29 марта 2023

Оленеводство: экзотика, культура и промысел

Оленеводство: экзотика, культура и промысел

С доброй новости начался год для оленеводов Хабаровского края. Правительство региона сообщило о том, что жители Дальневосточного округа получат субсидии в размере 1 млн руб. на развитие оленеводства. Их предоставят краевой и муниципальные бюджеты региона в соотношении 70/30. Факт господдержки оленеводов сложно переоценить, ведь на сегодняшний день Россия — мировой лидер по численности северных оленей. В хозяйствах страны их содержится 60 % от общего домашнего поголовья.

От запада до Поволжья

В настоящее время разведением оленей в России занимаются не только Дальневосточные хозяйства, но и фермеры Урала, Сибири, Северо-Запада, Центра и даже Приволжья. На территории страны разводится четыре аборигенные породы — ненецкая, эвенкийская, эвенская и чукотская.

Есть версия, что первыми охотиться на диких оленей, а потом и приручать их, начали ненцы. По одним утверждениям, это было в Х веке, по другим — в VI–VII. Но тот факт, что оленеводство как устойчивая форма сельского хозяйства сформировалось в XIX веке, споров не вызывает. Как и то, что оленеводство — не только направление современного российского АПК, но и традиционная культура малочисленных народов Севера.

Оленеводству как отрасли довелось пережить несколько этапов, которые в конечном итоге повлияли на его развитие. Это и исчезнувший кочевой образ жизни в советские годы, и ликвидация Института народов Севера, и уничтожение колхозов в 90-е. Сегодня, по словам экспертов, в России определились регионы-лидеры, которые дают максимум по поголовью и объемам выручки — НАО, ЯНАО, Якутия и ЧАО. Разведением животных занимаются КФХ, ИП и население. В Чукотском автономном округе их 3 %, а в Ямало-Ненецком — до 75 %, среди лидеров и Красноярский край. В сумме на них приходится порядка 83,3 %. Это около 1,6 млн голов, в том числе на Урале — 817,4 тыс., в ДФО — 355,3 тыс., на Северо-Западе — 322,1 тыс. Производство на убой в 2020 году достигло 16,1 тыс. тонн в живом весе.

Несмотря на то, что в этих регионах есть тенденция к переходу фермерских хозяйств в статус организаций, индивидуальное оленеводство имеет большое значение для местных жителей, в том числе и как национальный промысел. За регионами-лидерами следуют Мурманская область и Республика Коми. Меньше всего животных содержится в хозяйствах Архангельской области и Республики Карелия, не считая центра страны и Поволжья, для которых северные олени, скорее, экзотика.

Не денег ради

Как и в любой отрасли АПК, в оленеводстве не без трудностей. Медленное увеличение поголовья эксперты объясняют высокой себестоимостью мяса, дефицитом пригодных пастбищ, трудностями со сбытом и увеличившейся финансовой нагрузкой по причине введения новых ветправил. Нередко говорится и о том, что пора пересмотреть саму структуру отрасли. Например, создать убойные цеха на территории выпаса оленей, что позволит маркировать продукцию как экологически чистую. Это, в свою очередь, откроет новые перспективы для экспорта.

Эксперты Северо-Западного центра междисциплинарных исследований проблем продовольственного обеспечения заявили о том, что в конце 90-х годов прошлого века домашних северных оленей в России стало почти в два раза меньше. Общий экономический кризис и развал союзного государства не обошел стороной и такую область АПК, как оленеводство. Упадок продолжался довольно длительное время, до тех пор, пока в 2006 году оленеводство не включили в национальный проект, а еще через год оно стало приоритетной подотраслью развития животноводства. И, как следствие, произошло увеличение поголовья. К 2015 году экономисты констатировали стагнацию отрасли, а затем и спад развития.

Больше всего домашних северных оленей сегодня содержится в ЯНАО — около 649 тыс. голов. С 2015 года поголовье в этом регионе снизилось на 11 %. Но, учитывая нехватку зимних пастбищ в Ямальском, Приуральском и Тазовском районах, тревогу никто не бьет. «Из-за этого крупные оленеводческие хозяйства и общины в зимний период вынуждены вести выпас животных в соседних районах, а некоторые искусственно подкармливать их комбикормом», — говорит директор департамента агропромышленного комплекса ЯНАО Виктор Югай.

По словам начальника департамента сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа Сергея Давидюка, на процесс устойчивого снижения общего выходного поголовья домашних северных оленей оказывают влияние и такие факторы, как погодные условия, низкие зарплаты оленеводов, дефицит кадров и плохое материально-техническое обеспечение предприятий, выполнение технологических мероприятий с несоблюдением графика, долги за коммуналку и топливо. «В 2021 году на Чукотке содержалось 125 тыс. взрослых оленей. За четыре года их численность снизилась почти на 20 %», — говорит он.

В Красноярском крае, где разведением домашних северных оленей преимущественно занимаются ЛПХ, их численность сократилась по причине набегов хищников на стада.

В Якутии на сегодняшний день содержится 152 тыс. домашних и 70 тыс. диких северных оленей (в 80-х годах прошлого века их было 380 и 300 тыс. соответственно).

