Из-за сложных климатических условий этого года многие страны — ведущие производители зерна — снизили свои прогнозы на урожай. Другие уменьшили или полностью перекрыли экспортные поставки. Из-за этого некоторые эксперты предрекают дефицит мировых запасов зерновых культур, а также голод и бунты в зависимых от импорта продовольствия странах.
Кто компенсирует потери
Если взять итоги прошлого года, то в целом они были весьма неплохие. Падение показателей по пшенице в Канаде и России стало незначительным фактором на фоне восстановления урожая в ЕС и рекордных показателей в Марокко и на Украине.
«По итогам 2021 года общий урожай зерновых и зернобобовых, по данным USDA, в мире вырос на 2,6 % г/г и составил 2,8 млрд тонн. Наибольший рост пришелся на кукурузу, что полностью нивелировало просадку по ячменю», — рассказал ведущий аналитик «Промсвязьбанка» Алексей Головинов (Finam.ru).
В текущем году, по оценкам эксперта, валовой сбор зерновых в мире снизится на 10 млн тонн (–0,3 % г/г) — до 2,78 млрд тонн из-за уменьшения сбора кукурузы в США. На это повлияли высокие цены на удобрения. В итоге местные аграрии отказывались от выращивания кукурузы и переходили на масличные культуры.
«Объем урожая зерновых снизится также и из-за Ла-Ниньи. В результате этого природного явления (возникает, когда сильные ветра сдувают поверхностный теплый слой воды и уносят его от Южной Америки в сторону Индонезии, а на их место поднимается холодная вода из глубин — прим. автора) в Аргентине наблюдается недостаток осадков. Также рекордная за последние 122 года засуха в Индии негативно скажется на объеме сбора культур. Отдельно отметим, что урожай на Украине, являющейся одним из крупнейших экспортеров кукурузы, снизится из-за сокращения площадей под посевы. Но восстановление урожая пшеницы в России, а также высокие показатели в Австралии, которые, впрочем, могут оказаться немного ниже данных прошлого года, частично это компенсируют», — считает Алексей Головинов.
Хватит и себе, и на экспорт
Что касается ожиданий по мировому производству пшеницы, то в Минсельхозе США прогнозируют снижение показателей с прошлогодних 779,29 млн тонн до 774,83 млн тонн в 2022–2023 году. При этом 87 млн тонн — фактически десятую часть всего мирового производства — планируется получить в России, хотя в своих первых прогнозах по РФ Минсельхоз США ожидал производство пшеницы в России в текущем году на уровне 81 млн тонн без учета Крыма.
В настоящее время Минсельхоз РФ ожидает урожай зерна в объеме не менее 130 млн тонн, из них 87 млн тонн пшеницы. Это рекордный показатель. С прогнозами Минсельхоза согласны и аналитики Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР). Они также повысили свои ожидания на 2 млн тонн — до 87 млн. А валовой сбор зерна, по их оценкам, и вовсе может составить 133,5 млн тонн.
В конце июня еще более позитивный прогноз дали аналитики центра «СовЭкон». Урожай пшеницы в России в 2022 году, по оценкам экспертов, достигнет новой рекордной отметки в 89,2 млн тонн, — пишет «Интерфакс».
Оценка площадей под яровой пшеницей повышена до 12,65 млн га с 12,1 млн на фоне более высоких темпов посевной, говорится в сообщении «СовЭкона». Оценка урожайности яровой пшеницы повышена до 1,82 тонны с гектара с 1,7 тонны благодаря улучшению погодных условий — главным образом в Поволжье и на Урале.
По мнению экспертов, улучшение перспектив урожая яровой пшеницы полностью компенсировало растущие проблемы с урожаем озимой пшеницы, оценка урожайности которой была снижена до 3,89 тонны с гектара с 4 тонн из-за засушливой и жаркой погоды на юге.
