17 ноября 2023

Память, увековеченная созиданием

Память, увековеченная созиданием

Если отсчитать назад два столетия, можно вспомнить значительный период в истории Крыма. Тогда, в 1823 году, граф Михаил Воронцов получил должность генерал-губернатора Новороссийского края. Под его влиянием находилась большая территория Северного Причерноморья, которая протянулась от бессарабских степей до Таганрога. Память об этом знатном человеке увековечена в величественном строении — дворце — и во многих преобразованиях видного политического, экономического и административного деятеля.

Воронцовский украсил Алупку и Крым

Тысячи посетителей ежегодно влечет к себе Воронцовский дворец, расположенный на крымском берегу Черного моря, прекрасный памятник архитектуры XIX века. Он сооружался 20 лет как резиденция генерал-губернатора, графа Михаила Воронцова. Живописное место у горы Ай-Петри владелец выбрал сам. Строилось здание из диабаза — камня зеленовато-серого цвета, который добывался в округе. В течение тех двух десятилетий была расчищена от камней территория в 40 га, на которой и был возведен неповторимый дворец и парк. Так, татарское село Алупка, которое мало кто знал, с 1848 года украсилось дворцом, в котором впервые в России имелся водопровод с горячей водой и канализацией.

Семья императора Николая I

посетила Крым в сентябре 1837 года, спустя более чем 20 лет после предыдущего путешествия. Государь был поражен и обрадован переменой, произошедшей на полуострове. Виноградники, дачи, шоссе — много чего успел создать граф, который пребывал в должности генерал-губернатора в течение 13 лет. В виноградарстве и виноделии, широко практиковавшихся в имениях графа, был достигнут значительный результат. Своих высоких гостей Воронцов угощал в Ай-Даниле, где на столе было выставлено более 30 сортов винограда разного цвета и столько же бутылок вина тех же оттенков. Напитки понравились, но секретарь императора тогда написал, что крымское вино хотя и стало лучше, чем за пять лет до того, но в России еще долго не войдет в моду. Тем не менее крымские вина вскоре стали популярными не только среди гостей Южного берега, но и в Херсоне, Севастополе, Екатеринославе, Харькове и даже в Санкт-Петербурге и Москве. В тот период, в 40-х годах, доход в имениях графа поступал именно от продажи вин. Почти весь выращенный виноград перерабатывался на вино. Хотя в то время было получено разрешение на строительство табачной фабрики, Воронцов от нее отказался, отдав предпочтение виноградарству и виноделию. Вина в погребах М. С. Воронцова изготавливались разных сор­тов — Бордо, Пинофлер, Токай, Кокур, Рислинг, Мускат и другие. Эти иностранные слова звучали как подделка, казалось, будто бы крымские вина подгонялись этими иноземными названиями под западные образцы. Дело в том, что работники у графа в основном были приезжими, и работали они по своим накатанным технологиям и правилам. Самому графу это не нравилось, поэтому у него родилось решение создать свое отечественное учебное заведение по обучению виноградарству и виноделию. Оно стало первым в России.

Садоводство и виноградарство в тот период сделали большой рывок вперед. Генерал-губернатор распорядился, чтобы все поселенцы на юге России выращивали виноград. Винные погреба графа Воронцова находились в Алупке, Массандре, Ай-Даниле. Вначале своего винограда не хватало, его закупали у местного населения: отбирались прежде всего элитные сорта — Алеатико, Мускаты, Педро, Аликант, Токайские. Правила были таковы, что продукция из купленного винограда не смешивалась с винами из своих виноградников. Напиток в течение двух-трех лет выдерживался и далее выпускался с маркой «Выдержанные в подвале Воронцова».

Доходными были и виноградные лозы, которые вывозили в кавказские имения графа — в Екатеринодар, Тамань, Пятигорск, Георгиевск, Нальчик, Тифлис, Владикавказ. Например, в 1848 году в Тамань и на Кавказ было отправлено 250 чубуков. В 40-х годах ХIХ столетия уже существовало 350 виноградарских хозяйств, виноградники были разбиты на площади 350 тыс. га. То есть именно граф Воронцов заложил в Крыму основы интенсивного промышленного виноградарства и виноделия.

Многогранная деятельность

В то время, когда Михаил Семенович был назначен генерал-губернатором Бессарабии и Новороссии, население региона больше всего занималось животноводством — выращиванием овец, дающих грубую шерсть. Чтобы развить тонкорунное овцеводство, граф выписал из Саксонии и Испании за свои средства животных такой породы. И вскоре тонкорунная шерсть в российском экспорте вышла вперед.

