27 декабря 2022

Перевоспитание яблоками

Перевоспитание яблоками

Президент России Владимир Путин одобрил идею Минюста о замене лишения свободы на исправительные работы примерно для 100 тыс. заключенных. Для бывших обитателей колонии это шанс органично перейти к вольной жизни, пройти необходимую многим адаптацию и социализацию. А для работодателей это дополнительные рабочие руки в отраслях, где есть дефицит кадров — например, в сельском хозяйстве. Одним из первых руководителей, поддержавших нововведение, стал глава успешно­го садоводческого хозяйства Кубани «Южное ААА» Александр Акимов.

Это вам не ГУЛАГ

Еще в мае прошлого года экс-директор ФСИН Александр Калашников предложил активнее привлекать заключенных к тем работам, на которых обычно заняты трудовые мигранты. При этом он подчеркнул: «Это будет не ГУЛАГ, это будут абсолютно новые, достойные условия», — сообщали «Ведомости». В этом году глава Министерства юстиции Константин Чуйченко снова поднял этот вопрос на встрече с Владимиром Путиным.

«Ежегодно из мест лишения свободы освобождается порядка 100 тыс. человек. При этом зачастую эти люди не подготовлены к жизни на свободе, то есть они не могут получить работу, не имеют денежных средств, которые необходимы для того, чтобы начать новую жизнь, и, конечно же, они нуждаются в помощи. В этой связи очень высок рецидив: на сегодняшний день он составляет порядка 44 %, то есть из 100 тыс. человек примерно 44 тыс. опять пойдут в места лишения свободы», — пояснил на встрече с Президентом РФ глава Минюста (расшифровка беседы опубликована на сайте Кремля).

При этом с 2017 года в России действует закон, который позволяет переводить людей с наказания в виде лишения свободы на так называемые принудительные работы, и в соответствии с действующим на сегодня законодательством таким правом могут воспользоваться порядка 180 тыс. осужденных. Но, по словам Чуйченко, на сегодняшний день просто нет соответствующих мест, в которых можно было бы обеспечивать отбытие этими людьми наказания.

«В настоящий момент порядка 100 тыс. человек достойны того, чтобы применить к ним эту меру, а именно — заменить лишение свободы на принудительные работы. Люди, которые работают в исправительных центрах, не считаются лишенными свободы. Достоинство этой меры состоит в том, что люди работают, получают деньги, они уже готовятся к выходу в свободную жизнь. И ко всему прочему они создают базис, потому что получают не ущемляющую их человеческое достоинство заработную плату, они живут в нормальных условиях, у них есть возможность общаться с родственниками, они могут выходить в город. Сейчас (на конец января 2022 г. — прим. автора) у нас создано 15 тыс. мест, и концу 2024 года мы хотели бы создать порядка 100 тыс. мест. Таким образом, у нас значительно уменьшится численность людей, которые содержатся в местах лишения свободы», — предложил Чуйченко.

Глава государства инициативу одобрил, и в стране на базе предприятий начали создаваться так называемые исправительные центры. Один из них появился в ст. Ленинградская Краснодарского края благодаря усилиям Александра Акимова.

Справка
Садовое хозяйство «Южное ААА» создано в 2004 году. Хозяйство интенсивно развивается, ставит перед собой амбициозные цели, добивается их и открывает новые направления своей деятельности. В хозяйстве выращивают яблоки, сливу, грушу, черешню, пшеницу, подсолнечник, ячмень и кукурузу. Упаковывают фрукты двумя голландскими автоматическими линиями. Имеется собственный тракторный и автомобильный парк как импортного производства (John Deere, Claas, Ferrari, Goldoni, Komatsu, JCB, Hitachi, Volvo, DAF, Schmitz), так и отечественного (МТЗ, Ростсельмаш). Высоких результатов здесь добиваются за счет использования интенсивных и суперинтенсивных технологий. Применяется современная техника: комбайны и платформы для сбора яблок, для обрезки сада используются пневматические и электрические секаторы. Обработку сада проводят самыми современными двухвентиляторными опрыскивателями. Все это направлено на то, чтобы создать более комфортные условия труда и получать результат.

