24 апреля 2023

Поворот на Восток

Поворот на Восток


Руководитель отдела развития ООО «Агромир» Роман Потапов

Западные компании — ​поставщики средств защиты растений, удобрений и семян продолжают сокращать свое присутствие на российском рынке. Но опасаться дефицита препаратов отечественным фермерам не стоит. Российские компании наращивают связи с восточными партнерами и гарантируют аграриям бесперебойные поставки качественных продуктов. Об опыте взаимодействия с китайскими коллегами, современных особенностях ведения бизнеса в России и запросах сельхозтоваропроизводителей рассказал руководитель отдела развития ООО «Агромир» Роман Потапов.

Проводники в Россию

— В конце марта в Китае прошла ежегодная выставка производителей СЗР и удобрений. Кто был представлен на выставке?
— Международная агрохимическая выставка прошла первый раз после трехлетнего перерыва, возникшего на фоне ковидных ограничений. Мы всегда поддерживали тесные связи с нашими партнерами, но очень важно было обменяться видением по развитию бизнеса, обсудить новые тенденции на рынке. Так что встречи были информативными и полезными. На выставке собрались крупнейшие производители агрохимии, адъювантов, действующих веществ (далее д. в.) и готовых формуляций. Были большие премьеры и анонсы: например, наш надежный партнер компания Sino-­Agri в рамках выставки провела ребрендинг, заявив о новых подходах в работе и своей стратегии на глобальном рынке. На выставке были представлены компании из Поднебесной, несколько стендов отдали индийским производителям. Китай — ​один из лидеров по производственным мощностям СЗР, тем не менее Индия — ​это четвертая страна в мире по объемам производства средств защиты растений, главным образом инсектицидов. Говоря об основной тенденции стратегии развития ведущих производителей СЗР, нужно отметить, что многие наши парт­неры активно развивают свои исследовательские центры. Инвестиции в науку обеспечат им, да и нам, устойчивое развитие с выводом новых молекул и инновационных формуляций.

— Компания «Агромир» уже давно сотрудничает с китайскими партнерами. Каких результатов удалось достичь на выставке?
— Главными предметами многочисленных встреч были регистрация новых продуктов, технологии, которые мы можем перенести и адаптировать в наших, российских условиях. Сейчас в Китае будет выходить много новых молекул, интересных новинок: биопестицидов, удобрений и СЗР. Поскольку мы уже не один год активно сотрудничаем в этой области, именно «Агромир» станет проводником в Россию этих новых решений для сельского хозяйства. Также мы рассматриваем варианты работы с индийскими коллегами, пока налаживаем связи, изучаем возможности местных производителей. В Индии, как и в Китае, производят очень качественные препараты, так что это еще одно из перспективных направлений для «Агромира».

На шаг вперед

— Расскажите поподробнее о новых продуктах, которые «Агромир» будет поставлять сельхозтоваропроизводителям.
— Как я уже говорил, на выставке было представлено много новых постпатентных д. в., которые Китай теперь может производить у себя и поставлять по всем странам мира. Отрадно, что эти продукты станут более доступными для массового потребителя. В настоящий момент наша задача — ​адаптировать эти новые продукты для российского рынка. Так как рынок СЗР на 80 % состоит из гербицидов, то вполне логично, что основные молекулы, которые наполнят портфель «Агромира», — ​это новые препараты для борьбы с сорняками. Но также в нашей линейке появятся и регуляторы роста, инсектициды, фунгициды.

— Зачем нужна адаптация про­­­дуктов и что под ней подра­зумевается?
— Мы не стараемся копировать те препараты, которые уже есть на рынке, а создаем улучшенный продукт. Достигается это различными способами. Например, возьмем фунгицид Пирафикс, КС на основе пираклостробина для защиты сои, нута и подсолнечника. При его создании мы сознательно увеличили концентрацию д. в. в препарате и в результате получили уникальный продукт с более высокой эффективностью. Второй способ улучшить препарат — ​изменить его препаративную форму. Так, двухкомпонентный инсектицид для листовых обработок против комплекса сосущих и листогрызущих насекомых Фактория, МКС мы предлагаем в препаративной форме в виде микрокапсулированной суспензии, тогда как изначальный препарат представлен на рынке в виде менее прогрессивной препаративной формы — ​концентрата суспензии. Еще одно преимущество — ​расширение регистрации. Этот момент очень важен при работе с новой системой контроля оборота пестицидов «Сатурн». Наши препараты обладают более широкой регистрацией, чем первоначальные продукты. Например, у родительской формы препарата Юзмар, ВР изначально более скудная регистрация. Мы даем возможность нашим клиентам использовать гербицид на основе имазамокса не только на сое, но и на нуте и горохе. Но это только первый этап улучшения продуктов в линейке «Агромира».

— Какие этапы следующие?
— Стратегически важный для компании шаг — ​это привнесение на рынок уникальных сочетаний известных д. в. и создание препаратов, специально адаптированных для российского земледелия. Во-первых, мы учитываем наши климатические особенности. Препараты, которые поставляются в южные теплые страны, по составу сильно отличаются от тех, которые необходимы для российских аграриев. В холодных условиях большинства регионов РФ в составе препарата нужен антифриз, чтобы он не замерзал, или мы усиливаем наши продукты более дорогими и мощными сурфактантами и ПАВами для повышения эффективности препаратов даже против устойчивых вредных объектов. Во-вторых, ориентируемся на наш набор культур и особенности возделывания, а также видовой состав сорных растений, вредителей и болезней. Третье — ​учитываем сформировавшиеся стратегии работы агрономов, поэтому создаем простые, понятные, универсальные продукты под разные полевые ситуации.

