11 августа 2022

Реально-нереальный ценопад

Реально-нереальный ценопад

Этой весной цены взлетели абсолютно на все продукты питания. Причины были как вполне объяснимые, вроде сезонного подорожания овощей, так и связанные с внешними факторами. Но в последние несколько недель стоимость многих продуктов, по данным Росстата, показывает устойчивую тенденцию к понижению.

Овощной конфуз

На самом деле, еще в 2021 году эксперты уже говорили о небывалом подорожании практически всех товаров массового спроса. Началась глобальная тенденция к ежедневному переписыванию ценников в пандемийный 2020 год. Затруднения с логистикой, продолжающееся ослабление рубля сильно повлияли на цены. В 2021 году рост стоимости продуктов продолжился. По итогам прошлого года больше всего подорожали растительное масло (на 65,8%) и зерновые, — пишет РИА. Злаковые в среднем прибавили 27%. По оценкам экспертов, это был максимум с 2012-го. Пшеница и кукуруза выросли на 44,1 и 31,3% соответственно, сахар — на 37,5%. Это результат не только увеличившегося спроса, но и ограниченного предложения, производство не успевало за потреблением. Мясные и молочные продукты также не отставали в цене. Самой дорогой оказалась баранина, за ней говядина и курятина. На фоне этого снижение цен на рис, наблюдавшееся в 2021 году, выглядело чуть ли не чудом.

Весной пальму первенства безоговорочно взяла… обычная капуста: ценник на нее поднялся на 205,7% и составил 84,1 руб., — пишет РБК со ссылкой на данные Росстата. Учитывая, что этот овощ последовательно дорожал последние пять лет, а здесь его стоимость просто взлетела до небес, пресловутый «борщевой набор» встал россиянам в копеечку, тем более что рост цен показали и другие овощи из этого набора. Так, лук подорожал в марте на 56%, чеснок — на 51%. Одна из причин, по мнению экспертов, вполне традиционная. Каждую весну у нас происходит подорожание овощей и фруктов, осенние запасы подходят к концу, стоимость растет до появления на прилавках свежего урожая. Но в этом году добавился еще один фактор: мало собрали отечественных овощей в прошлом сезоне, импорт сбить цену не мог. Из-за резкого падения рубля все заграничные продукты подорожали.

Также в конце февраля и начале марта взлетели цены на сахар. В среднем в начале весны он подорожал почти на 70%. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) в марте возбудила первые дела после проверок цен на сахар. Так, одно из дел касалось работы посредников — оптовых продавцов сахара в Кемеровской области. «Оптовые компании отгружали сахар в розничные магазины, оптовым продавцам и производственным предприятиям по завышенным ценам. В ряде случаев наценка возросла с 9,5% в феврале до 54% в марте. При этом объективных причин для такого повышения цен не было», — пояснили в ФАС.

В целом в течение первого весеннего месяца цены по сравнению с февралем выросли на 7,61%, по сравнению с декабрем 2021 года — почти на 10%. Цифры эти весьма усредненные. Так, по данным Росстата, рост потребительских цен на 8% и более зафиксировали в 32 субъектах РФ. В наибольшей степени — в Республике Ингушетия, там только продукты питания выросли в цене на 15,1%. В Архангельской области на общую индексацию повлияло подорожание непродовольственных товаров — на 15,2%. В Москве цены за месяц выросли на 7,2%, в Санкт-Петербурге — на 7,7%.

Помимо овощного бума весеннее подорожание отметили и по пищевой поваренной соли. В среднем цена на необходимый продукт выросла на 14,2%. Рис подорожал на 12,9%, гречка — на 10,2%, масло подсолнечное — на 7,2%. Выросла в цене рыба лососевых пород, соленые и копченые деликатесные продукты из рыбы, макароны, чай, кофе и пр. — на 7,2–12%.

Дешевле, но все равно дороже

В апреле рост цен замедлился, но все же продолжил свой рост. По сравнению с мартом индекс потребительских цен составил 101,56%, а с декабрем прошлого года — 111,67%. Из продовольственных товаров больше всего поднялась в цене свекла — подорожала за месяц на 19,2%. Выросли в цене маргарин, яблоки, картофель, зефир, пастила, какао, лук репчатый, рис шлифованный, сгущенка. Капуста из списка ценовых антилидеров за месяц выбыла.

В мае рост цен практически остановился, по крайней мере, по данным Росстата. А в июне мы увидели дефляцию: индекс потребительских цен по сравнению с последним месяцем весны составил 99,65%. Правда, это все равно выше, чем в декабре прошлого года.

В наибольшей степени цены снизились в Республике Дагестан — на 2,1%, в Севастополе — на 1,4%, в Чеченской Республике — на 1,2%. В целом товары подешевели в 35 субъектах РФ, но в 11 субъектах цены снова выросли на 0,1–0,5%.

Как пояснили в ведомстве, в июне значительную динамику цен на продовольственные товары дало удешевление плодоовощной продукции. Так, капуста белокочанная упала в цене на 31,5%, помидоры — на 28,3%, огурцы — на 19,8% (в Магаданской области цены на этот овощ не изменились) и пр. При этом подорожали лимоны — на 3,2%, яблоки — на 1,8%.

