23 августа 2023

Переходим на отечественное

Переходим на отечественное

По решению Минсельхоза РФ с октября этого года вводится квотирование на ввоз семян различных сельскохозяйственных культур. В этой связи на первый план выходит развитие отечественной селекции и семеноводства. С какими трудностями сегодня сталкиваются наши селекционеры? Чем может помочь государство в продвижении российской селекции и семеноводства? Об этом рассказал председатель совета ассоциации «Национальный семенной альянс» Игорь Лобач.

— С какими сложностями сегодня сталкиваются селекционеры в своей работе?
— Давайте сразу разграничим понятие селекционеров и семеноводов. Для первых самая актуальная проблема на сегодняшний день — это катастрофическая ситуация с кадрами. Готовить квалифицированного специалиста долго и непросто. Сначала нужно отобрать из школы ребенка с «божьей искрой», затем отучить пять лет в вузе, плюс три года аспирантуры. А потом еще понадобится около семи лет, чтобы он научился работать с коллекциями и наработал свою. Решить эту проблему без участия государства и НИИ невозможно. Сегодня в Национальном семенном альянсе (далее НСА) мы готовим свои предложения по этому вопросу. Ключевой момент — нужно вернуться к системе, которая была при социализме, и резко нарастить количество аспирантов на селекционных кафедрах в вузах. Тогда за пять лет максимум сможем набрать 5 тыс. специалистов, которые могли бы пойти в селекцию – семеноводство.

— А какие проблемы у семеноводов?
— Главное — неурегулированность вопроса обеспечения пространственной изоляции. Хотя в последних поправках к закону о семеноводстве уже прописано на федеральном уровне, кто и как должен соблюдать пространственную изоляцию. Нам сегодня остается только работать над подзаконными актами.

— Какие изменения в отраслевой нормативно-правовой базе приняты в этом году и как они влияют на рынок семян?
— Самое главное — внесение поправок в закон о семеноводстве, которые существенно корректируют недоработки первоначальной редакции. В новой редакции появилось понятие, что такое семена отечественной селекции. Члены НСА работали над формулировками не один год. Радует, что эти обозначения признало большинство отраслевых сообществ. Второй вопрос касается пространственной изоляции. Принята статья о том, что все сельхозтоваропроизводители, как товарной, так и семеноводческой продукции, обязаны соблюдать пространственную изоляцию, размер которой будет определяться приказом министра сельского хозяйства. Принято понятие специальных семеноводческих зон, порядок их формирования передан на регионы. Это ключевые моменты, за которые мы боролись.

— Есть же еще правило локализации, которое вызвало много споров…
— Да, это сложный документ. НСА была одним из инициаторов его принятия. Сначала и не думали, что правило локализации коснется и производителей отечественных семян. Много было споров по этому поводу. Но нужно понимать, что государство сегодня повернулось лицом к селекционно-семеноводческим предприятиям и борется за освобождение для них части рынка. При этом в соответствии с Доктриной продовольственной безопасности государство должно знать, сколько наши семеноводы смогут произвести семян, иначе может получиться так, что мы запретим ввоз, а своих семян не хватит. В связи с определенными нюансами в НСА разработали рекомендации по выполнению этих правил и направили в Минсельхоз РФ. Правила вступают в силу с 1 сентября. Наша задача — всех с ними познакомить.

— Что ожидать аграриям по части обеспечения семенами к посевной 2024 года и на перспективу?
— Ориентироваться теперь надо большей частью на отечественные семена, так как квоты ограничат долю иностранных предложений на рынке. Какая ситуация сложится по каждой конкретной культуре, будет понятно в конце октября. Тогда подведем итоги, сколько семян произведено на территории РФ. В любом случае нужно использовать семена, производство которых не требует ввоза компонентов из-за границы. Но мы как ассоциация не выступаем за то, чтобы обязать покупать только у конкретных производителей. У человека должен быть выбор, и он остается. Иностранные компании, которые готовы работать по правилам, прописанным нашим Правительством, никто не выгоняет из России.

— Какие шаги по улучшению механизмов господдержки предпринимаются для обеспечения импортонезависимости в семеноводстве?
— Бытует мнение, что у нас в стране господдержка выражается только в финансировании. Но существуют еще немонетарные меры поддержки, которые дают значительно больше стимула к работе, чем выделение бюджетных средств. Например, то же самое квотирование или организация работы с пространственной изоляцией. В то же время сохраняются и финансовые меры поддержки — погектарные выплаты на участке гибридизации, поддержка элитного семеноводства и пр. В рамках ФНТП приняты дополнительные программы по кукурузе и подсолнечнику, по овощам. Это предполагает и финансирование, и упрощенный выход на рынок, попадание в реестр — то есть комплексная поддержка. Единственное, что хотел бы отметить, — к введению новых мер поддержки нужно относиться очень аккуратно. Есть опыт, когда не до конца продуманный приказ Минсельхоза по обеззраживанию складов за год принес потери семеноводам больше, чем вся господдержка за десять лет. Поэтому наша ассоциация очень внимательно мониторит новые предложения и участвует в разработке эффективных мер для селекционеров и семеноводов.

ЮЛИЯ ЖИТНИКОВА

Земля и Жизнь, 2003-2021 | Политика конфиденциальности