Главными угрозами для отечественного АПК, по мнению аналитиков, в настоящее время являются качество и наличие семян, доступность современной сельхозтехники, кадровый голод и сложности с логистикой и реализацией продукции. Подобные проблемы аграрии отмечали и год назад. Насколько скоро возможно их разрешение и как данному процессу способствуют российские власти? Попробуем разобраться.
Исследование компании «Яков и партнеры» показало, что в результате прошлогоднего опроса без малого четверть представителей сельхозпредприятий уже прогнозировали проблему с закупкой семян, считали ее одной из главных. Их предположения оправдались в сезоне текущем: почти половина аграриев не смогли закупить того, что хотели, треть почувствовали на себе влияние импортных ограничений. Всего 4 % респондентов заявили, что пользуются российскими семенами по собственному добровольному решению, а 10 % сказали о том, что перейдут на отечественные семена только в том случае, если с финансами будет совсем плохо.
Проблему с качеством и наличием семян признали на самом высоком уровне. Президент РФ Владимир Путин, разговаривая с аграриями в Солнечнодольске Ставропольского края, назвал зависимость от импортной селекции ахиллесовой пятой для отечественного АПК. Главный технологический ключ для выхода из проблемы, отметил глава государства, это переход на самообеспеченность и достижение золотой середины в вопросе импорта и поддержки своих производителей.
Министр сельского хозяйства РФ Дмитрий Патрушев еще в завершение 2023 года говорил, что Россия достигнет продовольственной безопасности по семенам целого ряда сельхозкультур уже в ближайшие два года. Обращаясь к коллегам, он заявил, что в 2023 году семена базовых культур импортировались в два раза меньше. Анализируя данное сообщение, президент страны заметил, что продовольственная безопасность страны обеспечена, но проблема в ее основании сохраняется, а потому первостепенная задача — развитие собственной селекции в рамках программы, рассчитанной до 2030 года. Минсельхоз, в свою очередь, отчитался о том, что в конце декабря 2023 года были подведены итоги отбора проектов по созданию новых сортов и гибридов. В 2024 году, по утверждению ведомства, в рамках Федеральной научно-технической программы ожидаются первые результаты.
К началу посевной кампании-2024, по данным Минсельхоза, российские аграрии были обеспечены семенами основных сельхозкультур в следующих объемах: зерновые — 92,6 %, лен-долгунец — 55,3 %, соя — 103 %, яровой рапс — 67,5 %, овощи открытого грунта — 60 %. Доля высева семян отечественной селекции кратно увеличена, утверждает ведомство.
Квоты на ввоз семян картофеля, сахарной свеклы и подсолнечника из недружественных стран, по данным Российского зернового союза, будут действовать с 1 февраля по 31 декабря. Что касается объемов, то они изменились только для подсолнечника — с 7 тыс. до 7,5 тыс. тонн. Нулевые квоты определены для пшеницы, ржи, соевых бобов. Для семян пивоваренного ячменя — 0,6 тыс. тонн, кукурузы — 5 тыс. тонн, рапса и сахарной свеклы — по 2 тыс. тонн, картофеля — 16 тыс. тонн.
В рамках выставки-форума «Россия» первый заместитель министра сельского хозяйства Оксана Лут заявила, что в настоящее время вопросы селекции и семеноводства пользуются приоритетной поддержкой государства. Об этом свидетельствуют и объемы финансирования, и множество принимаемых мер. Одно из главных направлений — синергия между наукой и бизнесом в той форме, когда аграрии выступают заказчиками на разработку семян, обладающих определенными характеристиками и качествами.