«Мы уже 3–4 года говорили об этом, но не было самой системы. А инициатива очень полезная — и для заключенных, которые смогут плавно адаптироваться к свободному обществу, и для нас, аграриев. Ведь не секрет, что рабочих рук нам катастрофически не хватает. В этом году из-за дефицита системных рабочих в саду мы оставили около 5 тыс. тонн яблок. Не хватило людей для уборки: Ленинградская в уборку дала всего 80 человек, а нам нужно 1000! Каневская, откуда люди за 40 км ездят автобусом, дала 400 человек. В Тихорецке, который находится за 100 км от нас, стоит очередь, чтобы попасть в наше хозяйство на работу. В Ленинградской желающих катастрофически мало. С чем это связано, непонятно, но факт остается фактом: людей не хватает, урожай не добираем», — рассказал Александр Акимов.

При этом зарплату глава хозяйства своим работникам платит очень достойную. В период уборки особо трудолюбивые получают до 5 тыс. руб. в день, самые «ленивые» и то могут рассчитывать на зарплату в 2 тыс. руб. ежедневно. Но все равно желающих поработать в садах катастрофически не хватает.

Чтобы хоть как-то справиться с кадровой проблемой, глава хозяйства решил организовать исправительный центр в станице, его будущие жительницы должны будут отрабатывать в садах «Южного ААА». Александр Акимов купил гостиницу в центре станицы. Сначала там планировали размещать исправительный центр, но оказалось слишком сложно подогнать имеющееся здание под требования ФСИН. В итоге построили совершенно новые помещения: здание с уютными жилыми комнатами на 4–5 мест, столовую-кухню, помещение для охраны. Все-таки не нужно забывать, что это не простое общежитие и не простые рабочие.

Тем не менее Александр Акимов постарался сделать так, чтобы будущим ударницам труда жилось и отдыхалось комфорт­но. На кроватях ортопедические матрасы, шторки на окнах без решеток, стены выкрашены приятной персиковой краской. Все здесь новое, буквально с иголочки, ждет своих постоялиц.

Рассчитан исправительный центр на 115–120 женщин. Присылать будут тех, кто прописан в Краснодарском крае, для них это большой плюс. Если будут хорошо работать и жить без нарушений, смогут на выходные и по праздникам ездить домой, к родным и близким. Для тех же, у кого никого не осталось, пока что этот центр станет домом. А при трудовых успехах и желании остаться в хозяйстве после окончания срока принудительных работ женщинам дадут и собственное жилье в станице. Жилищный вопрос для своих работников Александр Акимов готов решать, так что людям есть к чему стремиться.
«Женщины будут работать по трудовому договору. Зарплата будет поступать к ним на карту, минималку им никто не собирается платить. Будут получать столько же, сколько и наши гражданские работники. Также будем определять планку по хронометражу, рабочим нормам. Мы их даже не выпустим сразу в поле, пойдут в класс на обучение. Узнают, как правильно обрезать деревья, перебирать яблоки и многое другое. Обучение пройдет в ускоренном формате — 4–5 дней, а затем уже будут осваивать теорию на практике», — пояснил садовод.

В случае нарушений, правда, дело не ограничится простым увольнением. «Если женщина откажется от работы или будет замечена в алкогольном или наркотическом опьянении, тогда ее отправят обратно в колонию. Они это знают, поэтому, думаю, особых проблем не будет ни с кем. Все стремятся выйти побыстрее на волю, а не попасть обратно за решетку», — рассказал младший инспектор группы надзора одного из исправительных центров Иван Султанов.

Здесь Иван Султанов находится по обмену опытом. Он уже работает в подобном центре, правда, с мужским населением. В Ленинградской будет обучать сотрудников ФСИН работать с бывшими заключенными: как правильно готовить их к свободной жизни, ко встрече с обществом и пр.

Александр Акимов честно признается: эти 120 женщин не спасут ситуацию, но это будет «страховым фондом» предприятия и своеобразной острасткой другим людям. Да и помочь вернуть в общество полноценных членов тоже очень важно — для всего общества.