А вот в Российском зерновом союзе не ждут рекордного урожая по пшенице. Специалисты прогнозируют объем сбора в размере 83–84 млн тонн, сообщил на пресс-конференции глава РЗС Аркадий Злочевский. Тем не менее, по оценкам аналитиков, это все равно хороший результат. Зерна хватит как для внутреннего потребления, так и на экспорт. Рекордный урожай в РФ был получен в 2017 году. Тогда аграрии собрали 135,539 млн тонн зерна, в том числе 86,003 млн тонн пшеницы. В 2021 году в стране было получено 120,656 млн тонн зерна, в том числе 75,94 млн тонн пшеницы.
Прогнозы на экспорт российской пшеницы также увеличились. Ранее в Минсельхозе США говорили о том, что РФ сможет экспортировать 39 млн тонн пшеницы. Оценка экспорта для ЕС составляет 36 млн тонн. Экспорт фуражного зерна составит 10,45 млн тонн, его производство — 41,93 млн тонн, переходящие запасы — 1,56 млн тонн.
Но, по скорректированным данным, экспортная квота для России в 2022 году составляет 50 млн тонн зерна. В числе основных потребителей российского зерна — страны Ближнего Востока, Азии и Африки.
Как отметила вице-премьер РФ Виктория Абрамченко в своем телеграм-канале, за восемь лет в России объем экспорта продукции АПК вырос в 2,3 раза. За последние пять месяцев этого года экспорт российского АПК вырос на 16 %.
«Прогноз урожая в размере 130 млн тонн сдерживает дальнейший рост цен. В том числе по пшенице ожидается урожай в размере более 87 млн тонн — это может стать третьим крупнейшим за всю историю урожаем. В результате Россия и произведет, и экспортирует зерна больше, чем в среднем за пять лет», — пишет Виктория Абрамченко.
Также высокие показатели урожайности пшеницы прогнозируют в Австралии: рекордный для государства урожай этой культуры там собирают третий год подряд. Хотя, конечно, цифры не дотягивают до российских объемов более чем в два раза. Как пишет Reuters, урожай пшеницы в Австралии в сезоне 2022–2023 года составит порядка 30–35 млн тонн, так как хорошая погода в стране стимулирует рост посевов. В сезоне 2021–2022 года в стране также собрали рекордные 36 млн тонн зерна. При этом средний урожай пшеницы в течение последних десяти лет составляет 24,8 млн тонн, следует из данных Австралийского бюро сельскохозяйственной и ресурсной экономики и наук. Влажность на восточном побережье страны и дожди в западной части подняли посев зерна, и в 2022 году Австралия поставила рекорд, засеяв пшеницей 14,45 млн га против 14 млн га в прошлом году, по данным компании IKON Commodities.
Все в копилку
А вот в других странах, которые являются мировыми производителями зерна, ситуация не столь благоприятная. Сошла с дистанции Индия — второй по объему поставщик зерна на мировом рынке. Ранее правительство страны заявляло о своих возможностях накормить весь мир, если возникнет нехватка продовольствия из-за геополитической ситуации.
Как пишет Reuters, воспользовавшись ростом мировых цен на пшеницу после февральских событий, Индия экспортировала рекордные 7,85 млн тонн в финансовом году до марта. Это на 275 % больше, чем годом ранее. Ожидая еще одного рекордного урожая, трейдеры и правительственные чиновники увидели возможность экспортировать 12 млн тонн в текущем 2022–2023 финансовом году, тем более что официальные прогнозы на урожай были весьма оптимистичны. Почти за месяц до жаркого периода в правительстве сообщили, что Индия планирует собрать рекордно высокие 111,32 млн тонн зерна по сравнению с прошлогодними 109,59 млн тонн. В целом рекордные урожаи в государстве получали на протяжении всех пяти последних лет. Но серьезная засуха, возникшая из-за резкого повышения температуры в марте, изменила радужные прогнозы. В 2022 году в Индии был зафиксирован самый теплый март за 122 года, максимальная температура по всей стране поднялась до 33,1 °С, что почти на 1,86 градуса выше нормы.
«Потери производства пшеницы по всей Индии составляют около 6 % из-за сморщивания зерен пшеницы примерно на 20 % по причине аномальной жары», — сообщили в правительстве Индии.
