Пчелиный мор

Пчелиный мор

В Ставропольском крае разразился новый экологический скандал. В хуторе Веселый и селе Марьины Колодцы (заповедные места в Минераловодском округе) стали массово гибнуть пчелы. Но это не единичный случай, подобные истории происходят и в других регионах России. Кто виноват, разбираемся с нашими экспертами.

Большая проблема для маленьких помощников

Ставропольский край последний год не сходит с повестки экологов и зоозащитников. В конце прошлого года в нескольких районах там произошел массовый падеж диких животных и гибель краснокнижного серого журавля. В ходе разбирательств выяснилось, что местные аграрии обработали поля запрещенным препаратом, крайне ядовитым для животных и птиц, да еще и нарушили технологию его применения.

И вот новая трагедия. Сначала в редакцию местных изданий обратилась жительница Кавминвод Евгения Шевченко, которая занимается разведением пчел в хуторе Веселый и селе Марьины Колодцы. Женщина сообщила, что из-за сильной обработки близлежащих полей на ее пасеке начали массово гибнуть насекомые, — пишет «Блок­нот Ставрополь».

Затем с публичным обращением к чиновникам и всем неравнодушным в видео обратился еще один пасечник из Марьиных Колодцев — Борис Баранов. Он также понес огромные убытки из-за обработок соседних полей ядохимикатами. Теперь пострадавшие просят разобраться в ситуации, наказать виновных и возместить ущерб. Ведь фактически им придется все начинать с нуля: закупать новых пчел, строить новые улья — мало ли какая зараза сохранится в старых. Рисковать здоровьем людей никто не хочет.

Ситуация для регионов не еди­­ничная, похожие истории случаются повсеместно. В 2020 году пострадала племенная селекционная пасека Александра Фошина, пчеловода из Алтайского края. «У нас падеж пчел произошел в начале августа. На соседнем поле с рапсом провели обработку гербицидами, и практически сразу пчелы начали гибнуть. На тот момент у меня было 80 семей пчел от высокопродуктивных зарубежных маток-производительниц. Помимо производства меда мы занимались селекцией, поэтому пчелы были «породистые», недешевые, привезенные из Германии, Польши. О предстоящей обработке нас никто не предупредил заранее. Мы подали в суд на возмещение ущерба. Суд выиграли, получили какое-то возмещение, хоть и не покрывающее весь наш ущерб. Ведь все пришлось начинать с нуля: брать на разведение пчел-«дворняжек», непородистых, создавать новые улики. Сейчас мы арендовали участок земли в горах, там находятся пчелы для производства меда, здесь оставили только селекционную базу. Да, нас теперь предупреждают об обработках. Но толку-то? Куда я должен увезти или спрятать свои 200 семей за три дня? В прошлый раз за 10 км препараты достали. Нужно полностью менять технологии сельхозпроизводства — переходить либо на препараты с меньшим классом опасности, либо на биопестициды, по-другому мы пчел не защитим», — рассказал пчеловод.

Галина Костюченко, пчеловод из Омской области, сейчас ждет решения суда по такой же проблеме. В 2020 году на границе с заповедником «Пойма Любинская» одновременно погибло 50 пасек. «Когда начали разбираться кто виноват и как возместить ущерб, столкнулись с непониманием сельхозпроизводителей. Дескать, у них сельскохозяйственные угодья и они имеют право применять на них любую необходимую для них агрохимию, а мы, несмотря на такие же права владения собственным земельным участком, должны уехать куда-нибудь в лес или спасать пчел, закрыв на все лето в ульях. К нашей проблеме мы подключили экологов. И выяснилось, что российским законодательством предусмотрено все для безопасности пчел на пасеках, даже если поля находятся в непосредственной близости от пасеки. Но проблема в том, что законы нарушаются, а эти нарушения игнорируются, в свою очередь, контролирующими органами. Мы обращались и в администрацию, и в Росприроднадзор, и Роспотребнадзор, но на наши обращения либо не реагировали, либо присылали отписки. Между тем рядом с полями гибли не только пчелы. В Одесском районе (Омская область — прим. автора) пострадали люди, животные. Рыба дохла в озере, откуда жители брали питьевую воду, но заявителям говорили, что рыба от нехватки кислорода задохнулась. Высохли леса, но по понятным причинам версию предположили обратную — «вымокли от паводковых вод». Истинную причину так и не попытались установить, так как у местных лабораторий нет условий, а у чиновников желания наводить порядок в данной отрасли», — рассказала пчеловод.