А вот

с пастбищами — проблема. Закрепленных меньше 1 млн га, а более 79 млн га — бесхозяйные, 80 % из которых — земли лесного фонда, а значит, не подлежат безвозмездному закреплению либо долгосрочному пользованию. К слову, такого понятия, как «оленьи пастбища», в земельном законодательстве России не существует, и о дефиците земель для выпаса говорят и руководители предприятий, и частники. Некоторые традиционные пастбища представляют большой интерес для промышленных холдингов, которые занимаются добычей полезных ископаемых, золота, алмазов. Отношения между владельцами родовых угодий и промышленниками также требуют юридического сопровождения, ведь в погоне за прибылью последние не всегда соблюдают договоренности.

Несмотря на все трудности, министр сельского хозяйства республики Саха (Якутия) Александр Атласов заявил о том, что регион к 2025 году увеличит численность оленей до 180 тыс. голов и нарастит производство оленины до 2,5 тыс. тонн (в 2021 году регион производил 1 тыс. тонн оленины).

Руководитель Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин в интервью российским СМИ отметил, что оленеводство не является и не будет являться экономически значимой подотраслью АПК. Ее следует рассматривать как направление, сохраняющее традиции и уклад жизни коренных малочисленных народов Севера и поддерживающее биологическое разнообразие регионов, говорит эксперт. Потребление оленины в стране мизерное, а по цене сравнимо с премиальной говядиной.

А вот сохранение генофонда оленей северных пород представляет определенный экономический интерес. Племенными особями сегодня активно интересуются скандинавские страны, где порода практически выродилась. Это очень перспективный и рентабельный рынок сбыта, считают эксперты.

От господдержки — к экспорту

В 2021 году господдержка оленеводства была выделена в отдельное направление. Семейная форма развития отрасли предусматривает получение гранта, который можно использовать и на приобретение техники, например, снегоходов. В каждом регионе, где развивается оленеводство, существуют и свои региональные меры поддержки фермеров. В Ненецком автономном округе предусмотрены субсидии для сельхозтоваропроизводителей, имеющих поголовье, включенное в регистр, а также субсидии для семейно-родовых общин, которые занимаются наращиванием поголовья северных оленей и не получают федеральную субсидию. Около пяти лет в регионе работает программа вовлечения оленеводов коми и ненцев в сферу туризма. Это позволяет фермерам привлечь внимание общественности к исчезающей культуре северных народов и получить дополнительный доход.

Благодаря поддержке государства и региона в январе текущего года на Ямале заготовили 350 тонн оленины, что является абсолютным рекордом первого месяца года. До этого январские показатели не превышали 130 тонн. Один из лидеров по заготовкам оленины — Приуральский район. Его предприятия привнесли в общую копилку свои 80 тонн мяса, более 90 % из которого относится к первой категории качества и поставляется в социальные учреждения Ямала. Цех переработки в Харпе поставляет продукцию в школы, детские сады и больницы. Олениной снабжаются теперь Ноябрьск, Тарко-Сале, Муравленко и Губкинский. В минувшем 2022 году на Ямале заготовили 2,3 тыс. тонн мяса оленя, и почти 80 % было переработано и осталось в регионе. Пресс-служба Законодательного собрания региона сообщает, что к 2025 году объемы производства оленины возрастут до 2,6 тыс. тонн в год. Первичной переработкой мяса в ЯНАО сегодня занимается 15 предприятий, столько же производит колбасы, полуфабрикаты и деликатесы из оленины.

Комплексные меры господдержки оленеводов реализуются и в Якутии. В рамках региональной программы возмещаются расходы на приобретение генетики, отрасль обеспечивается вездеходной техникой, кораблями, а оленеводам гарантирована достойная зарплата, спецодежда и табельное снаряжение. Для фермеров строят маршрутные и передвижные домики. С целью сбережения поголовья оленей создаются бригады волчатников, где за каждого добытого хищника полагается премирование.

Экспорт оленины — одно из перспективных направлений развития отрасли. Еще два года назад предприятия Ямала были единственными, кто поставлял мясо оленя в страны Евросоюза. В прошлом году в Финляндию и Германию было продано 390 тонн. Наряду с мясом северного оленя в течение последних пяти лет на экспорт идут оленьи шкуры и субпродукты. По информации департамента АПК Ямала, в прошлом году 25 тыс. шкур отправилось в Финляндию, а 52 тонны субпродуктов — в Германию.

Сегодня экспорт оленеводческой продукции развивается и в Мурманской области. В прошлом году два предприятия региона модернизировали свои производства и получили право поставлять продукцию за рубеж. По словам замминистра природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области Александра Амирова, Мурманская область будет вторым после Ямала регионом России, поставляющим мясо оленя в страны Евросоюза. Одно из ведущих предприятий региона планирует увеличить экспорт продукции собственного производства до 100 тонн в год. За рубежом за мясо северного оленя готовы хорошо платить, поскольку оно считается там экзотическим. А разность в цене позволит производителям и рассчитываться с налогами, и повышать заработную плату сотрудникам, и делать весомые инвестиции в собственное производство.

Татьяна Симагина

Земля и Жизнь, 2003-2021 | Политика конфиденциальности