Деятельность генерал-губернатора была многогранной и всеобъемлющей: у него имелся свой конный завод, поэтому граф развивал коневодство, а также шелководство. Но больше всего занимался именно садоводством и виноградарством. В Армении и европейских странах Михаил Семенович покупал виноградные лозы и черенки деревьев лучших сортов, размножал их в своих питомниках и бесплатно раздавал всем желающим. Ему даже доставили несколько чайных кустов из Китая.

Прошло 25 лет, и в Новороссии было уже почти 50 тыс. фруктовых садов, свыше 30 тыс. виноградников, а огородов и бахчей до 70 тыс. Всего было высажено 81 млн виноградных кустов, 11 млн фруктовых деревьев, больше 7 млн тутовых и 12 млн лесных растений. Можно только представить, как такое разнообразие еще более способствовало улучшению благоприятного климата на южном побережье.

А Воронцов целенаправленно продолжал свою кипучую деятельность: он покупал участки земли общей сложностью почти 2 тыс. га и разбивал там виноградники и сады, да еще и вдохновлял зажиточных людей следовать его примеру. И плодовые плантации разрастались. Его винные погреба славились, вскоре новатор начал производить шипучее вино. Он также имел оливковую рощу и изготавливал свое оливковое масло.

В 1828 году в Одессе было создано Императорское общество сельского хозяйства, Воронцов стал его первым председателем. Эта организация поддерживала тех, кто активно занимался садоводством и лесоводством, учреждая награды. Так, одесский купец Иван Рубо высадил на своем участке земли 250 тыс. лоз, создал школку из 120 тыс. виноградных кустов, засеял 40 десятин земли семенами фруктовых и дикорастущих деревьев, высадил 79 тыс. лесных деревьев. Общество наградило его золотой медалью на Анненской ленте.

Михаил Воронцов держал руку на пульсе в решении многих аграрных вопросов. Узнав, что Англия массово закупает льняное семя, он сразу вдохновил местных торговцев организовать отправку российского семени. В 1832 году англичане приобрели 45 тыс. четвертей российского семени. На то время четверть льна стоила на 2 руб. серебром дороже аналогичной меры пшеницы. В результате столь благотворных перемен цена десятины земли в Новороссии возросла с 10 коп. до 10–20 руб.

Поскольку сельскохозяйственной продукции стало вырабатываться больше, встал вопрос о переработке. Вскоре в Новороссии и Бессарабии стали появляться мукомольные, салотопенные, винокуренные, шерстомойные предприятия. Открылся завод искусственных минеральных вод и завод для рафинирования американского сахарного песка на паях.

И Крым, и Новороссия не имели достаточного количества дров для отопления жилья, Воронцов организовал разведку угольных месторождений и их разработку. Топливо было необходимо и для металлургических предприятий, и для новых паровых судов. Производство пошло довольно быстрыми темпами. Уже в 1851 году ежегодно на новороссийских шахтах добывалось более 1 млн пудов угля, в том числе почти 200 тыс. пудов лучшего антрацита. Производительность росла, опережая потребности, поэтому Новороссия вскоре освободилась от зависимости от английского каменного угля.

Генерал-губернатор также инициировал разведку месторождений железной руды, дав толчок развитию металлургии. В Одессе, Николаеве, Херсоне на верфях стали строить пароходы.

Чтобы стимулировать развитие текстильной промышленности в Бессарабии, Воронцов добился снижения казенных податей для фабрикантов.

Именно граф Воронцов посодействовал тому, что Ялта из рыбацкой деревушки превратилась в город. Открытие водных путей, связывающих Крым с Российской империей и пограничными странами, и первый в южной и центральной России насыпной путь — это тоже стало реальным благодаря деятельности Воронцова.

Еще одна немаловажная черта отличала деятельного чиновника от других — он стремился установить добрые взаимоотношения между представителями всех религий и людьми разных национальностей. Он старался создать для татарского населения такие условия, чтобы они становились все более оседлыми и занимались сельским хозяйством и животноводством.

Не осталось в стороне от пристального внимания М. С. Воронцова развитие образования и науки — открытие школ, библиотек, училищ, строительство церквей и мечетей. Благодаря содействию графа удалось сохранить первоначальный вид Ханского дворца в Бахчисарае, велось исследование и раскопка курганов в Керчи. Он также позаботился о том, чтобы город Севастополь, предназначенный изначально для военных нужд, в мирные времена развивал ремесла и морскую торговлю.

В целом новаторский вклад графа Воронцова в разные отрасли и сферы вполне можно считать очень значительным.

Наталья Слюсаренко
Использованы материалы:
perkop.info, vse-o-kryme, Е. В. Семенова «К 160-летию памяти М. С. Воронцова»

Земля и Жизнь, 2003-2021 | Политика конфиденциальности