Галина была настойчива, и в результате многочисленных обращений дело сдвинулось с мертвой точки. Были возбуждены уголовные дела по факту гибели 50 пасек. Для людей, живущих рядом с озером (а это 7 тыс. человек), провели водопровод, оштрафовали некоторые предприятия на незначительные суммы, поставили на кадастровый учет водоохранные зоны.

«Да, оштрафовали тех, других… Но, может, просто нужно изначально работать по закону. Собираетесь заниматься сельским хозяйством, прочитайте сначала СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 о необходимости создания санитарных зон вокруг предприятий с высоким классом опасности, к которым относятся и сельские предприятия (3-й класс опасности). Прежде чем заниматься растениеводческой деятельностью, владельцы должны поставить на кадастровый учет санитарную зону для своего предприятия и получить разрешение главного санитарного врача области на свою опасную деятельность. У нас весной очень сильные ветра, пылевые бури. Все химикаты с полей заносятся в поселения, в дома. Ими дышат люди, животные и пчелы, которые гибнут раньше всех, поскольку именно они являются индикаторами экологической безопасности. Если пчелы начали гибнуть, значит, проблемы с экологией на территории очень серьезные», — считает Галина.

ВАЖНО
Памятка действий пчеловода при гибели пчел от ядохимикатов

1 Произвести фотовидеофиксацию (с водяными знаками): зафиксировать на фото время, дату, температуру, направление и скорость ветра; наличие или отсутствие аншлагов об обработке пестицидами и агрохимикатами; гибель пчел; обработки пестицидами и тары ядохимиката (при возможности).
2 Позвонить по номеру телефона экстренной службы 112, объяснив причину гибели пчел как химический токсикоз.
3 Написать заявление в ОМСУ о нарушении Федерального Закона № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», Федерального Закона № 409 «О пчеловодстве в Российской Федерации», Инструкции по профилактике отравления пчел пестицидами от 14 июня 1989 года, Правил по хранению, применению и транспортировке пестицидов и агрохимикатов 1999 года для создания комиссии.
4 Если оповещение было проведено ненадлежащим образом, в нарушение действующего законодательства, и обработка проведена также с нарушениями, написать заявление в полицию о нарушении Федерального Закона № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», Федерального Закона № 409 «О пчеловодстве в Российской Федерации», Инструкции по профилактике отравления пчел пестицидами от 14 июня 1989 года, Правил по хранению, применению и транспортировке пестицидов и агрохимикатов 1999 года, Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» до 01.03.2027, регламентов применения пестицидов, установленных в ходе их регистрационных испытаний. Согласно ст. 168 (часть 1) Часть 2 ст. 168 УК РФ, при подаче заявления в полицию необходимо иметь в виду, что приказом МВД РФ от 29 августа 2014 года № 736 утверждена Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах МВД РФ заявлений и сообщений о преступлениях, административных правонарушениях, происшествиях. Дать объяснения сотруднику полиции, проконтролировать составление протокола (при возможности внести в протокол понятых), впоследствии проконтролировать вынесение административного наказания по ст. 7.17 КоАП «За нарушение в виде умышленного уничтожения или частичного повреждения материальных ценностей».
5 Подать заявление в прокуратуру и Россельхознадзор о нарушении Федерального Закона от 19.07.1997 № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», Инструкции по профилактике отравления пчел пестицидами от 14 июня 1989 года, Федерального Закона № 409 «О пчеловодстве в Российской Федерации», Правил по хранению, применению и транспортировке пестицидов и агрохимикатов 1999 года, Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» до 01.03.2027, регламентов применения пестицидов, установленных в ходе их регистрационных испытаний.
6 По результатам обследования пасеки комиссия должна составить акт отбора проб.
7 Отправить пробы в ветеринарную лабораторию с копией сопроводительного письма за подписью ветврача, а также копию акта отбора проб комиссии.
8 Определение ущерба рассчитывать исходя из силы пчелосемьи в календарные сроки гибели и стоимости замены пчелосемьи. Состояние пчелосемьи должно соответствовать ГОСТ 20728-75 «Семьи пчелиные». Ущерб оценивается исходя из количества пчелосемей, умноженного на рыночную стоимость пчелосемьи на момент гибели. В случае гибели пчелосемей в период взятка (медосбора) к сумме добавляются стоимость меда, перги, суши в количестве рамок, упущенная финансовая и материальная выгода пчеловода в реализации продуктов пчеловодства.
9 После подтверждения отравления пчел в результате об­ра­ботки написать заявление в полицию на нарушителя, который своими незаконными сознательными действиями в виде умышленной порчи имущества нанес материальный и финансовый ущерб в особо крупном размере (сумму посчитать из расчета стоимости пчелосемьи, рамок с медом, пергой и упущенной выгоды в реализации продуктов пчеловодства, ориентир — минимум 25 тыс. руб/пчелосемья), просить о возбуждении уголовного дела в соответствии со ст. 1064 ГК РФ, ч. 2 ст. 249 УК РФ (нарушение правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений), ст. 358 УК РФ «Экоцид» — массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу, ч. 2 ст. 167 УК РФ. Приложить копии всех доказательств.
10 Подать исковое заявление в суд на ответчика, который своими незаконными сознательными действиями в виде умышленной порчи имущества нанес материальный и финансовый ущерб в особо крупном размере (сумму написать из расчета стоимости пчелосемьи, рамок с медом и упущенной выгоды, ориентир — минимум 25 тыс. руб/пчелосемья) в виде умышленной порчи имущества. Приложить копии всех доказательств.

