Руководитель отдела развития ООО «Агромир» Роман Потапов
Западные компании — поставщики средств защиты растений, удобрений и семян продолжают сокращать свое присутствие на российском рынке. Но опасаться дефицита препаратов отечественным фермерам не стоит. Российские компании наращивают связи с восточными партнерами и гарантируют аграриям бесперебойные поставки качественных продуктов. Об опыте взаимодействия с китайскими коллегами, современных особенностях ведения бизнеса в России и запросах сельхозтоваропроизводителей рассказал руководитель отдела развития ООО «Агромир» Роман Потапов.
Проводники в Россию
— В конце марта в Китае прошла ежегодная выставка производителей СЗР и удобрений. Кто был представлен на выставке?
— Международная агрохимическая выставка прошла первый раз после трехлетнего перерыва, возникшего на фоне ковидных ограничений. Мы всегда поддерживали тесные связи с нашими партнерами, но очень важно было обменяться видением по развитию бизнеса, обсудить новые тенденции на рынке. Так что встречи были информативными и полезными. На выставке собрались крупнейшие производители агрохимии, адъювантов, действующих веществ (далее д. в.) и готовых формуляций. Были большие премьеры и анонсы: например, наш надежный партнер компания Sino-Agri в рамках выставки провела ребрендинг, заявив о новых подходах в работе и своей стратегии на глобальном рынке. На выставке были представлены компании из Поднебесной, несколько стендов отдали индийским производителям. Китай — один из лидеров по производственным мощностям СЗР, тем не менее Индия — это четвертая страна в мире по объемам производства средств защиты растений, главным образом инсектицидов. Говоря об основной тенденции стратегии развития ведущих производителей СЗР, нужно отметить, что многие наши партнеры активно развивают свои исследовательские центры. Инвестиции в науку обеспечат им, да и нам, устойчивое развитие с выводом новых молекул и инновационных формуляций.
— Компания «Агромир» уже давно сотрудничает с китайскими партнерами. Каких результатов удалось достичь на выставке?
— Главными предметами многочисленных встреч были регистрация новых продуктов, технологии, которые мы можем перенести и адаптировать в наших, российских условиях. Сейчас в Китае будет выходить много новых молекул, интересных новинок: биопестицидов, удобрений и СЗР. Поскольку мы уже не один год активно сотрудничаем в этой области, именно «Агромир» станет проводником в Россию этих новых решений для сельского хозяйства. Также мы рассматриваем варианты работы с индийскими коллегами, пока налаживаем связи, изучаем возможности местных производителей. В Индии, как и в Китае, производят очень качественные препараты, так что это еще одно из перспективных направлений для «Агромира».
На шаг вперед
— Расскажите поподробнее о новых продуктах, которые «Агромир» будет поставлять сельхозтоваропроизводителям.
— Как я уже говорил, на выставке было представлено много новых постпатентных д. в., которые Китай теперь может производить у себя и поставлять по всем странам мира. Отрадно, что эти продукты станут более доступными для массового потребителя. В настоящий момент наша задача — адаптировать эти новые продукты для российского рынка. Так как рынок СЗР на 80 % состоит из гербицидов, то вполне логично, что основные молекулы, которые наполнят портфель «Агромира», — это новые препараты для борьбы с сорняками. Но также в нашей линейке появятся и регуляторы роста, инсектициды, фунгициды.
— Зачем нужна адаптация продуктов и что под ней подразумевается?
— Мы не стараемся копировать те препараты, которые уже есть на рынке, а создаем улучшенный продукт. Достигается это различными способами. Например, возьмем фунгицид Пирафикс, КС на основе пираклостробина для защиты сои, нута и подсолнечника. При его создании мы сознательно увеличили концентрацию д. в. в препарате и в результате получили уникальный продукт с более высокой эффективностью. Второй способ улучшить препарат — изменить его препаративную форму. Так, двухкомпонентный инсектицид для листовых обработок против комплекса сосущих и листогрызущих насекомых Фактория, МКС мы предлагаем в препаративной форме в виде микрокапсулированной суспензии, тогда как изначальный препарат представлен на рынке в виде менее прогрессивной препаративной формы — концентрата суспензии. Еще одно преимущество — расширение регистрации. Этот момент очень важен при работе с новой системой контроля оборота пестицидов «Сатурн». Наши препараты обладают более широкой регистрацией, чем первоначальные продукты. Например, у родительской формы препарата Юзмар, ВР изначально более скудная регистрация. Мы даем возможность нашим клиентам использовать гербицид на основе имазамокса не только на сое, но и на нуте и горохе. Но это только первый этап улучшения продуктов в линейке «Агромира».
— Какие этапы следующие?
— Стратегически важный для компании шаг — это привнесение на рынок уникальных сочетаний известных д. в. и создание препаратов, специально адаптированных для российского земледелия. Во-первых, мы учитываем наши климатические особенности. Препараты, которые поставляются в южные теплые страны, по составу сильно отличаются от тех, которые необходимы для российских аграриев. В холодных условиях большинства регионов РФ в составе препарата нужен антифриз, чтобы он не замерзал, или мы усиливаем наши продукты более дорогими и мощными сурфактантами и ПАВами для повышения эффективности препаратов даже против устойчивых вредных объектов. Во-вторых, ориентируемся на наш набор культур и особенности возделывания, а также видовой состав сорных растений, вредителей и болезней. Третье — учитываем сформировавшиеся стратегии работы агрономов, поэтому создаем простые, понятные, универсальные продукты под разные полевые ситуации.
