Несколько последних лет в стране внедряют органическое земледелие. Процесс идет с трудом, но его подтолкнула пандемия, которая со всей остротой показала важность иммунитета. Его создает в первую очередь здоровое питание.
Сверху тоже увидели
Приняты два новых ГОСТа — по органическим дикоросам и агентам биологической борьбы. Евразийская экономическая комиссия разработала дорожную карту развития органики. Минсельхоз дал старт стратегии развития органического сельского хозяйства до 2030 года.
В Союзе органического земледелия рассказали, что после вступления в силу федерального Закона об органическом сельском хозяйстве прошло два года, за это время отрасль заметно двинулась вперед. Заработал единый госреестр производителей такой продукции, появился знак в виде белого листа на зеленом фоне, отличающий органику на маркировке. Ставить его могут только прошедшие сертификацию у аккредитованных органов. Сейчас таких органов больше десятка, выросло число сертифицированных производителей с 40 в 2020 году до 104 в прошедшем. Еще полсотни сельхозпредприятий подали заявки на сертификацию в аккредитованные организации. Появились и сертифицированные переработчики органической продукции.
Союз органического земледелия за 2021 год вырос на 44 участника. Среди них фермерские хозяйства П. С. Роганина из Воронежской области, А. М. Лунина и Г. П. Семашкова из Оренбуржья, ООО КХ «Поляна» из Адыгеи и другие.
Важнейшей задачей Союз считает формирование спроса на экологически чистую продукцию. За прошедший год собрали в единую базу информацию о ней, разместили на собственном сайте в разделе «Производители» для пользования торговыми сетями, онлайн- и частными магазинами — и началось взаимодействие с ними.
Воронежцы следуют ГОСТу
Одними из первых взялись за экологическое земледелие и животноводство воронежцы. Не так давно они участвовали в «Зеленой неделе» — крупнейшей выставке в Берлине. На собственном опыте убедились, как важно соблюдать требования к производству органической продукции. Она заставляет отказаться от минудобрений и пестицидов, подобрать естественное для территории сообщество растений. Органическое животноводство предполагает запрет на кормовые добавки, гормоны и антибиотики. Теперь в Воронежской области уже три организации, получившие право выдавать сертификаты на производство органической продукции: «Органик эксперт», «Роскачество» и «Россельхозцентр» по региону. В областном правительстве напомнили, что все действия аграриев, решивших взяться за органику, регламентируют ГОСТы, и отступить от них — значит, потерять сертификат.
Органическое хозяйство каждый год проходит проверку. Оно отчитывается за удобрения и СЗР, кормовые добавки, даже за упаковку. Инспектор может потребовать результаты анализов почвы, кормов, воды или препаратов. Уже не секрет, что при переходе на органическое земледелие урожаи падают до 25%. Зато желающие перейти на новое сельское хозяйство вправе рассчитывать на поддержку властей, им возмещают до 100% расходов на сертификацию и до половины — на приобретение органических удобрений.
Органическое производство вовсе не означает отказ от наработанных технологий. Наоборот, оно предполагает самый высокий уровень культуры земледелия. Руководитель филиала «Россельхозцентра» по Воронежской области Сергей Сенчихин говорит, что для сертификации нужно пройти период перехода к органическому способу ведения хозяйства за определенный промежуток времени, в ходе которого применяются требования, установленные для органического производства.
«В 2021 году мы выдали три сертификата сельхозтоваропроизводителям, прошедшим переходный период и соответствующим требованиям ГОСТ 33980-2016 «Продукция органического производства. Правила производства, переработки, маркировки и реализации», — сказал Сергей Сенчихин.
Документ получил коллектив ООО «Донские сады» Богучарского района, выращивающий плоды и ягоды (в переходном периоде с 2019 года). Дальше в этом списке КФХ Н. А. Ткачева из Бутурлиновского района, которое занимается производством тыквы. Третьим стало ЗАО «Центрально-Черноземная Плодово-Ягодная Компания», расположенная в Новоусманском районе — здесь доминируют яблони.