Красный сигнал

В администрации села Марьины Колодцы разводят руками. Говорят, всех оповещали о планах проведения обработок.

«В этом сезоне уже прошло семь-восемь обработок. О сроках проведения последней лично с сотрудниками администрации вешали объявления везде, уведомляли. Конечно, есть еще фермеры, которые проводят обработки и могут нас не предупреждать, так что сложно сказать, почему именно в этот раз возникла такая ситуация. Может, не увидели про обработки, не узнали. И непонятно, где именно потравились пчелы. Поля у нас еще не цвели, так что туда полететь не могли. Разве что по веткам цветущих деревьев и кустарников… Конечно, пчел очень жалко, да и труд пчеловода тоже. Но нужно и самим быть бдительнее», — говорит руководитель территориального отдела села Марьины Колодцы администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края Сергей Селютин.

А вот председатель комиссии Общественной палаты Алтайского края по вопросам экономики и предпринимательства, руководитель регионального отделения Российского экологического общества Сергей Тастан говорит о том, что о предстоящих обработках пчеловодов все же не оповестили должным образом. Есть и другие версии причин случившегося мора пчел.

«Сейчас еще проверяем, внесли ли предприятия, обрабатывающие поля, данные о препаратах в систему отслеживания химикатов «Сатурн». Без этого никто не имеет права применять любой пестицид или удобрение. По нашей предварительной информации, аграрии использовали не внесенные в систему препараты и недолжным образом оповестили. Россельхознадзор уже начал проверку по этому поводу: проверяют в зеленой массе и подморе пчел обнаружение превышения действующих веществ ядохимикатов. Обязательно впоследствии будут исследовать выращенную продукцию. Если найдут следы превышения допустимой нормы действующих веществ в продукции, то фермеры обязаны утилизировать ее. Но пока главная проблема в том, что предприятия или фермеры не оповещают должным образом о планирующихся обработках. Бывает и так: делают объявление в апреле, а обрабатывают поля через месяц или три, точную дату не указывают. Кстати, такие оповещения даже суд уже не принимает. Нет аншлагов, обработка днем, не по регламенту — тоже нарушения. Есть много ограничений по применению химикатов. Если препараты использовать грамотно, вреда будет меньше. Фосфорорганику, например, запрещено применять с воздушных объектов: коптеров, дронов и пр. Это очень летучие соединения, которые быстро распространяются по воздуху и могут нанести вред не только пчелам, но и животным, людям. Их можно применять только наземным путем, чтобы сразу оседали на земле, растениях. Тогда и эффект, кстати, будет, в отличие от воздушной обработки», — говорит специалист.

