Последствия для АПК от санкций: сегодня и завтра

Последствия для АПК от санкций: сегодня и завтра

По словам экспертов, вводимые против России санкции не касаются напрямую отрасли сельского хозяйства. Минфин США вывел сельхозтовары и медицинские товары из-под санкций. То же самое в отношении нашего нефтегазового сектора, экспорта угля, металлов, удобрений и ряда других отраслей.

Однако России собираются ограничить поставки высокотехнологичной продукции. А значит, нашим аграриям придется пересаживаться на отечественные комбайны и наращивать продовольственный потенциал, чтобы не зависеть от импорта.

Бизнес вакуума не терпит

В 2014 году Россия уже переживала новый виток санкций, наложенных зарубежными странами. Это не могло не отразиться на состоянии экономики в целом. По мнению экспертов, ограничения Запада замедлили рост экономики РФ почти в два раза.

Однако Россия ответила контр­санкциями, и из-за продуктового эмбарго страны, вводившие санкции, потеряли 10 млрд долларов от экспорта продовольствия в РФ.

Всего лишь шесть лет жизни под санкциями, по мнению экспертов, превратили Россию в мощную аграрную державу, многие направления смогли перейти на импортозамещение. Благодаря наложенному эмбарго в России начали появляться отечественные продукты, не уступающие по качеству импортным. Например, на прилавках магазинов уже никого не удивишь отечественным благородным сыром с плесенью. Бизнес не терпит вакуума так же, как и рынок, и поэтому опустевшие ниши успешно смогли занять отечественные производители и альтернативные страны-­поставщики.

— США четко дали понять, что готовы ограничивать поставки в Россию высокотехнологичной продукции. На мой взгляд, таким образом они только провоцируют процесс импортозамещения в России. В сельском хозяйстве стран Евросоюза это уже привело к многомиллиардным потерям. Страны стараются защищать свои рынки от импорта готовой продукции и сводить импорт к поставкам сырья и полуфабрикатов. Здесь же Запад фактически делает работу за наших протекционистов, — ​впрочем, как и в 2014 году, — ​говорит экономист и политолог Роман Иноземцев.

Дефицита быть не должно

Но все же определенных сложностей не избежать. По мнению эксперта, Российскому АПК следует активно готовиться к возможному изменению цепочек поставщиков и всерьез прорабатывать отказ от использования западных комплектующих, семян или техники.

— Нам придется осваивать новые производства, что без господдержки будет трудно сделать. Прежде всего потому, что чем более технологичную вещь мы пытаемся заместить, тем острее ощущается потребность в квалифицированных кадрах. В новых реалиях конкурентоспособность бизнеса все сильнее будет зависеть от того, сможет он привлечь к себе квалифицированные кадры или нет. Там, где на специалистах решили сэкономить, все будет печально, и вот эти хозяйства будут санкциями убиты. Не нынешними, так будущими, — ​считает экономист.

Сейчас в регионах России стартовала посевная. По словам специалистов, дефицита нет ни с удобрениями, ни со средствами защиты растений, ни с посадочным материалом. Не должно ожидаться их и в будущем.

— Россия производит 70 % от мировых удобрений. При этом 80 % произведенных удобрений идет на экспорт (Россия экспортировала удобрения в Бразилию, Китай, Украину, США, Индию, Эстонию, Латвию, Турцию, Польшу, Индонезию — ​прим. автора). И только 20 % остается у нас, на внутреннем рынке. Есть свои производители химии и ядохимикатов, в Саратове крупная компания построила завод по производству средств защиты растений, есть «Щелково Агрохим». По семенному материалу тоже идет наращивание, по крайней мере, по семенам подсолнечника. Если 5 лет назад применяли всего лишь 15 % отечественных семян, то сегодня подняли до 40 %. Развиваем отечественное семеноводство, по кукурузе также довольно уверенно себя чувствуем. Например, только в Краснодарском крае 60 % площадей засевают отечественными семенами, — ​говорит полномочный представитель главы администрации (губернатора) Краснодарского края по взаимодействию с крестьянскими (фермерскими) хозяйствами Вячеслав Легкодух. — ​Дефицита по итогам урожая не будет, по зерновым посевы не сокращаются. По пропашным культурам: подсолнечник, кукуруза, свекла, — ​все семена были завезены в нужном количестве на территорию России еще до нового года. Планируемые посевные площади будут засеяны, но за год нужно переориентироваться, чтобы не допустить дефицита в будущем. И аграрии пересматривают свои приоритеты, понимают, что если сегодня на складах есть семена в нужном количестве, то на фоне возможных санкций завтра их может и не быть. Но мы найдем, что посеять: не купим в Голландии — ​приобретем в Казахстане. Больше удар идет по тем зарубежным производителям, которые лишатся российского рынка.

Как отметили в Минсельхозе РФ, Россия полностью обеспечивает себя основными видами продовольствия: зерном и продуктами его переработки, мясной и рыбной продукцией, сахаром, растительным маслом и другими ключевыми продуктами питания. Собственное производство молочной продукции, овощей и фруктов уже обеспечивает значительную часть внутреннего потребления. Потребность в импортных товарах незначительна и в основном приходится на продукцию, которую не производят в нашей стране в силу климатических условий. При этом российские импортеры работают с широким кругом стран-­поставщиков. Таким образом, подчеркнули в министерстве, внутренний рынок надежно защищен, а риски для продовольственной безопасности исключены.