Для того чтобы ученые могли в полной мере использовать самые современные подходы к селекции, Минсельхоз, по словам Лут, усовершенствовал меры господдержки, а именно льготного кредитования, компенсации прямых понесенных затрат, поддержки спроса. Чиновники рассчитывают, что все это будет стимулировать кластер селекции и семеноводства и привлекать в него новые инвестиции, в результате чего в ближайшие годы обеспеченность отечественными семенами достигнет показателя в 75 %. Именно эта цифра обозначена в доктрине продовольственной безопасности РФ. Отдается должное и вопросу совершенствования законодательных норм. Примером тому — ФЗ «О семеноводстве», устанавливающий обязательные требования к использованию, производству, реализации, транспортировке и хранению семян, а также внедрению информационной системы «Семеноводство», в которую внесены данные о производителе, месте производства и поколениях воспроизводства семян. Сейчас система работает в тестовом режиме, а с 1 сентября 2024 года регистрация и работа в ней будет обязательной для всех участников отечественного рынка семян. Благодаря программе потребители смогут оперировать самой актуальной информацией о достижениях российской селекции, наличии семян с заданными характеристиками и импортном посевном материале.
Один из удачных примеров поддержки отечественных селекционеров и семеноводов показывает Ростовская область. Там, по решению главы региона, им предоставили грант на научную деятельность из областного бюджета. Впервые такая поддержка научным и образовательным организациям была оказана в прошлом году. «Благодаря средствам гранта, — сказал губернатор области Константин Рачаловский, — Донской аграрный государственный университет, аграрный научный центр «Донской» и Федеральный ростовский аграрный научный центр (ФРАНЦ) приобрели сельхозтехнику и оборудование для селекции и семеноводства на сумму 33,9 млн руб. В 2024 году на это направление из областного бюджета выделено на 15,6 % больше — почти 40 млн руб.».
«Производство в области АПК — одно из самых сложных, — поддержал главу региона руководитель регионального министерства сельского хозяйства и продовольствия. — Ученым-селекционерам необходимо тесно сотрудничать с аграриями, внедряя свои достижения в реальный сектор. Только так мы сможем сделать отечественный АПК максимально эффективным».
Хорошие показатели демонстрирует Национальный центр зерна им. П. П. Лукьяненко Краснодарского края. По словам завотделом селекции и семеноводства Людмилы Беспаловой, Центр создает урожайные и качественные сорта, способные конкурировать с мировыми образцами. «За последние 23 года урожайность зерновых, созданных в нашем НИИ и произрастающих на Кубани, возросла в среднем на 20 ц/га, — сказала Беспалова. — Каждый новый сорт, прошедший госрегистрацию, сразу внедряется в производство. Именно так создается семеноводческая база».
По данным исследования компании «Яков и партнеры», всего за год в два с лишним раза увеличилось число аграриев, которые почувствовали проблемы с закупками сельхозтехники и запчастей. Подавляющее их количество — 89 и 81% соответственно, касается проблем с закупкой тракторов и комбайнов. Почти треть опрошенных сказали о том, что нехватка техники сказалась на итогах уборки урожая. Большей проблемой для российских аграриев является только погода, повлиять на которую они не в силах.
Главным фактором, повлиявшим на недообеспеченность аграриев сельхозтехникой, стал уход с российского рынка сразу нескольких крупных производителей. Цены на российскую технику за минувший год выросли на 30–50 % при том, что ее доля на рынке возросла на 10 %. Связано ли это подорожание с уходом иностранных производителей агромашин из России, пока не известно. По инициативе Минсельхоза выяснением обстоятельств занимается ФАС.
Тем не менее ситуацию в данном кластере можно назвать стабильной. Место выбывших игроков занимают новые. Так, китайская компания Zoomlion AG заявила о намерении построить в Башкирии свой завод по выпуску тракторов. Первым этапом станет крупноузловая сборка агромашин, а затем появится и полноценное локализованное производство. Помимо китайских производителей на российский рынок активно заходит техника из Беларуси и Турции. Развивается и собственное производство. По информации Минпромторга, в прошлом году оно выросло на 15 %. В настоящее время на фоне снижения цен на зерно спрос на сельхозтехнику снизился. Если ситуация в ближайшее время не изменится, ведомство разработает новые меры поддержки отрасли, дабы сохранить вектор ее развития. Эксперты предполагают, что в ближайшее время, благодаря усилиям Минпромторга, цены на агротехнику будут снижаться, а ее доступность для аграриев — повышаться.