По словам Сергея Тастана, оповещение пчеловодов через газеты или объявления на столбах — это прошлый век и уже давно недейственно. Сейчас активно внедряется приложение «Пасека», к нему получат доступ все зарегистрированные пчеловоды. Также «Сатурн» заносит данные о пестицидах в программу, и через мобильное приложение «Пасека» будет оповещение о предстоящих обработках. Процедура интеграции приложения непростая, но она необходима, чтобы сохранить пчел и экосистему.

Под лежачий камень пчела не летит

Есть и еще одно мнение, как уберечь летучих сборщиков меда от отравления пестицидами.

«Забота о здоровье пчел прежде всего лежит на самих пчеловодах. Увидели, что сеют рапс на соседнем поле, — значит, будут обработки. Свяжитесь с агрономом, владельцем предприятия. Обязательно официально, с фиксацией переговоров. Мы все это проходили со своей пасекой. Увезти племенных пчел невозможно в большом количестве, закрыть тоже нереально. Да и не панацея это. Через день они точно так же и потравятся на этих полях, если использовались препараты высокого класса опасности. В итоге соседнее с нами предприятие провело обработку на своих полях до цветения, поэтому всех призываю не сидеть на месте. Объединяться, стучаться во все двери, писать в Минсельхоз с просьбой, чтобы на соседних полях не применяли препараты 1, 2-го класса опасности. Хочу отметить, что в госорганах знают об этой проблеме и на самом деле пытаются помогать, регулировать ситуацию. Не надо ждать, что вас оповестят и все будет хорошо, надеяться на кого-то. Действуйте сами активно. В случившейся сейчас ситуации, я считаю, виноваты обе стороны: и пчеловоды, и предприятие», — говорит руководитель компании «Ставропольский мед» Валерий Голубовский.

КОММЕНТАРИЙ
Руководитель агрослужбы по спецкультурам ГК «Агротек» Александр Ульянич:

«В «Агротеке» развивают «зеленый» тренд — работают с препаратами, которые безопасны для энтомофагов. Например, в нашей линейке есть препарат Энтолек К18 — это инсекто­акарицид кишечно-контактного действия с трансламинарной активностью на основе абамектина (18 г/л). Препарат эффективно подавляет личинок двукрылых минеров, трипсов, медяниц и клещей. При этом на пчел он никак не влияет, так что им безопасно можно обрабатывать поля рядом с пасеками. Существуют и другие препараты, которые безвредны для энтомофагов, например, Маврик. В целом действительно нужно внимательнее выбирать препараты, использовать только легальные продукты, внесенные во ФГИС «Сатурн», тогда и проблем не будет».

В Северо-Кавказском меж­региональном управлении Россельхознадзора сообщили, что сейчас проводят проверку по фактам гибели пчел в Ставропольском крае. «В настоящее время выявлено 177 земельных участков, находящихся в предполагаемой зоне отравления пчел. Из системы ФГИС «Сатурн» установлено, что на более чем 150 участках данные о примененных пестицидах не вносились хозяйствующими субъектами. Также установлены два сельскохозяйственных предприятия и два КФХ, которые применяли опасные для пчел пестициды в 7-километровой зоне от пасеки, на которой отмечена гибель пчел. Управлением выясняются обстоятельства произошедшего в части обязательного оповещения населения об обработках угодий, внесения достоверных и полных сведений во ФГИС «Сатурн» и соблюдения регламентов и правил применения. В соответствии со ст. 8.3 КоАП РФ (нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами) предусмотрена административная ответственность: наложение штрафа на граждан в размере от 1 до 2 тыс. руб.; на должностных лиц — от 2 до 5 тыс. руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 2 до 5 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц — от 10 до 100 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Отметим, что в случае отравления пчел в соответствии с методическими рекомендациями Департамента растениеводства, механизации, химизации и защиты растений Минсельхоза РФ необходимо в установленном порядке вызвать специальную комиссию с участием представителей местного самоуправления и ветеринарной службы для составления акта», — отметили в ведомстве.

Расследование продолжает­ся.
ЮЛИЯ ЖИТНИКОВА

Земля и Жизнь, 2003-2021 | Политика конфиденциальности