«Если будет нужно и дело пойдет, я завтра еще центр на 120 мест построю, и еще. А кто не хочет работать, может так же продолжать сидеть дома без денег», — говорит глава хозяйства.

Сломали все стереотипы

Александр Акимов
Глава садоводческого хозяйства «Южное ААА»
«Яблоня — это дерево, которое имеет разум. У нее все, как у человека, только ходить не может. Она очень отзывчивая. Если ты о ней заботишься, балуешь, сразу же дает урожай больше. Это уже проверенный и доказанный факт»

Кто-то скажет, что надежда на таких работниц и центр — полная авантюра. Но Александр Акимов никогда не боялся нестандартных решений, действовал творчески и с огромной любовью к своему делу. Возможно, именно это постепенно превратило хозяйство «Южное ААА» в процветающее и славящееся своими передовыми разработками.

Впрочем, расскажем немного предыстории. После окончания военной службы будущий садовод устроился на работу в воинский совхоз. Тогда у Минобороны существовали военные подсобные хозяйства, где выращивали пшеницу, производили крупы и мясо на нужды армии. Проработал там до 1988 года. Сам построил дом, получил за отличную работу легковой автомобиль. Но началась перестройка, и, чтобы выжить, нужно было действовать, менять привычную, налаженную жизнь. Страшно, но необходимо. Александр Акимов продал практически новую «шестерку» и купил старый МАЗ, занялся перевозками. Через два года у новоявленного предпринимателя было уже 15 машин в собственном автопарке. А через пять лет у него работало 100 водителей, было 100 фур и большая очередь на его машины. Время было опасное, на дорогах случалось всякое, но им доверяли самые дорогие грузы. Водители были все как на подбор: бывшие афганцы, подготовленные и обученные. Но по самым опасным маршрутам всегда «на разведку» отправлялся сам Александр Акимов. В общей сложности за рулем он проехал около 7 млн км. Затем судьба сделала новый поворот, и пришлось уйти из этого бизнеса. И Александр Акимов окунулся с головой в то, что станет делом всей его жизни.

«Я вернулся в Ленинградскую, где родился и вырос, выкупил старые колхозные земли. Раньше там росли сады, но уже 25 лет они были полностью заброшены. Фруктовые деревья сгнили, зато «тайга» разрослась. Волки бегали», — вспоминает садовод.

Но Александр Акимов отступать не привык. Лес раскорчевали, землю вспахали, высадили новые саженцы — и дело пошло, вопреки законам природы.

«На этой территории, начиная от реки Челбас и почти до Ейска, сады теоретически нельзя выращивать. рН почвы — 8,8, а деревья не могут расти и хорошо плодоносить при таком рН, оптимально должно быть 6,8–7. Но мы этот стереотип сломали. Используем компосты и выращиваем прекрасные яблоки», — улыбается глава хозяйства.

Сейчас в собственности предприятия 1,06 тыс. га земли. Под садами занято 700 га. Урожай собирают до 22 тыс. тонн яблок за сезон — это больше, чем все советские колхозы в регионе. Причина в технологиях, упорном труде и постоянном движении вперед. Именно в «Южном ААА» разработали технологию изготовления яблочных чипсов для детей. Продукт готовится при температуре 75–78 градусов, в итоге все витамины остаются и дети получают вкусное и полезное лакомство. Сок прямого отжима, который делали на предприятии, очень полюбили в Мурманске, туда свой продукт хозяйство поставляло на протяжении двух лет. Но расходы на логистику росли с каждым днем, и поставки пришлось прекратить. До сих пор в «Южное ААА» приходят письма от жителей Мурманска, которые просят вернуть вкусный кубанский сок к ним в магазины. А вот на Кубани дело не пошло, не смогли договориться с сетями. В итоге завод сейчас стоит без работы, но Александр Акимов не отчаивается: «Это был полезный опыт в любом случае. Сейчас планирую возобновить производство, но на территории самого предприятия».

На сегодняшний день в хозяйстве полностью обеспечивают себя отличными саженцами, но недавно привезли и новый подвой из Голландии, посмотрят, как он покажет себя в непростых условиях Ленинградского района. Строят тут и новые холодильники небольших мощностей, так легче проходить всевозможные государственные экспертизы.