— Можно ли сказать, что имеющаяся линейка продуктов компании закрывает все потребности аграриев по основным и популярным полевым культурам?
— Да. Но при этом мы постоянно анализируем новые запросы наших клиентов и продолжаем расширять портфель препаратов, в том числе уникальными, улучшенными продуктами. План компании — выводить на рынок около пяти-шести новых продуктов в год. На сегодняшний день зарегистрировано 25 наименований. В 2024 году ожидается регистрация еще шести препаратов. Это комбинированные инсектицидно-фунгицидные протравители для зерновых на основе таких д. в., как флудиоксонил, тебуконазол, азоксистробин, дифеноконазол и пр. Также в линейке появится универсальный двухкомпонентный фунгицид для защиты зерновых, сои, подсолнечника и кукурузы, содержащий эпоксиконазол и азоксистробин. В финальной стадии регистрации находятся гербициды, один из них — граминицид для защиты пшеницы. Однако это не привычный двухкомпонентный препарат с антидотом, а мощный трехкомпонентный истребитель злаковых сорняков.
— Производство препаратов для вашей компании расположено в Китае. Есть ли сложности с логистикой и не выгоднее ли сосредоточить производство на территории России?
— Логистические цепочки, которые были разорваны в прошлом году, сейчас восстановились. За сезон 2022 года отработаны новые возможности и налажены пути поставок. Создавать собственное производство на территории России сейчас неактуально. В РФ сложился большой дефицит квалифицированных химиков, технологов, прочих специалистов, которые могли бы работать на таком серьезном производстве. В Китае они имеются. Мы сотрудничаем с поставщиками, представленными на огромных рынках США, Европы, где очень высокие требования к качеству производимых препаратов. И я считаю, более важно, что мы сформировали мощную команду по работе и взаимодействию с производителями из Китая, которые хорошо разбираются в законодательстве и имеют богатый опыт работы с иностранными компаниями, ориентируются в технологиях. Кроме того, мы организовали серьезный контроль качества продукции, приобретаемой за рубежом. Сейчас я могу сказать, что мы понимаем качество продуктов «Агромира» от д. в. до последнего компонента готовой формуляции. На протяжении нескольких лет мы работали в этом направлении, чтобы ориентироваться самим и гарантировать высокое качество продукции нашим клиентам.
Переход на классику
— Доля присутствия западных компаний сокращается на российском рынке СЗР. Что теряют аграрии?
— Как показал опыт 2022 года, те, кто не смог закупить оригинальную химию западных производителей, ничего не потеряли, а скорее, наоборот, сократили свои затраты и повысили рентабельность, пользуясь классическими препаратами. Доля оригинальной химии на нашем рынке сокращалась и раньше, примерно на 3–5 % в год. В 2022 году эти темпы увеличились. Впрочем, это общемировая тенденция, которая особенно активно проявила себя во время пандемии и ковидных ограничений. Сейчас, как утверждают статистические агентства, только 10 % препаратов на пестицидном рынке — так называемые оригинальные СЗР, защищенные патентом д. в. Переход к классическим или постпатентным препаратам — это общая тенденция. Для российских аграриев в этом беды я не вижу. В основном оригинальная химия была ориентирована не на наш рынок, а на страны Азии, Северной и Южной Америки, Европы. «Агромир» действует более точечно, локально. В развитии нашей будущей линейки мы собираемся ориентироваться не на потребности всего мира, а конкретно на запросы и нужды российских сельхозтоваропроизводителей.
— Тема бережного отношения к экологии не сходит с глобальной повестки, и на этом фоне прослеживается тенденция ухода от химии к биопестицидам. Планируете работать в этом направлении?
— Да, идея набирает популярность, и на выставке китайские компании демонстрировали свои возможности по развитию биопестицидов. Но пока в России не будет устойчивого спроса на продукцию, выращенную без применения химии, привычные СЗР сохранят доминирующие позиции. Но это не значит, что мы не рассматриваем новые направления. В настоящее время я вижу в России развитие рынка не биопестицидов, а скорее препаратов для листового питания и улучшения состояния растений. Поэтому мы планируем поставлять нашим аграриям не только высокотехнологичные новые пестициды, но и удобрения, регуляторы роста, растительные гормоны, аминокислоты. Это будет существенным вкладом в повышение урожайности и качества получаемых урожаев.
— Какие планы на будущее?
— Продолжим создавать новые препараты, совершенствовать текущую линейку продуктов, развиваться в новых нишах. Интерес к нашей продукции в садовом или картофельном направлении не меньше, чем в полевом, ведь качественные и доступные средства защиты растений нужны всем. Будем воплощать в жизнь интересные и выгодные для наших сельхозтоваропроизводителей идеи. Уже есть планы, которые стоит обсудить с нашими партнерами — имеющимися и будущими. На сегодняшний день самый главный результат в том, что китайские коллеги готовы под наши требования изготавливать качественные препараты, и у нас есть все возможности удовлетворить самые важные потребности российских клиентов.
ЮЛИЯ ЖИТНИКОВА