Среди прочих продовольственных товаров подешевело молоко стерилизованное — на 1,8%, гречка — на 1,5%, свинина — на 1,4%, мясо кур — на 0,9%, икра лососевых рыб отечественная — на 0,5%, вермишель и водка — на 0,4%.

Сахар-песок упал в цене в 27 субъектах РФ на 0,1–6%, в 54 субъектах — на 6,1–15,5%. В трех регионах его цена выросла на 0,2–2,3%, а в Ямало-Ненецком АО стоимость сладкого товара осталась неизменной.

Как пишет РИА, месячную дефляцию в июне зафиксировали впервые в истории новой России — с 1991 года. В предыдущие годы минимальные значения темпов изменения цен для первого месяца лета были в 1998 и 2019 годах — 0,08 и 0,04% соответственно. В целом цены в стране последний раз снижались в сентябре 2020 года — на 0,07%.

Консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаил Лачугин

«В зимне-весеннем повышении цен в этом году большую роль сыграл элемент ажиотажа. На фоне произошедших событий люди бросились скупать товары, но ни производители, ни торговые сети не были готовы к такому искусственно созданному ажиотажу. И многие позиции стали быстро заканчиваться, например, по бытовой химии. Отсюда резкий скачок цен в определенном моменте. Это было необходимо, чтобы хоть как-то остановить такой спрос и не допустить дефицита, иного выхода не было. Вторая причина подорожания — рост издержек товаропроизводителей. Очень сильно выросла стоимость логистики, транспортные компании отказывались работать по прежним тарифам. Таким образом, резкий рост цен был обусловлен внешними факторами. Сейчас цены снижаются. Но все же официальные отчеты по поводу дефляции очень усредненные и радоваться рано. Нужно отделять инфляцию в продовольственной сфере от других. В целом цены на продукты питания продолжают расти. Да, есть группа овощей, ягод, фруктов, которые сейчас дешевеют, но это ежегодное сезонное понижение цен, которое массовому потребителю преподносят как улучшение ситуации. Осенью и к Новому Году стоимость таких продуктов снова повысится. Производители помидоров, огурцов, зелени зарабатывают свои основные деньги на весь год вперед именно перед новогодними праздниками. Все остальное сейчас только продолжает дорожать, хоть и не так быстро, как весной, — ведь иначе товары вообще не будут продаваться или потребление снизится до возможного минимума», — комментирует независимый эксперт по ретейлу, консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаил Лачугин.

По словам эксперта, похожая ситуация была в пандемию. Тоже закрывались границы, рвались логистические цепочки. Был тот же самый рост цен, ажиотажный спрос. После 2020 года и до настоящего момента не восстановились все утраченные связи. В итоге пандемия, февральские события, санкции — все это дало мультипликативный эффект.

«Что сейчас делает ретейл, чтобы не потерять покупателей? Идет по пути упрощения ассортимента, удешевления и сокращения. Это вынужденная мера, но на данный момент вполне оправданная. Сетям не нужны дорогие позиции, их просто не будут покупать. Но глобального снижения цен ждать не стоит, к этому нет никаких предпосылок. Впрочем, и очередного взрывного подорожания товаров тоже не произойдет. Доходы населения в целом не растут, даже, скорее, падают. Возможно, какой-то прилив средств в ретейл даст государственная поддержка незащищенных слоев населения: Правительство от социальных обязательств не отказывается. Соответственно, это даст приток денег в сети дискаунтеров, не элитных магазинов, конечно. Но на ценах это никак не отразится», — говорит Михаил Лачугин.

В ЭТО ВРЕМЯ

Финансовый университет при Правительстве РФ и СПАО «Ингосстрах» провели исследование потребительского поведения населения после начала «санкционной холодной войны» в конце февраля – начале марта нынешнего года. По итогам исследования в первой половине марта потребительская активность населения в плане покупок товаров средней и высокой стоимости резко выросла, а во второй половине марта и начале апреля она снизилась. В среднем за март и начало апреля число намеренных совершить покупки высокой и средней стоимости превысило показатели аналогичного периода прошлого года на 38%. Исследование показало, что, несмотря на снижение ажиотажного спроса, сохраняется значительное число семей, планирующих в ближайшие месяцы сделать покупки высокой и средней стоимости. Из них 11% россиян хотели бы открыть вклад с высокой доходностью, около 8% семей планируют вложиться в индивидуальные дома в городе или за городом, а также купить землю под застройку. Еще порядка 7% собираются купить бытовую технику из среднего ценового диапазона. При этом число желающих сделать крупные покупки выросло практически по всем категориям. Падение спроса по сравнению с концом марта – началом апреля прошлого года произошло по двум наиболее дорогостоящим позициям — приобретение квартир и автомобилей.

Подготовила ОЛЬГА РОМАНОВА

Земля и Жизнь, 2003-2021 | Политика конфиденциальности