01 апреля 2022

Патогены выходят на охоту

Патогены выходят на охоту

С полей повсеместно сходит снег, и самое время провести мониторинг растений — определить наличие и степень колонизации опасной микробиоты. А когда позволит температура, обработать нужными препаратами и защитить от болезней. В каких случаях необходима химическая обработка, а в каких это бесполезная трата денег? Стоит ли опасаться завозных инфекций? Смогут ли биопрепараты полностью заменить химическую обработку?

Об основных проблемах и методах контроля болезней полевых культур рассказал ведущий научный сотрудник лаборатории экологии сельскохозяйственных микроорганизмов ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт фитопатологии», кандидат сельскохозяйственных наук Николай Будынков.

Чего ждать этой весной?

— Зима в этом году была снежной и относительно теплой. Как это отразилось на состоянии озимых? Повлияла ли теплая погода на распространение патогенов и каких? Чего ждать аграриям в этом сезоне?
— Зима действительно была снежная, растения под снежным покровом неплохо сохранились. Не во всех регионах даже произошло промерзание почвы. Во многих районах Краснодарского и Ставропольского края, юга Ростовской области растения озимой пшеницы в состояние покоя не впадали. В таких районах уже к середине марта на пшенице отросло по 2–3 зеленых листа, активно развивается вторичная корневая система. Растения находятся в благополучном состоянии, проведение микробиологических анализов пока никаких масштабных неординарных ситуаций по югу России не выявило. На полях со сбалансированной микробиотой отмечается вполне допустимый уровень колонизации растений патогенами, хотя на части полей придется провести фунгицидные обработки от сосудистых заболеваний и корневых гнилей, как только позволит температура. В первой декаде марта на пшенице, растущей на юге России, выявлялись возбудители фузариозов — сосудистых заболеваний и гнилей, опасные патогены, из-за которых может погибнуть значительное количество продуктивных побегов. Но массового развития этих патогенов в текущем сезоне пока не наблюдается. Ожидаемо развитие снежной плесени около лесополос, депрессия растений после подтоплений на низинных участках полей. Также хочу отметить, что благодаря мощному снежному покрову практически повсеместно отмечается отличная влагозарядка почвы, так что складываются благоприятные для успешной вегетации растений погодно-климатические условия, по крайней мере, до середины фазы трубкования. И здесь многое зависит от аграриев: как будут кормить растения, чем защищать — все это влияет на урожай и его качество.

— Сейчас аграрии массово проводят подкормки растений, вносят большое количество азота. Однако есть мнение, что это может привести к распространению патогенов. Какие возбудители «оживают» при неконтролируемом внесении азота?
— Имеет большое значение, как и когда используется азот. Когда растения находятся в состоянии покоя, они не могут поглощать с помощью корневой системы вносимые питательные вещества. Так что положительное действие на них удобрения окажут нескоро и не так, как хочется, зато опасные микробы их поглотят. Часто после таких ранневесенних внесений («по черепку») прежде положенного срока, мы наблюдаем 2–3‑кратное увеличение колонизации растений опасными патогенами. Азот нужно вносить, когда в растениях активизируются физиологические процессы, когда они начнут расти. Говоря словами доктора сельскохозяйственных наук, профессора Валерия Цховребова, когда растение уже «открыло рот», тогда и надо ему что-то туда положить. В этот период значительная часть удобрений будет поглощаться именно растением, а не патогенами. При этом очень важно и не опоздать, особенно в регионах, где короткий период вегетации, там каждый день идет на счет. Это Верхнее и Среднее Поволжье, Нечерноземье и др.

Стоит ли бояться «иностранных гостей»?

— Как снизить активность патогенов весной?
— Если в поле соблюдаются меры по фитосанитарному сдерживанию опасной микробиоты с помощью биопрепаратов, своевременных химических обработок, то вредное влияние патогенов будет наблюдаться меньше. Необходимо регулярно проводить фитомониторинг, чтобы не пропустить распространение опасных заболеваний. Очень важно правильно определить, с какой болезнью вы имеете дело, насколько далеко зашло ее развитие — как в медицине. От этого зависит и выбор необходимых препаратов, и их дозировка, и кратность внесения. Например, против фузариоза нередко бывает достаточно однократного применения относительно дешевых бензимидазольных фунгицидов, а против биполяриса необходимы триазолы, которые стоят дороже. Есть еще многочисленные нюансы, которые надо учитывать.

