22 декабря 2022

Под знаком «органик»

Под знаком «органик»

Рынок органического земледелия и продукции — один из самых динамично развивающихся в мире. За последние 20 лет, по данным статистики, он вырос более чем в семь раз. Его объем уже достигает 130 млрд долларов в год, а площадь земель составляет более 73 млн га. В чем отличие российского рынка органики от европейского? Кому будет интересна продукция под специальной маркировкой и так ли полезны продукты под знаками «био» и «эко»? Эти и другие вопросы обсудили на Первом всероссийском съезде производителей органической продукции.

Производители меняют курс

Несмотря на широкое распространение органической продукции во всем мире, в России до сих пор очень немногие потребители знают, понимают и ценят ее отличия от обычных продуктов питания. Тем не менее собравшиеся на съезде производители подобных товаров уверены: будущее России — в ответственном органическом сельхозпроизводстве, расстановке правильных приоритетов, направленных на здоровье почвы, экосистем и людей. Но, скорее всего, вектор развития придется пересмотреть. Изначально российский рынок органической продукции был заточен на экспорт, тогда как в других странах больше внимания уделяли внутреннему рынку. Сейчас из-за логистических и прочих проблем отечественным производителям тоже придется «возвращаться к родным пенатам».

«Многие наши производители работали на экспорт. В этом году отгрузки прошли, хоть и со сложностями. Но я думаю, это последняя или предпоследняя отправка. На тех рынках, где мы сегодня будем работать, органика особого интереса не представляет — это Турция, Египет, страны ближнего Востока, Иран, может, потенциально Китай. Скорее всего, на ближайшее время будем ориентироваться на внутренний рынок — и это хорошо. Во всем мире, за исключением, может быть, Индии, органика развивалась с прицелом на внутренний рынок. Мы на старте немного отклонились от этого пути, ушли в экспорт. Не все, конечно, но большое число производителей. Сейчас ситуация будет меняться», — считает председатель правления Союза органического земледелия Сергей Коршунов.

По словам специалиста, для активного распространения на внутреннем рынке нужно много и доступно рассказывать, чем органический продукт отличается от производимого в массовом сегменте агрохолдингов.

«Нужно объяснять, что органические продукты натуральные, так как мы не используем химию на полях, не увлекаемся глубокой переработкой. Также необходимо пересмотреть цену, сделать продукт доступным и привлекательным для населения. Не будет больше дорогой органики, ей не останется места. Покупатели беднеют, продукты дорожают. Кроме того, согласно разным научным исследованиям, люди готовы доплачивать за прибавку к здоровью не более 15 %. Выводы очевидны», — говорит Сергей Коршунов.

Не все «био» полезно

Но чтобы поставлять свою продукцию на рынок с соответствующей маркировкой, производитель должен получить необходимый сертификат.

«В 2020 году в России вступил в силу закон о производстве органической продукции. На момент запуска у нас было всего 19 производителей, в основном экспортеры. Они имели сертификат по европейскому стандарту и поставляли продукцию за рубеж. Сегодня число сертифицированных производителей — 152. В лидерах — Воронежская область, где два года назад не было ни одного производителя органики, Краснодарский край и Московская область. Все они зарегистрированы в национальной системе сертификации. Наша система имеет свои преимущества: мы сертифицируем не только выпущенную продукцию, а весь производственный процесс. Пробы исследуют на содержание более чем по 400 пестицидам и около 50 антибиотикам», — отметил директор по международным проектам «Роскачества» Александр Чумак.

Именно поэтому российской маркировке знающие покупатели в настоящий момент доверяют больше, чем европейской. Получили признание российские документы и на уровне стран ЕАЭС. Теперь для того, чтобы поставлять туда продукцию, не нужно будет проходить дополнительную сертификацию в их национальной системе.

Еще одно нововведение касается маркировок «эко», «био», «органик». В первом чтении депутаты Государственной Думы приняли закон об уравнивании этих обозначений, то есть на приставки «эко» и «био» будут действовать определенные требования, как и к продуктам органики. Не смогут соответствовать — значит, маркировку придется убрать. Ни для кого не секрет, что часто эти обозначения — всего лишь маркетинговый ход и отличия от других продуктов такая продукция не имеет, разве что может стоить дороже.

ЮЛИЯ ЖИТНИКОВА

Земля и Жизнь, 2003-2021 | Политика конфиденциальности