Льготу на закупку сельхозтехники в размере 15 % сегодня получают аграрии Дальнего Востока и новых территорий. Госдума предлагает предоставить ее всем аграриям страны с тем, чтобы они могли обновить свои технические парки, а значит, и повысить рентабельность своих производств. Мера назрела давно, считают депутаты, ведь до того, как начала действовать госпрограмма субсидирования покупки сельхозтехники, коэффициент ее обновления в АПК составлял около 4 % в год. То есть один трактор до своей замены должен был отработать порядка 25 лет. Сегодня, по словам заместителя председателя аграрного комитета Госдумы Николая Гончарова, сельхозпредприятия обеспечены техникой в среднем на 80 %.
О реальном положении дел в АПК на съезде крестьянско-фермерских хозяйств, который прошел в марте этого года, рассказывали сами фермеры. По их словам, в настоящее время многим предприятиям по причине введенного утильсбора и растущих цен покупка современной техники не по карману. В результате не получается должным образом собрать урожай.
Гончаров назвал некоторые меры господдержки спорными. «Высокий утильсбор должен побудить наших сельхозпроизводителей работать на отечественных машинах, — обратился к своим коллегам депутат. — Но по целому ряду тракторов такая техника отсутствует. А та, что есть, значительно слабее импортной по качеству и экономичности. Отечественные машиностроители, получающие господдержку, становятся монополистами и повышают цены как только крестьяне получают субсидии на покупку агромашин. Два года назад отечественный комбайн стоил 8 млн руб., сегодня — 18!» Государству необходимо пересмотреть принципы поддержки машиностроителей. Помощь должна предоставляться тем, кто выпускает конкурентную на мировом рынке технику, резюмировал Гончаров.
Включившись в решение проблемы, государство инициировало пилотный проект программы обновления парка специализированной сельхозтехники. За последние три года в его рамках было приобретено около 800 единиц различных агромашин более чем на 5 млрд руб.
На протяжении нескольких последних лет аграрии всерьез озаботились нехваткой в отрасли кадров. По данным компании «Яков и партнеры», за минувший год в два с половиной раза увеличилось число опрошенных, которые пожаловались на нехватку квалифицированных механизаторов. Минсельхоз сообщил о том, что за этот же период времени АПК как сферу своей профессиональной деятельности покинули порядка 200 тыс. человек. По данным Минсельхоза, к 2030 году нехватка кадров в отечественном АПК составит от 30 до 50 тыс. человек.
Замминистра сельского хозяйства РФ Оксана Лут, выступая на выставке-форуме «Россия», отметила, что в рамках нацпроекта «Наука и университеты» создано 150 новых лабораторий, в отрасль пришли полторы тысячи молодых ученых. Финансирование этого направления составило около 2 млрд руб. Более 5 млрд руб. на обновление приборной базы получили организации, подведомственные Минобрнауки и Минсельхозу. В открытие селекционно-семеноводческих центров инвестировано порядка 3,5 млрд руб. Развивая научную и техническую базу образовательных учреждений, власти рассчитывают на то, что в ближайшее время АПК пополнится высококвалифицированными кадрами, способными вывести отрасль на новый уровень.
Директор кубанского НЦЗ им. П. П. Лукьяненко Вячеслав Лукомец, поддерживая выступление замминистра, обратил внимание коллег на то, что в настоящее время необходимо уделить достойное внимание и подготовке кадров в области селекции и семеноводства. Для этого, по словам эксперта, следует увеличить количество студентов и повысить уровень их образования, привлекать на работу бакалавров и магистров.
Решить проблему нехватки кадров пытаются во всех регионах России. Так, в Томске запущена пилотная региональная программа «Первая профессия», в рамках которой школьников учат вождению трактора — старая, забытая практика времен СССР. Ко времени окончания школы 500 выпускников получат не только аттестаты, но и документ о квалификации. Те, кто не смогут или не захотят продолжать обучение в вузах или колледжах в этом году, будут иметь возможность устроиться на работу.
