Сахарную отрасль снова могут коснуться ограничения. В середине марта Минсельхоз РФ предложил ввести запрет на экспорт сахара тростникового и свекловичного до 31 августа 2024 года. Официальное обоснование — избежать резких скачков цен на входе в новый сезон. Нужна ли данная мера в настоящее время, рассказали наши эксперты.
Напомним, подобное ограничение сахарная отрасль переживает не впервые. Также в марте, только два года назад, Правительство РФ уже вводило временный запрет на экспорт зерновых в страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС), и помимо этого на вывоз белого сахара и тростникового сахара-сырца в третьи страны. В страны ЕАЭС экспорт разрешался только по специальному согласованию с Минсельхозом РФ.
Тогда подобную меру приняли, чтобы отрегулировать цены на внутреннем рынке, которые резко подскочили в феврале – марте 2022 года. Как итог — цена на полке за килограмм сладкого продукта с максимальной в апреле 2022 года в 85,7 руб. постепенно снизилась. Последующая отмена запрета экспорта уже не повысила стоимость сахара. В начале 2024 года на прилавках 1 кг сахара стоил чуть более 70 руб.
Тем не менее в марте текущего года Минсельхоз РФ снова выступил с предложением ограничить экспорт свекловичного и тростникового сахара, а также химически чистой сахарозы в твердом состоянии.
«Запрет… распространяется на сахар, вывозимый с таможенной территории Евразийского экономического союза после дня вступления в силу настоящего постановления, задекларированный и выпущенный в соответствии с таможенными процедурами, допускающими вывоз сахара с таможенной территории Евразийского экономического союза», — пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на проект постановления.
В том числе там указано, что ограничение не будет распространяться на страны ЕАЭС в определенных объемах и при наличии разрешения, а также на гуманитарную помощь, на поставки по межправительственным соглашениям и на сахар, вывозимый в качестве припасов.
В качестве причины в сообщении телеграм-канала Sugar.ru говорится о подстраховке Минсельхоза в преддверии наступления нового сахарного сезона, который начинается с 1 августа 2024 года.
«Минсельхоз считает, что вывезенного с начала сезона сахара уже достаточно, чтобы нивелировать профицит производства, а текущие остатки позволят войти в новый сезон без сильных колебаний цен», — говорится в сообщении. Что же касается поставок в страны ЕАЭС, то для них предлагается согласовать определенные объемы.
Эксперты не исключают, что на решение ведомства повлияла активизация поставок сахара за рубеж. По данным Sugar.ru, экспорт российского сахара ж/д транспортом в феврале ускорился и составил 83,2 тыс. тонн (в январе было 71,3 тыс. тонн, в декабре 2023 года — 87,9 тыс. тонн). Активизация экспорта сахара с ноября 2023 года отмечается также в обзоре Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР). Он оценивает ж/д экспорт с августа 2023 года по февраль 2024 года в 493 тыс. тонн, рост в три раза год к году. В числе крупных импортеров — Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и Туркмения.
При этом общий объем производства сахара (свекловичного и тростникового) в России в 2023–2024 году может превысить 6,8 млн тонн (+12 % к предыдущему сезону). Внутреннее потребление сахара составляет около 5,8 млн тонн и, по мнению ряда аналитиков, вряд ли существенно изменится в ближайшие годы.
Мнения экспертов по предложению Минсельхоза РФ разделились. Так, консультант по организации пищевых производств Иван Кузнецов считает данную меру вполне приемлемой перестраховкой.
«Цены на российский сахар очень низкие, за счет этого интерес к нашему продукту у импортеров растет. Возможно, поэтому высокие темпы экспорта начали вызывать опасения у правительства. Тем более впереди, в июле – августе, в России традиционно растет потребление сахара в домашних хозяйствах. А до нового урожая еще далеко и неизвестно, каким он окажется. Поэтому, на мой взгляд, вполне правильно придержать переходящие запасы. Кроме того, у нас добавились новые регионы, которые также могут повлиять на рост потребления сахара. А еще есть армия с усиленными пайками, в которых используется много сахара как источник быстрых углеводов. Поэтому, возможно, это решение вполне объективно», — считает Иван Кузнецов.
Ведущий эксперт ИКАР Евгений Иванов, в свою очередь, считает, что вводить эмбарго на экспорт сахара в данный момент стратегически нежелательно.