— Можно ли сказать, что имею­щаяся линейка продуктов ком­­пании закрывает все потребности аграриев по основным и популярным полевым культурам?
— Да. Но при этом мы постоянно анализируем новые запросы наших клиентов и продолжаем расширять портфель препаратов, в том числе уникальными, улучшенными продуктами. План компании — ​выводить на рынок около пяти-шести новых продуктов в год. На сегодняшний день зарегистрировано 25 наименований. В 2024 году ожидается регистрация еще шести препаратов. Это комбинированные инсектицидно-­фунгицидные протравители для зерновых на основе таких д. в., как флудиоксонил, тебуконазол, азоксистробин, дифеноконазол и пр. Также в линейке появится универсальный двухкомпонентный фунгицид для защиты зерновых, сои, подсолнечника и кукурузы, содержащий эпоксиконазол и азоксистробин. В финальной стадии регистрации находятся гербициды, один из них — ​граминицид для защиты пшеницы. Однако это не привычный двухкомпонентный препарат с антидотом, а мощный трехкомпонентный истребитель злаковых сорняков.

— Производство препаратов для вашей компании расположено в Китае. Есть ли сложности с логистикой и не выгоднее ли сосредоточить производство на территории России?
— Логистические цепочки, которые были разорваны в прошлом году, сейчас восстановились. За сезон 2022 года отработаны новые возможности и налажены пути поставок. Создавать собственное производство на территории России сейчас неактуально. В РФ сложился большой дефицит квалифицированных химиков, технологов, прочих специалистов, которые могли бы работать на таком серьезном производстве. В Китае они имеются. Мы сотрудничаем с поставщиками, представленными на огромных рынках США, Европы, где очень высокие требования к качеству производимых препаратов. И я считаю, более важно, что мы сформировали мощную команду по работе и взаимодействию с производителями из Китая, которые хорошо разбираются в законодательстве и имеют богатый опыт работы с иностранными компаниями, ориентируются в технологиях. Кроме того, мы организовали серьезный контроль качества продукции, приобретаемой за рубежом. Сейчас я могу сказать, что мы понимаем качество продуктов «Агромира» от д. в. до последнего компонента готовой формуляции. На протяжении нескольких лет мы работали в этом направлении, чтобы ориентироваться самим и гарантировать высокое качество продукции нашим клиентам.

Переход на классику

— Доля присутствия западных компаний сокращается на российском рынке СЗР. Что теряют аграрии?
— Как показал опыт 2022 года, те, кто не смог закупить оригинальную химию западных производителей, ничего не потеряли, а скорее, наоборот, сократили свои затраты и повысили рентабельность, пользуясь классическими препаратами. Доля оригинальной химии на нашем рынке сокращалась и раньше, примерно на 3–5 % в год. В 2022 году эти темпы увеличились. Впрочем, это общемировая тенденция, которая особенно активно проявила себя во время пандемии и ковидных ограничений. Сейчас, как утверждают статистические агентства, только 10 % препаратов на пестицидном рынке — ​так называемые оригинальные СЗР, защищенные патентом д. в. Переход к классическим или постпатентным препаратам — ​это общая тенденция. Для российских аграриев в этом беды я не вижу. В основном оригинальная химия была ориентирована не на наш рынок, а на страны Азии, Северной и Южной Америки, Европы. «Агромир» действует более точечно, локально. В развитии нашей будущей линейки мы собираемся ориентироваться не на потребности всего мира, а конкретно на запросы и нужды российских сельхозтоваропроизводителей.

— Тема бережного отношения к экологии не сходит с глобальной повестки, и на этом фоне прослеживается тенденция ухода от химии к биопестицидам. Планируете работать в этом направлении?
— Да, идея набирает популярность, и на выставке китайские компании демонстрировали свои возможности по развитию биопестицидов. Но пока в России не будет устойчивого спроса на продукцию, выращенную без применения химии, привычные СЗР сохранят доминирующие позиции. Но это не значит, что мы не рассматриваем новые направления. В настоящее время я вижу в России развитие рынка не биопестицидов, а скорее препаратов для листового питания и улучшения состояния растений. Поэтому мы планируем поставлять нашим аграриям не только высокотехнологичные новые пестициды, но и удобрения, регуляторы роста, растительные гормоны, аминокислоты. Это будет существенным вкладом в повышение урожайности и качества получаемых урожаев.

— Какие планы на будущее?
— Продолжим создавать новые препараты, совершенствовать текущую линейку продуктов, развиваться в новых нишах. Интерес к нашей продукции в садовом или картофельном направлении не меньше, чем в полевом, ведь качественные и доступные средства защиты растений нужны всем. Будем воплощать в жизнь интересные и выгодные для наших сельхозтоваропроизводителей идеи. Уже есть планы, которые стоит обсудить с нашими партнерами — ​имеющимися и будущими. На сегодняшний день самый главный результат в том, что китайские коллеги готовы под наши требования изготавливать качественные препараты, и у нас есть все возможности удовлетворить самые важные потребности российских клиентов.

ЮЛИЯ ЖИТНИКОВА

Земля и Жизнь, 2003-2021 | Политика конфиденциальности