Это не первый подобный опыт региона: несколько лет назад в рамках проекта «На всю катушку» семь местных швейных фабрик, где не хватает работниц, включились в процесс обучения старшеклассниц своему делу. Так удалось решить проблему дефицита специалистов легкой промышленности.
Четыре колледжа и техникума обучают школьников из пяти городов Томской области специальностям, востребованным у работодателей. Профессия тракториста оказалась самой популярной у ребят. Поскольку обучение планируется вести с девятого класса, к выпускному каждый школьник сможет освоить несколько специальностей.
Тихоокеанский госуниверситет в Хабаровском крае впервые открывает ветеринарный факультет, учиться на котором будут специалисты для сельхозпредприятий по целевому набору. В следующем году появятся и бюджетные места. По данным регионального правительства, по направлению «Сельское хозяйство» в этом году в вузе будет 50 квот. В будущем в университете оборудуют помещения для содержания лабораторных животных и ветклинику.
Президент страны Владимир Путин поддержал идею ставропольских сельхозпроизводителей об открытии в школах страны аграрных классов. Глава государства отметил, что такие классы обязательно должны быть, особенно в сельской местности. При этом, отметил президент, не стоит увеличивать и без того высокую нагрузку на школьников, работать нужно аккуратно.
Не менее значимая и требующая незамедлительного решения проблема российского АПК — логистика. По мнению экспертов, на внешнюю и внутреннюю логистику в сфере производства и сбыта продовольственного сырья негативно повлияли геополитические события 2022 года, когда из России ушли международные логистические компании и были закрыты некоторые внешние логистические маршруты. Теперь стране предстоит выстроить эту сферу если не заново, то иначе. «Актуальной темой является развитие внутренней логистики, — говорит Олег Толмачев, к. м. н., доцент кафедры экономической теории Московского государственного областного университета. — Она позволит одновременно обеспечить потребности агропромышленного производства в комплектующих, сырье, полуфабрикатах, а также создаст возможности для удовлетворения потребительского спроса в качественных, безопасных и доступных продуктах питания».
В своей работе «Проблемы логистики в российском АПК» эксперт констатирует, что в России сохраняется тренд на увеличение экспорта (с 2008 по 2021 год он возрос почти в четыре раза) и снижение импорта, и подтверждает гипотезу о том, что импортозависимость в АПК может сохраняться по причине внутренних логистических проблем и из-за проблем сжимания внутреннего спроса.
Автотранспорт — это ключевой для АПК вид логистики снабжения и логистики сбыта, говорит Толмачев. С 2008 по 2021 год включительно в среднем протяженность дорог в стране прирастала почти на 6 %, грузооборот же увеличивался не более чем на 2,2 % в год. Одна из причин этого — сокращение доли автодорог местного значения, отвечающих нормативным требованиям. А поскольку продукция сельхозпроизводства требует быстрой доставки, необходимы качественные дороги именно местного значения.
Эксперт обозначает и проблему, влияющую на сжимание внутреннего спроса и увеличение расходов людей на приобретение продуктов питания. Это сокращение реальных доходов населения. Если в 2013–2014 годах россияне тратили на продукты порядка 29 % от своего бюджета, то в 2021 году эта цифра возросла до 34 % и сохраняется по настоящее время. Таким образом, резюмирует эксперт, существующее положение приводит к сокращению физической и экономической доступности продовольствия для населения.
В результате проведенных исследований Толмачев делает вывод, что с точки зрения логистики есть несколько ключевых проблем, которые не лучшим образом сказываются на экономическом росте отечественного АПК. Среди них — неразвитое производство средств производства для сельского хозяйства, низкое качество складов для продукции с коротким сроком хранения, которые предоставляют логистические операторы, неразвитая малая логистика и отсутствие коротких производственно-логистических цепочек, низкий уровень связанности территорий автомобильным, ж/д, морским и речным транспортом, недостаток отраслевых логистических терминалов для продукции низких и высоких пределов.
Татьяна Симагина