«Российские производители сахара потратили много усилий и времени, чтобы выйти на каждый из освоенных рынков двух десятков стран. Даже если в будущем баланс сахара сложится напряженно, точно не стоит запрещать экспорт сахара (песок, прессованный, пудра) в розничной упаковке менее 2 кг партиями до 25 тонн (контейнер). Это товар с повышенной добавленной стоимостью, и подобные поставки на экспорт из России в принципе никогда не были большими», — говорит Евгений Иванов.
По мнению специалиста, России важно сохранить освоенные ниши, так как вновь возвращаться на все рынки с премиальным товаром будет очень тяжело.
«Регулирование государством отрасли желательно вести более продуманно и тонко. Запретить легко, но потом придется справляться с последствиями. Мы считаем, что как минимум при запрете экспорта любого товара, в том числе сахара, важно предоставить всем традиционным странам-партнерам хотя бы небольшие квоты в размере примерного исторического импорта из России в среднем за последние три – пять лет. Это такие страны, как Абхазия, Южная Осетия – Алания, государства – члены ЕАЭС: Беларусь, Казахстан, Киргизия, Армения; страны СНГ — Узбекистан, Таджикистан, Туркмения, Азербайджан; страны, доступные по железнодорожной колее 1520: КНДР, Монголия, Афганистан, Иран, Турция, Грузия; страны, с которыми заключены соглашения о свободной торговле с ЕАЭС — Иран, Сербия, Вьетнам», — отметил Евгений Иванов.
Специалист привел в пример Индию, где случился неурожай риса и страна ввела запрет на экспорт. Но при этом составила список ближайших стран-партнеров, которым она дает небольшую квоту, исходя из исторических объемов экспорта. В итоге соседи Индии не в обиде — это Непал, Бутан, Бангладеш, Мальдивы и пр. Государство-экспортер тоже не пострадало от дефицита продукта.
В нашем случае, по мнению эксперта, текущие объемы российского экспорта умеренные и не несут угрозу продовольственной безопасности России.
«Мы экспортируем в этом сезоне довольно активно, но не миллионы тонн, а лишь десятки тысяч в месяц. Для российского сахара просто нет даже таких рынков, куда легко можно фактически поставить огромные объемы. Но нам доступны некоторые рынки Азии, куда мы отправляем относительно небольшие объемы, которые почти не влияют на обеспеченность внутреннего рынка продуктом. Например, в Монголию в этом сезоне поставлено 13,8 тыс. тонн сахара. Всего лишь. Такая цифра не может повлиять на внутренний рынок. А вот потеря рынка может грозить существенными последствиями в будущем для отрасли и экономики государства в целом», — считает Евгений Иванов.
Новые регионы, по мнению эксперта, также вряд ли существенно повысят уровень потребления сахара в России, учитывая темпы общей убыли населения по всей стране в последние годы. Таким образом, введенный запрет — просто страховочная мера регулятора. Но подстраховаться можно было и по-другому.
«Для страховки можно задействовать такой государственный механизм, как интервенционный фонд. Эта мера формально обозначена в законодательстве несколько лет назад: государство может выкупить у производителей сахара 250 тыс. тонн сахара. И этот запас может стать подушкой безопасности при плохом урожае, например. Но этот инструмент за все годы его введения не был задействован ни разу», — говорит специалист.
При этом, как напоминает представитель ИКАР, сахарная отрасль существенно пополнила казну курсовыми экспортными пошлинами на сахар и свекловичный жом с 1 октября прошлого года. С этого момента пошлина составляет от 4 до 7 % таможенной стоимости в зависимости от курса национальной валюты, взимается при курсе 80 руб. / 1 долл. и выше. По постановлению правительства, ставка пошлины равняется 4 % при курсе 80–85 руб. за доллар США; 4,5 % при 85–90 руб.; 5,5 % при 90–95 руб.; 7 % при 95 руб. и более. Из этого объема, например, вполне можно было частично оплатить закупки в интервенционный фонд, что помогло бы производителям избавиться от высоких переходящих запасов к началу сезона и мягко регулировать цены на внутреннем рынке. Но, видимо, проще запретить экспорт.
ЮЛИЯ ЖИТНИКОВА