Сергей Сенчихин поясняет, что процесс сертификации — многоэтапен. Сначала делается предварительная (заочная) оценка по представленным документам и сведениям. На втором этапе проводится проверка и оценка органического производства с выездом на место. Пробы почвы и продукции отправляют в лабораторию филиала «Россельхозцентра», которая проводит исследования на остаточное количество действующего вещества пестицидов и на содержание ГМО. По результатам этих проверок составляют акты с указанием результатов и выводов комиссии, дают рекомендации по устранению несоответствий.
«Процесс построен так, чтобы обеспечить прозрачность и законность. Эксперт, который проводит выездную проверку, не уполномочен самостоятельно принимать решение о сертификации. Результаты своего аудита он передает независимому эксперту, который проводит анализ и принимает итоговое решение», — объяснил Сергей Сенчихин.
Зато у волгоградцев энтомофаги
Есть такой филиал и в Волгоградской области. Похвастаться выдачей сертификатов за прошедший год здесь не могут. Правда, есть хозяйства, твердо решившие переложить химическую защиту растений на биологию. Прежде всего, это ГУП ВОСХ «Заря», где ради уничтожения вредителей применяют полезных насекомых — энтомофагов. Такой метод защиты растений позволил использовать для опыления овощей пчел и шмелей. У помидоров и огурцов отличные вкус и запах, «Заря» выходила победителем отраслевых конкурсов областного и федерального уровней. Больше года назад здесь ввели биолабораторию по производству энтомофагов. Она сертифицирована, на каждую партию выдают свидетельство. Здешние энтомофаги внесены в реестр Росстандарта ФБУ «Волгоградский ЦСМ». Лаборатория разводит полезных насекомых для теплиц и открытого грунта, эти хищники уничтожают взрослых вредителей и их яйца.
Ученый секретарь расположенного в Волгограде Всероссийского НИИ орошаемого земледелия Ольга Комарова рассказала об исследованиях, связанных с зелеными технологиями. Вернее, о главном выводе из этой работы. «Дифференцированный подход при назначении химических обработок и проведение их только в очагах размножения вредителей, краевых и приманочных полосах позволяют почти вдвое сократить использование пестицидов. Их расход при внедрении комплексных систем защиты сельскохозяйственных культур снижается на 50–70 процентов. Кроме сокращения затрат, все это имеет большое значение для охраны окружающей среды», — говорит Ольга Комарова.
И все же новое внедряется медленно. Причин несколько: дорого, неизвестность, проблемы со сбытом. Замдиректора по развитию Института питания растений (Краснодар) Сергей Белогай отмечает, что вопрос неоднозначный. «Пока что не представляется возможным заменить гербициды органикой по той простой причине, что в природе нет таких соединений. Возьмем для примера 2,4-Д. Это препарат, который широко используют в посевах. Основу составляет гормон ауксин. Органическое выделение этого гормона в такой концентрации будет слишком дорогим. Частичная замена фунгицидов или инсектицидов — возможна и широко используется. Но при этом не может полностью решить проблему защиты растений. Что касается удобрений, то внесение органических соединений (куриный помет, навоз КРС, жижа свиноводческих ферм) — действительно полезное дело с точки зрения жизнеспособности почвы. Но при этом никак не может исключить внесение минеральных удобрений. В частности, фосфатов как основных элементов плодородия. Зато сейчас наблюдаем широкое применение иммунопротекторных препаратов против болезней растений. Это фосфид магния, фосфид железа, фосфид меди, фосфид калия. Они способствуют лучшей устойчивости растений к болезням, и притом это не фунгициды», — заканчивает Сергей Белогай.
Владимир ЧЕРНИКОВ
специальный корреспондент газеты «Земля и Жизнь» по Волгоградской области