Ставка на переработку

Однако есть и негативные моменты. Первый — ​ограничение по импортной высокотехнологичной технике. Интерес российских фермеров к зарубежным комбайнам и тракторам в последние годы существенно вырос, но сейчас, видимо, придется надеяться только на отечественного производителя.

— Да, не будем ездить на «Джон Дирах», пересядем все на тракторы, например, Ростсельмаша. Достойная замена. Хотя у них также имеются некоторые импортные детали в оборудовании, будут переориентироваться, производить их самостоятельно. Второе — ​трудно поверить, что импортная высокотехнологичная техника совсем уйдет с нашего рынка. Думаю, зарубежные производители найдут ­какие-то каналы, чтобы не потерять российский рынок сбыта. На той стороне находится такой же бизнес, который так же хочет жить и зарабатывать. Санкции бьют не только по нам, они негативно отражаются и на жителях стран, главы которых вводят эти ограничения, — ​считает фермерский омбудсмен.

Второй момент — ​это производство лизина и некоторых аминокислот, которые применяются при изготовлении корма для животных. Практически 90 % завозится из-за рубежа. Но их делают из тех самых продуктов, которые Россия отправляет на экспорт. Выход один — ​открывать собственные производства нужных веществ необходимо здесь.

На фоне принимаемых мер и ограничения импорта еще острее становится вопрос необходимости создания перерабатывающих производств. Недавно в Государственной Думе депутаты обсуждали вопрос ценообразования и снова говорили о том, что нужно стимулировать развитие собственной переработки. Продавать не только сырую пшеницу и кукурузу, а реализовывать муку, крахмал, как это делают другие страны, покупающие сырье у нас.

— Первые ласточки есть. В Краснодарском крае, например, построены большие перерабатывающие заводы. В Гулькевичах — ​перерабатывающий крахмальный завод с передовыми технологиями, построили переработку в Тихорецке по зерновой группе. Наращивается не сырьевой экспорт, а именно переработанной продукции, — ​подчеркнул Вячеслав Легкодух.

Третий момент — ​из-за ослаб­ления руб­ля на фоне геополитической ситуации теряют свои позиции компании-­дистрибьюторы, специализирующиеся на продаже удобрений, средств защиты растений, запчастей для оборудования. Цены на всю эту продукцию зависят от курса доллара и уже повысились. Так, в автомобильном секторе прогнозируют рост цен на импортные запчасти в среднем на 10 %. Это пока. Что будет дальше, никто не поручится. Поэтому многие компании сегодня говорят о необходимости вынужденной переориентации деятельности или даже о полном закрытии. Это, в свою очередь, больно ударит по аграриям. Если на этот сезон уже сделан определенный запас, то на следующий придется закупаться по новым ценам.

Цены могут вырасти

А вот для российских садоводов запрет импорта может стать стимулом к более активному развитию, как это уже произошло на фоне введенных санкций в 2014 году. В течение последних 8 лет наблюдалось постоянное увеличение количества выращиваемого урожая яблок на 150–300 тысяч тонн в год. На юге России продолжает идти интенсивная закладка новых яблоневых садов: они появляются в Крыму, Ставропольском крае, на Северном Кавказе и в Краснодарском крае. Согласно прогнозу Центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка, к 2024 году производство этого вида фруктов может увеличиться вдвое — ​до 1,2 млн тонн в год. Правда, на первых порах придется столкнуться с дефицитом по яблоку и сливе.

— Сейчас мы обеспечиваем по яблоку и сливе население страны на 60 %. Поэтому из-за закрытия канала импорта некоторый дефицит в первые годы по этой продукции будет наблюдаться. Но в целом, если санкции позволят избавиться от импорта плодоовощной продукции, выиграет не только российское садоводство, но и потребитель. Мы делаем большую ставку на экологичность продукции, не затравливаем поля ядохимикатами. В Польше, например, до 50 обработок в год проходит на яблоке. В итоге мы получаем на прилавках магазина не просто несъедобный, но и неполезный импортный продукт. Если импорта не будет, то в этом году потребитель съест, условно говоря, всего два яблока, но качественных и экологически чистых. А через 5 лет, также условно, — ​уже четыре плода отечественного производства, но тоже качественных и экологически чистых. Если наша продукция будет востребована на внутреннем рынке, то и темпы развития ускорятся, а значит, и проблему дефицита удастся купировать достаточно быстро, — ​считает генеральный директор Союза «Садоводы Кубани» Николай Щербаков.

Главный вопрос — ​поднимутся ли на фоне введенных санкций и ослабления руб­ля цены на сельхозпродукцию в магазинах? По словам Николая Щербакова, сегодня сети продают сельхозпродукцию с накруткой в 2–2,5 раза. Если ритейлеры умерят аппетиты, то конечные цены для покупателей должны остаться такими же.

Однако не все сегодня согласны с этим мнением. Многие эксперты считают, что на фоне подорожания себестоимости продукции повысятся и цены в магазинах. Насколько это станет существенным, покажет время.

Юлия ЖИТНИКОВА

Земля и Жизнь, 2003-2021 | Политика конфиденциальности