По данным Россельхознадзора, ежегодно на значительной территории России фиксируются случаи массовой гибели пчел. В 2023 году в Управление поступило 345 жалоб, в 2022 году их было 783. Пчеловоды винят растениеводов в нарушении регламентов обработок, а фермеры говорят о слабом контакте с владельцами пасек. Как наладить между аграриями и пчеловодами продуктивный диалог, выясняли на круглом столе «Актуальные проблемы пчеловодства».
По словам председателя Ассоциации «Народный фермер» Олега Сироты, которая стала организатором мероприятия, ЛПХ и КФХ сегодня производят 90 % меда в России. Это исторически ниша малого бизнеса. Растет производство меда, а также его экспорт. Но по-прежнему нерешенной остается главная проблема — взаимодействие растениеводов и пчеловодов, обеспечивающее безопасность пчел и сохраняющее прибыль растениеводов.
Как отметил председатель правления РОО «Союз пчеловодов и переработчиков пчелопродукции Алтайского края» Сергей Тастан, деятельность пчел для успеха растениеводов сложно переоценить. Речь идет об опылении.
«Есть факты, что благодаря опылению урожайность по отдельным культурам может вырасти от +40 до 400 %. Но есть проблема в части гибели пчел при опылении на полях фермеров и предприятий. Из этой ситуации есть выход — переход на биотехнологии. О важности их развития не так давно говорила министр сельского хозяйства РФ Оксана Лут. При замене пестицидов на биопрепараты будет жива биота земли, а значит, сохранится и повысится плодородие почвы, что позволит получать не только качественный урожай, но и безопасную продукцию. Нужны преференции для производства биологических СЗР. Это уже широко практикуется в мире. Необходимо по всем видам биологических СЗР сократить сроки испытаний до года. По химическим препаратам защиты сроки оставить прежними. Второе — расширить применение биологических СЗР по культурам и вредителям. Растениеводы тоже в этом заинтересованы. Пчела — это экологический индикатор. Если пчелы погибли, значит, уже в наличии проблемы биоты. Надо запретить глифосаты, никотиноиды для применения, как это сделано во многих странах мира. Эти группы препаратов вредят не только энтомофауне, но и человеку», — считает представитель алтайских пчеловодов.
Также Тастан предложил сделать безопасную зону для пчел, свободную от обработок химическими СЗР. Она должна быть не менее 7 км от населенных пунктов. По мнению пчеловода, это будет полезно не только для пчел, но и для жителей этих сел, хуторов и пр. Там можно выращивать растения, которые не интересны вредителям.
Доктор сельскохозяйственных наук, ведущий научный сотрудник, завлабораторией пчеловодства Федерального аграрного научного центра Северо-Востока им. Н. В. Рудницкого Анна Брандорф дополнила предложения алтайского коллеги.
«Есть каталог гербицидов и пестицидов, которые разрешены к использованию на территории РФ. Там четко прописаны регламенты использования с соблюдением правил охраны медоносных пчел. Использование пестицидов должно производиться только после захода солнца. Многие же сельхозтоваропроизводители проводят обработки в вечернее время. А ведь обработки после захода солнца не приводят к массовой гибели пчел, в отличие от применения пестицидов в другое время», — говорит ученый.
Предложения пчеловодов, как обычно, вызвали бурное обсуждение среди фермеров-растениеводов.
Председатель Ассоциации «Народный фермер» Омской области Максим Левшунов прокомментировал, что главная проблема на сегодняшний день — это простое неумение договариваться, пресловутый человеческий фактор, отягощенный разной степенью ответственности противных сторон.
«Для растениеводов разработана масса требований — делать информационные уведомления через СМИ, работать только в ночное время. А что должны делать пчеловоды, чтобы избежать потравы пчел? Многие просто не идут на контакт. Пропускают информацию в СМИ, потом идут в суды с жалобами на фермеров. При этом спланировать обработку и уведомить о ней через газету за 7–10 дней, как положено, сложно. Благо есть соцсети, главное, чтобы все заинтересованные лица пользовались этой информацией. Предложение: обязать пчеловодов выходить на контакт с сельхозтоваропроизводителями», — говорит фермер.
С информированием об обработках за несколько дней вообще большие сложности. По словам председателя Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельхозкооперативов Калужской области Бабкена Испиряна, назвать точную погоду за такой срок синоптики не могут и часто ошибаются. Например, в прогнозе за прошлую неделю светило солнце на день обработки, а в час икс полил дождь и работы вести уже нельзя. Если снова делать оповещение и ждать еще несколько суток, упустишь время обработки и урожай пострадает.
