме. Мера направлена против тех, кто в багаже провозит промышленные объемы контрафакта якобы для себя и подвергает огромному риску здоровье своих будущих покупателей», — отметила Виктория Абрамченко.

Объемы выше этой нормы будут конфисковывать прямо в аэропорту. Правда, пока неизвестно, что будут делать с изъятой икрой. Обычно контрафакт у нас ликвидируется. Депутаты уже озвучили эту проблему. Впереди второе чтение, на котором должны разработать механизм действия закона и решить оставшиеся вопросы.

Но подготовка к проведению эксперимента уже идет полным ходом. Владимир Солодов обратился к помощнику министра внутренних дел РФ Сергею Умнову с просьбой оказать содействие со стороны УВД в части организации процесса.

«Специфика нашего региона такова, что ценнейший ресурс — лосось — добывается на огромной безлюдной территории, поэтому один из наших приоритетов — это борьба с браконьерством. В этом году у нас запускается эксперимент по ограничению провоза икры в авиабагаже, что станет значимым шагом вперед в этом вопросе. Конечно, реализация этого эксперимента потребует несколько нестандартных действий, поэтому я хотел обратиться с просьбой, чтобы по вашей линии было оказано возможное содействие», — сказал губернатор.

В свою очередь, Сергей Умнов выразил готовность оказать возможное содействие со стороны Управления, сообщает пресс-служба правительства Камчатского края.

Перекрыть канал сбыта

Проблема нелегального вывоза красной икры с Камчатки в промышленных масштабах действительно не нова. Еще в 2020 году секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев на заседании во Владивостоке сообщил, что стоимость нелегально вывозимой каждый год с Камчатки лососевой икры составляет 3 млрд руб., — пишет ИА REGNUM. Там же секретарь СБ РФ заявил, что готовится «целый ряд мер» по «декриминализации рыбохозяйственного комплекса». Но пока что проблема все еще весьма актуальна. За период 2018–2019–2020 годов контролирующими органами было изъято из незаконного оборота 23,7–9,3–2,1 тонн икры лососевых видов рыбы соответственно. За истекший период текущего года в ходе рейдов по водным объектам уже изъяли 4 550 кг красной икры. На маршрутах транспортировки, в местах хранения и реализации водных биологических ресурсов и продукции из них конфисковали еще 3 270 кг «красного золота».

«Для Камчатки вопрос борьбы с браконьерством и нелегальным провозом в больших объемах красной икры — архиважный. По данным наших камчатских коллег, нелегально в год вывозится около 2 тыс. тонн икры. Это огромные потери для бюджета РФ и удар по легальному рыболовству. Ввоз в больших объемах браконьерской икры отражается на состоянии рынка, на ценообразовании. Так как браконьеры не платят ни за пользование водными биоресурсами, ни налоги, то имеют возможность демпинговать цены, — комментирует президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов. — Да, проблема браконьерства и нелегального вывоза продукции не нова. С незаконными рыболовами борются специальные органы, проводятся рейды, но если взять Камчатку, то контролировать такую огромную территорию достаточно сложно. Поэтому должны действовать не только фискальные меры, но и заградительные, которые не позволяли бы браконьерскую продукцию направлять в центральные регионы нашей страны. Именно поэтому Координационный Совет рыбохозяйственных общественных объединений Дальнего Востока обращался в том числе и в правительство РФ с просьбой принять необходимые меры. Одной из них и является ограничение провоза красной икры в личном багаже авиапассажиров. Общими усилиями эта цель была достигнута».

Возникает вопрос: если прикроют нелегальный канал реализации красной икры, не вырастет ли ее цена еще больше? Ведь в легальных магазинах стоимость увеличивается ежегодно, несмотря на успешные показатели официальной рыбодобычи. Так, в 2021 году в РФ было произведено 22,6 тыс. тонн красной икры, что вдвое больше, чем в 2020 году. При этом цены на «красное золото» выросли в среднем в полтора раза.

«Подорожает ли из-за введенных мер красная икра? Я бы не сказал, что это может стать причиной. Ценообразование на рынке красной икры и морепродуктов будет по-прежнему складываться исходя из себестоимости. Топливо не дешевеет, зарплата должна расти, плата за водные биоресурсы есть. Все эти затраты не могут не влиять на конечную цену», — отметил Георгий Мартынов.

Кстати, в рост цены закладываются и другие затраты участников рыбохозяйственной отрасли. Государство рыбную отрасль не дотирует, наоборот, эта сфера экономики выступает в роли инвестора, реализуя значимые инвестпроекты.

«Государство поставило перед нами задачу, и мы ее выполняем, строим заводы, суда. Конечно, издержки большие, взяты кредиты. Общая закредитованность рыбохозяйственной отрасли на сегодняшний момент — 460 млрд руб., поэтому снижения цен на продукцию в современных реалиях ждать не стоит. Но, если прекратить поток контрафактной продукции, мы сможем сохранить и оздоровить отрасль, а также обеспечить на прилавках магазинов только качественный продукт в нужном количестве».

В этом году специалисты прогнозируют более 300 тыс. тонн вылова рыбы — это вполне достаточный объем, чтобы снабдить рыбной продукцией наш внутренний рынок. Так что дефицита красной икры, даже если прикроется канал с нелегальными поставками, ожидать не стоит.

Как отметили в Федеральном агентстве по рыболовству, перекрытие нелегального канала сбыта позволит не только снизить объемы незаконной добычи рыбы, но и избежать подрыва запасов популяций тихоокеанских лососей.

«Ежегодно браконьеры наносят непоправимый ущерб водным биоресурсам Дальнего Востока. В случае с лососевыми видами это особенно часто происходит на нерестовых реках. Совершенствование правил рыболовства и ужесточение ответственности за нанесение вреда водным биоресурсам, включая уголовное наказание за браконьерство, являются эффективными мерами, однако полностью браконьерство искоренить сложно», — комментируют в ведомстве.

Эксперимент по ограничению перевозки икры пройдет с 1 августа 2022 года по 1 августа 2025 года. Соответствующие требования будут включаться в правила воздушных перевозок самими авиакомпаниями.

ЮЛИЯ ЖИТНИКОВА

Земля и Жизнь, 2003-2021 | Политика конфиденциальности