Овощной трэш

Овощной трэш

Поставки в Россию импортного оборудования для агросектора, не попавшего под европейские санкции, столкнулись с логистическим кризисом. В Минсельхозе признали, что ситуация может привести к срыву реализации проектов по строительству и модернизации хранилищ для картофеля и других овощей открытого грунта, а без этих мощностей невозможно увеличивать урожай.

Из-за нехватки импортируемого из-за рубежа вентиляционного, холодильного и энергоснабжающего оборудования Минсельхоз опасается срыва проектов строительства хранилищ для картофеля, моркови, капусты и других овощей. В ведомстве подняли эту тему, так как государство компенсирует компаниям часть затрат на строительство хранилищ. Не все оборудование попало под санкции ЕС, но с его завозом возникли проблемы из-за нарушенной логистики, пишет «Ъ». Эксперты отмечают, что невозможно заменить полностью выбывающее зарубежное оборудование на российскую технику, так как в ее производстве используются импортные компоненты. В Минсельхозе заявили, что отдельные сложности с поставками из-за границы компонентов и оборудования «решаются за счет оперативного изменения маршрутов и переориентации на альтернативных поставщиков».

Аналитики «Фридом Финанс» подтверждают, что на сегодняшний день зависимость от поставок импортного оборудования для хранения овощей достаточно высока, а главные риски заключаются в том, что большая часть этого оборудования завозилась из стран ЕС и США. «Однако, на наш взгляд, эта зависимость не является критической, так как Картофельный союз оценивает имеющиеся мощности для хранения в 7 млн тонн, а по прогнозам Минсельхоза, в 2022 году урожай картофеля должен вырасти до 7,25 млн тонн. При том, что в прошлом году его было собрано 6,73 млн тонн, можно сказать, что основные риски будут связаны с увеличением урожая», — отметили в компании.

Гендиректор консалтинговой компании «Технологии роста» Тамара Решетникова настроена более пессимистично. По ее словам, посевы под так называемый «борщевой набор» — картофель, морковь, лук, капусту, свеклу — можно увеличить практически вдвое, однако хранить урожай категорически негде. «По итогам 2021 года наша страна была обеспечена отечественным картофелем более чем на 90%, по другим овощам показатель равняется 85–87%. А весной начинается импорт, поскольку хранить урожай в тех хранилищах, которые есть, мы можем только до Нового года, максимум до конца зимы. То есть емкость рынка равна импорту. Мы могли бы его избежать, если бы хватало овощехранилищ».

Большие меры для больших компаний

Премьер-министр Михаил Мишустин в мае заявил, что Правительство повысит размер компенсации капзатрат агробизнеса на строительство и модернизацию овощехранилищ с 20 до 25%. Глава кабмина отметил, что цены на материалы и оборудование для хранилищ выросли, а это мешает их достраивать или модернизировать в срок. При этом Михаил Мишустин добавил, что подписано постановление, предполагающее стимулирование увеличения производства картофеля и овощей. Правительство также корректирует правила предоставления субсидий регионам. «На поддержку может рассчитывать не только малый и средний бизнес, но и владельцы личных подсобных хозяйств. Частично компенсировать свои расходы за счет субсидий можно будет тем из них, кто внедряет агротехнологии как в открытом грунте, так и в теплицах», — сообщил премьер. Он добавил, что новые правила начнут действовать со следующего года.

Тамара Решетникова согласна, что размер компенсации капзатрат до 25% очень поможет, однако только крупным предприятиям. «Для малых форм хозяйствования это проблему не решит, они не потянут такую инвестиционную нагрузку. Стоимость строительства овощехранилища зависит от емкости — чем емкость больше, тем в итоге выгоднее строить. Начинать нужно минимум от 5 тыс. тонн, лучше — от 10 тыс. Сейчас цены увеличились, но даже в прошлом году стоимость строительства хранилища емкостью 1 тыс. тонн составляла 100 млн руб., а срок окупаемости — пять-семь лет», — пояснила Тамара Решетникова. Естественно, добавляет она, что банк выдаст кредит скорее крупному предприятию, чем фермеру.

Гендиректор компании «Колд-маркетпром» Александр Барсуков говорит, что без учета цены подключения коммуникаций стоимость хранилища емкостью 1 тыс. тонн составляет 100 млн руб. «Согласен, что все зависит от систем, от их качества, но это можно решить. И срок окупаемости не так велик — два-три года».

Как заместить незаместимое?

Региональные власти также предпринимают меры для решения этой проблемы. В частности, в Крыму в связи со значительным повышением спроса на отечественную промышленную продукцию создан сервис импортозамещения. Сервис дает возможность проводить закупки импортозамещающих товаров отечественного производства, аналогов санкционной продукции и оригинальных товаров, произведенных в России. «Уже сейчас положительный опыт импортозамещения имеет ряд крымских промышленных предприятий, выпускающих продукцию, которая также может быть использована предприятиями сельскохозяйственного машиностроения, в том числе производителями вентиляционного, холодильного и энергоснабжающего оборудования», — сообщили в Минсельхозе РК.

Александр Барсуков считает, что импорт можно заместить. «Например, раньше мы блоки управления закупали голландские, они очень хорошего качества, сейчас покупаем российско-китайские. Их можно адаптировать под нужные параметры. Понадобится другое программное обеспечение, но алгоритм один и тот же. Компрессоры покупаем китайские, теплообменники турецкие. Очень обидно, что компрессоры в России вообще не делают. Проблема с увлажнителями есть, но я считаю, мы ее решим. В целом мое мнение — заменить можно любое оборудование, дело лишь в серьезном контроле качества», — говорит Александр Барсуков. При этом он отмечает подорожание оборудования примерно на 25%.

Тамара Решетникова уверена, что полностью заместить импортное оборудование для овощехранилищ на отечественное на данном этапе невозможно. «Главные компоненты современных хранилищ — это, помимо холодильного, еще оборудование для поддержания необходимых температур, уровня влажности, а главное, оборудование по контролю газовой среды. Отечественное, к сожалению, не может обеспечить все нужные параметры. Ранее такое оснащение покупалось в Италии и Германии, в меньшей степени — во Франции и Австрии. Там это все делается давно — ну невозможно наладить производство таких вещей за один день и даже за один год, на это необходимо несколько лет. Что-то у нас делают, да, но это не тот уровень. А ведь для инвестора это огромные затраты. От качества оборудования зависит и рентабельность предприятия, и срок окупаемости, инвестор при строительстве таких хранилищ должен учесть все нюансы», — говорит гендиректор консалтинговой компании.

Аналитики «Фридом Финанс» считают, что в текущем году Россия будет форсировать процесс импортозамещения и искать новых поставщиков данного оборудования. «Тем более что перед Минсельхозом стоит задача увеличения объемов урожая, а правительство компенсирует часть затрат на это. Вполне вероятно, что помощь последует из дружественных нам стран, которые выступят посредниками в поставках прежнего оборудования из стран ЕС и США. По нашему мнению, к решению этой задачи могут подключить чиновников высших категорий, которые помогут договориться и наладить логистику через дружественные государства. Если в этом году удастся решить данную проблему с импортом оборудования, то уже к следующему году можно будет наладить собственное производство, так как проблема ясна, а времени для ее решения останется достаточно», — уверены эксперты.

Елена Рыжкова

Земля и Жизнь, 2003-2021 | Политика конфиденциальности