«Необходима система оперативного информирования, буквально за сутки. Нужно сделать какие-то регистрационные информационные системы, куда обязать подключаться пчеловодов. Второй момент — по поводу обязанности проводить обработки препаратами только в ночное время. В силу природных особенностей у нас после захода солнца выпадает роса и часть препаратов применять нельзя. Получается, те же посевы рапса защитить не сможем при четком соблюдении инструкций. Нужна корректировка», — считает Бабкен Испирян.
Фермер из Липецкой области, глава КФХ «Виктория» Владимир Плотов, в свою очередь, усомнился в непременной пользе опыления для получения высоких урожаев.
«Пчеловоды вечно твердят про фантастические прибавки урожайности от опыления, но забывают указать, что это верно только для культур, которые без опыления обойтись не могут. Это пшеница, гречиха, фацелия и сортовой подсолнечник, условно, рапс. Но рапс может обходиться и без пчелы. И говорить про прибавку в 30 % урожайности неверно», — говорит Владимир Плотов.
Фермер согласен, что большинство проблем возникает из-за неумения договариваться и уважать чужой бизнес.
«Потравы — это результат нежелания слышать друг друга. Но ведь пчеловоды ведут такой же бизнес, как и мы, стремятся заработать. Почему мы из-за них должны страдать? Нужно договариваться. Есть соответствующий чат в Липецкой области, где фермеры сообщают о предстоящих обработках, многие пчеловоды на это время переезжают со своими ульями в другое место или закрывают их на нужное время. Но проблема в том, что большое количество пчеловодов в стране не дружит с такими программами. Вот у таких и возникают случаи гибели пчел. Поэтому я согласен с коллегами, необходимо законодательно обязать пчеловодов пользоваться таким чатом. В идеале, если ФГИС «Сатурн» заработает как должно, то будет автоматически в систему загружать все наши данные. Но я не верю, что это будет когда-нибудь так работать. Это нерабочая система», — считает глава КФХ.
«На самом деле, непонятно, почему растениеводы обязаны действовать и заносить данные во многие системы. А пчеловодов нельзя обязать даже в каком-то чате присутствовать, чтобы получить необходимую им информацию. Если мы обязаны передать информацию, то они ее должны принять. Это тоже нужно закрепить законодательно. А пока мы слышим про необходимость введения норм, про создание зоны без обработок в 7 км от населенных пунктов», — говорит Бабкен Испирян.
Фермеры единодушны — при принятии такой нормы все растениеводство страны можно смело закрывать.
Со своей стороны, пчеловод Владимир Родченко предложил инициировать проведение исследований научными организациями, которые смогут подготовить сравнительный анализ по двум вариантам. Первый вариант — урожайность и прибыль с пчелами и использованием пестицидов 3-го класса опасности (малоопасные). Второй вариант — без опыления, но с обработками препаратами 1–2-го класса опасности. Тогда уже можно будет разговаривать о выгоде или ненужности опыления предметно.
«Кроме того, решением, устраивающим обе стороны, могло бы стать субсидирование государства на использование растениеводами малоопасных препаратов для пчел», — считает эксперт.
Система «Сатурн» выйдет на новый уровень
Начальник отдела по надзору за безопасным обращением пестицидов и агрохимикатов Центрального аппарата Россельхознадзора Иван Потапов поддержал фермеров.
«Поддержу коллег: имеется правовой дисбаланс между растениеводами и пчеловодами. Одни обязаны все, другие ничего. Настаиваем со стороны Россельхознадзора, что пчеловод каким-либо образом также должен доводить своевременную информацию о своем местонахождении до фермеров», — считает представитель ведомства.
Отметил Иван Потапов и работу с ФГИС «Сатурн». В планах закончить интеграцию ФГИС «Сатурн» с ЕФИС ЗСН к концу 2024 года. И в начале 2025 года будет возможно визуализировать планы применения пестицидов на всей территории РФ с помощью интерактивной карты.
«Конечно, это требует со стороны сельхозтоваропроизводителей своевременно вносить все эти данные, и необходим контроль за сведениями. Пока же ежесуточно публикуется план применения агрохимикатов и ядохимикатов по всей России на главной странице Россельхознадзора. Там же есть памятка о действиях пчеловода после потравы пчел. Кстати, в вопросе возмещения вреда пчеловодам Россельхознадзор разработал методики, специализированные по контролю остатков пестицидов в большом количестве в растениеводческой продукции. Сейчас идет разработка по определению остатков ядохимикатов в подморе пчел. Надеемся закончить эту работу в конце 2024 года. Таким образом, определить причинно-следственные связи между смертью пчел и применением пестицидов будет проще», — рассказал чиновник.
Записала ЮЛИЯ ЖИТНИКОВА