Несмотря на наступление зимы, работа в хозяйстве не затихает. Здесь заняты все 365 дней в году, и то говорят, что не хватает времени реализовать все планы.

«Урожай следующего года мы создаем уже сейчас. И если мы что-то сделаем не так в это время, то яблок не будет в следующем году. Например, если сейчас не обрежем деревья, то урожая не дождемся. А если в следующем году не обрежем, про сад вообще можно забыть», — пояснил Александр Акимов.

Душа болит

Однако глава хозяйства занимается не только садом. Он постоянно учится, но не один, а подтягивает, объединяет вокруг себя таких же садоводов. Именно желание поделиться опытом, поднять не только свое, но и другие хозяйства на новый уровень, стало причиной основания школы садоводства. Причем дался Александру Акимову этот проект немалой кровью. Пять лет шли суды за постройку здания школы с «Газпромом». С газовиками, наконец, удалось договориться, и важный проект заработал, сейчас на обучении находится 272 хозяйства.

«Мы даем свой выверенный опыт, результат практической работы, наших пройденных ошибок и достижений. В институтах этому не учат, вузовская программа обучения очень далека от реальности. Как результат — у меня в хозяйстве нет ни одного агронома с профильным высшим образованием, всему обучаем здесь. Взять, например, нашего бывшего водителя, который раньше возил главного бухгалтера: мы его выучили на агронома, и теперь он заткнет за пояс любого декана своими познаниями», — улыбается садовод.

Школа не только передает свой собственный опыт, но и перенимает опыт иностранных специалистов. На декабрь намечена встреча с немцами, которые будут проводить обучающие семинары для всех участников школы садоводства. За обучение хозяйство Александра Акимова платит немалые деньги, а ученикам оно достается абсолютно бесплатно. Зачем ему это надо? Просто болеет душой за свою малую родину и страну в целом.

Сейчас Александр Акимов активный участник и один из идейных вдохновителей Союза «Садоводы Кубани». В идеале Союз должен сплачивать, объединять садоводов, совместно решать самые актуальные проб­лемы.

«Несколько лет назад к нам в хозяйство приезжал губернатор Краснодарского края, много говорил о необходимости кооперации. Но поймите, просто взять и формально объединить агрохолдинг с мелким фермерским хозяйством невозможно. Сначала их надо научить работать друг с другом, а потом уже можно говорить о кооперации. А для этого и нужно создать Союз садоводов, в рамках которого можно уже продвигать кооперацию. В какой-то мере это получилось, но пока мы делаем только первые шаги. Нужны реальные действия, которые помогут еще больше сплотить людей. Например, Союз мог бы «выдавливать» с поставщиков СЗР, удобрений и прочего приемлемые цены для участников Союза, это был бы большой стимул к объединению людей. Плюс нужно подтянуть науку — это будет следующий шаг. Так постепенно мы придем к эффективной кооперации, поднимем отрасль садоводства на новый уровень», — считает аграрий.

Не остается в стороне глава кубанского хозяйства и от нужд своей малой родины. Ежегодно хозяйство тратило по 10–12 млн руб. на ремонт дорог, закупало оборудование для детских площадок и многое другое. Сейчас, правда, финансы на это направление сократили. Большая часть денег теперь идет на нужды армии и в госпитали: на фронт регулярно отправляют машины, забитые продуктами, печками, генераторами и, конечно, свежими полезными кубанскими яблочками — всем, что сейчас нужно нашим бойцам. Постепенно, глядя на старания Акимова, подтянулись и другие фермеры, помощи стало еще больше. Поддерживают в хозяйстве и семьи мобилизованных, родные всегда на прямой связи. Александр Акимов и сам имеет опыт боевых действий. И прекрасно знает, что очень важен моральный дух солдат, понимание, что в тылу их родные не остались одни, без помощи.

«И мы стараемся сделать все возможное, чтобы хоть немного облегчить им тяготы службы», — говорит Александр Акимов.

ЮЛИЯ ЖИТНИКОВА
Фото: «Южное ААА»

Земля и Жизнь, 2003-2021 | Политика конфиденциальности