В итоге производство пшеницы в этом году может упасть до 105 млн тонн. Следствием снижения прогнозов на урожай и резкого роста цен в мире на зерно в Индии стал введенный запрет на экспорт пшеницы. Власти таким образом планируют обеспечить продовольственную безопасность внутри государства, чтобы накормить своих жителей и не зависеть от ситуации на внешнем рынке.
По мнению экспертов, это обычная практика, возникающая на фоне дестабилизации рынка, и появилась она вовсе не сегодня. Существенное влияние на мировой продовольственный рынок оказал локдаун.
«В 2020 году мир столкнулся с шоком, локдауны привели к тому, что производства закрывались, миграция рабочей силы, к которой привыкли государства, остановилась, логистические цепочки были нарушены. В результате предложение на мировом рынке продовольствия было сокращено, страны стали критично накапливать запасы. Это привело к дестабилизации на мировом рынке продовольствия. Например, Китай в пандемию в шесть раз повысил закупки кукурузы», — говорит Виктория Абрамченко.
Аккумуляция запасов внутри стран-производителей в этом году продолжается по различным причинам. Это также может привести к угрозе голода для бедных стран.
То дожди, то жара
Проблемы с урожаем возникли в этом году и в Испании. Урожай озимых зерновых в Испании сократится на 21 % в 2022 году. Помимо майской жары, негативным фактором для производства стали европейские запреты на ряд фунгицидов и на сжигание стерни, а также нашествие диких животных на поля. Сектор зерновых ASAJA на встрече в Мадриде проанализировал предварительные данные кампании и оценил, что урожай озимых зерновых в этом году сократится на 21 %, то есть станет на 4,1 млн тонн меньше по сравнению с официальными данными за прошлый год — 15,5 млн тонн. Это весьма далеко от 21–23 млн, объявленных правительством. Высокие температуры и отсутствие дождей в мае положили конец оптимистичным ожиданиям хороших урожаев и говорят о предстоящем дефиците зерна. По посевам ожидается производство 5,3 млн тонн мягкой пшеницы, 600 тыс. тонн твердой пшеницы, 7,6 млн тонн ячменя, 1 млн тонн овса, 300 тыс. тонн ржи и 600 тыс. тонн тритикале.
Снизились прогнозы по Германии. Франция, крупнейший производитель пшеницы в Евросоюзе, борется с засухой. Условия для выращивания озимого зерна серьезно ухудшились в мае. По данным Минсельхоза страны, только 73 % пшеницы находятся в отличном или хорошем состоянии, хотя ранее этот показатель составлял 82 %, — пишет «Индекс». Засуха повлияла не только на пшеницу, но и на ячмень. По сравнению с прошлой неделей средний балл ячменя снизился на 8 пп — до 71 %. Кукуруза, напротив, почти не пострадала от жары — ее оценка упала только на 2 пп — до 93 %.
США, которые занимают 4-е место по поставкам пшеницы на глобальном рынке, также пострадали в этом году из-за погодных условий. Минсельхоз США сообщил, что засевы яровой пшеницы в штате Северная Дакота, одного из лидеров страны по ее производству, будут рекордно низкими. Это произошло из-за ухудшения погодных условий весной, — пишет sfera.fm.
После сильной засухи пострадали поля озимой пшеницы и в Канзасе — потенциал сбора озимой пшеницы там снизился более чем на 25 %.
В целом, по оценке Минсельхоза США, нынешнее состояние озимых оказалось наихудшим с 1989 года. Немного лучше сложилась ситуация с урожаем на юго-западе Небраски, где прошли небольшие дожди.
В Аргентине, которая является одним из крупнейших экспортеров пшеницы в мире, сократили квоту на экспорт пшеницы на 2022–2023 маркетинговый год на 31 %. Это произошло на фоне прогнозов сокращения урожая до минимального уровня за последние 12 лет, сообщает Seatrade Maritime. Экспортная квота на пшеницу на 2022–2023 сельскохозяйственный сезон установлена на уровне 10 млн тонн. В сезоне 2021–2022 года Аргентина экспортировала 14,5 млн тонн пшеницы, но аналитики BIMCO допускают, что аргентинские экспортеры не выберут и сниженную квоту. В отчете Минсельхоза США сказано, что расходы на удобрения для выращивания пшеницы превысили 200 долларов на гектар. Это заставляет фермеров переориентироваться на другие, менее требовательные культуры, например, сою.