— Появляются ли у нас новые инфекции из других стран? Насколько они опасны? Как бороться?
— На основной части полевых культур новые патогены практически не появляются. То есть мы имеем дело с нашими привычными возбудителями болезней и пока карантинных объектов практически нет. Однако шесть лет назад я столкнулся с распространением, видимо, завезенного заболевания на томате в некоторых фермерских хозяйствах на западе Краснодарского края. До тех пор томаты там прекрасно росли, болели привычными болезнями, фермеры уже знали, как с ними бороться, и успешно с этим справлялись. И вот неожиданно обнаруживаю, что примерно за три недели до уборки на полях томата там активно развивается бактериальный рак. Заболевание для этой культуры смертельное, практически не лечится. Ранее оно относилось к карантинным заболеваниям. В итоге до 100% растений было поражено, до 80–90% урожая погибло. Но это единичный случай. Основной ущерб наносят традиционные возбудители болезней: гнилей, сосудистых заболеваний, листовых пятнистостей, реже — вирусы.

К отказу от химии пока не готовы

— После перезимовки аграрии часто видят симптомы поражения растений. В каких случаях необходимо провести массовые обработки препаратами, а в каких это будет бесполезная трата времени и денег?
— Весной на растениях можно наблюдать две группы заболеваний: первая — гнили, вторая — листовые пятнистости. Если гнилей немного, распространенность 10% и меньше, то смысла проводить какие-то обработки нет. Если распространенность составляет 20% и более, то необходима химическая (фунгицидная) обработка. Проводить ее стоит, когда у растения идет активное дыхание, открыты устьица, тогда эта обработка принесет нужный результат. Следующая группа заболеваний — листовые пятнистости. Это септориоз листьев, септориоз листьев и колоса, пиренофороз. Здесь тоже нужно наблюдать и не торопиться с обработками. Нередко агрономы прислушиваются к агрессивной рекламе продавцов препаратов и готовы выложить деньги, предназначенные для борьбы с вредителями и опасными инфекциями, на лечение минимальных поражений листьев септориозом и пиренофорозом. Когда же начинаются настоящие проблемы, например, эпифитотия септориоза колоса, средств на защиту растений уже может не быть. А в этом случае нужна обработка обязательно, и, возможно, не одна. Если патоген начал активное поражение колоса, это уже значит, что зерно, скорее всего, не будет выше 5‑го класса. Потери урожая составят не меньше 20–30%. С началом цветения пшеницы при очень влажной погоде на западе Ставрополья, в республиках Северного Кавказа, Краснодарском крае вполне вероятна вспышка фузариоза колоса. Уже примерно при 7%-ном распространении этого заболевания необходима химическая обработка, иначе будут большие потери зерна, а оставшееся будет токсичным, опасным и для человека, и для сельскохозяйственных животных. Такое зерно не принимают на элеваторы.

— Как правильно провести санацию растительных остатков осенью, чтобы остановить распространение патогенов?
— Чтобы контролировать болезни, нужно работать по трем фронтам. Первый: уменьшение количества инициальной инфекции — это работа с растительными остатками и семенами. Второй: химическое подавление патогенов на растениях; третий: поддержание иммунитета растения на должном уровне. При стрессах, когда уровень иммунитета падает, активизируется развитие возбудителей опасных заболеваний, и в первую очередь нам необходимо гасить источник инфекции. Есть ряд биологических препаратов, которые обладают санирующими свойствами, их нужно своевременно применять. Больший эффект они оказывают при внесении их во влажную погоду, с утренними росами либо после дождя. После уборки урожая в оставшейся без иммунной защиты биомассе убранной культуры быстро развиваются патогены, особенно если внесли азотные удобрения для разложения растительных остатков — поэтому вместе с азотом необходимо вносить биологические препараты-санаторы.

— Сейчас многие хозяйства уходят в сторону органического земледелия и сокращают обработку химпрепаратами. Справятся ли биологические методы обработки с болезнями растений?
— Сначала необходимо наведение микробиологического порядка на наших полях с помощью химии и биологии, а потом уже можно пробовать способ органического земледелия с применением только биопрепаратов. На самом деле, биопрепаратами совместно с фунгицидами мы сможем погасить гнили, какую-то часть сосудистых заболеваний, но, если попытаться с помощью только биометода справиться с фитофторой на картофеле или септориозом колоса на пшенице, ничего не получится, кроме потери урожая. Все хорошо в меру и на своем месте, не нужно биологическую шизофрению переносить на наши поля. Иначе вместо настоящих продуктов «органик», которые действительно высоко ценятся во всем мире, мы получим вредные для здоровья продукты.
Ольга Романова

Фото автора.

Земля и Жизнь, 2003-2021 | Политика конфиденциальности