Доля украинского продовольственного зерна на мировом рынке невелика, в основном страна поставляет на экспорт фуражное зерно. В любом случае, учитывая ситуацию, вряд ли можно ожидать в этом году высоких урожаев. Поля, по разным данным, удалось засеять всего на 75 % от прошлогодних площадей, пока неясны перспективы по уборке. В целом, по мнению экспертов, производство зерновых в стране может сократиться на 30–35 %.
Санкционный голодомор
В итоге получается, что на сегодняшний день наилучшие перспективы и экспортный потенциал складывается у России. Но сможем ли мы в существующей ситуации и ограничениях обеспечить необходимый объем поставок в другие страны — большой вопрос.
По словам Виктории Абрамченко, положение на мировом рынке продовольствия складывается не лучшим образом. Свою роль сыграли неблагоприятные погодные условия в Латинской Америке, прогнозы на снижение урожайности в США, ЕС, Индии и Бразилии. Также на ситуацию повлияла высокая продовольственная инфляция в мире, в итоге цены на зерно за прошедшие два года выросли вдвое.
«И эти факторы дополнились каскадными масштабными санкциями в отношении нашей страны — ключевой аграрной державы. Это меры, связанные с фактически полной морской и авиационной блокадой. А это риск, что мы не доставим продовольствие в точку мира, где оно крайне необходимо, либо доставим, но в два раза дороже. Возникли проблемы также со страхованием груза для российских отправителей и осуществлением платежей в долларах и евро за поставленную продукцию. Ограничения, которые были связаны с поставкой российских энергоносителей, привели к тому, что стоимость газа кратно увеличилась. Это значит, что в некоторых странах не будет возможности производить удобрения, а российские либо белорусские удобрения надо еще доставить к ключевым зернопроизводящим регионам. На фоне климатических рисков, таких как засуха 2021 года в Латинской Америке, отсутствие удобрений приводит к тому, что урожайность падает и количество продовольствия на мировом рынке сокращается. Все эти факторы действительно создают риски для мирового продовольственного рынка и угрозу голода для 300 млн человек из беднейших стран», — отметила вице-премьер.
КОММЕНТАРИЙ
Директор Института социально-экономических исследований Финансового Университета при правительстве РФ, доктор экономических наук Алексей Зубец:
«В этом году Россия увеличила экспортный потенциал по зерну. Раньше продавали около 30 млн тонн пшеницы, в этом году сможем поставить на мировой рынок 50 млн тонн. Некоторый вклад в российский объем сделает Украина, имею в виду Херсонскую, Запорожскую области и т. д. В принципе, 50 млн тонн пшеницы — это очень приличная сумма экспорта. Но дело в том, что Россия будет пользоваться своими возможностями выборочно и поставлять пшеницу только в страны-партнеры, которые нас поддерживают.
В целом прогнозы на мировой урожай неплохие. В мире сегодня производится достаточное количество зерна. Но проблема в том, что большая часть этого зерна потребляется внутри стран-производителей, и некоторые государства вообще не продают пшеницу — либо так сложилось исторически, либо из-за ситуации в этом году. Например, Китай, который является крупнейшим производителем пшеницы, скорее всего, в этом году не будет продавать зерно. Впрочем, он вообще его не продает, им самим не хватает. Индия, второй производитель зерна в мире после Китая, экспортирует зерно не ежегодно. В этом году страна ввела мораторий на продажу зерна, чтобы стабилизировать внутренние цены.
Нельзя не учитывать погодные условия, которые подпортили прогнозы на урожай в разных странах. В центральных регионах США была серьезная засуха. На востоке и западе погода была более благоприятной, и хотя в целом ситуация не лучше, но она и не критическая.
Все это влияет на ценообразование. На сегодняшний день высокие цены на пшеницу заставляют потребителей переходить на другие виды зерновых. В принципе, пшеницу можно заменить другими злаками при производстве пищевой продукции или кормов для скота. Большая часть объемов пшеницы используется именно как корм для сельскохозяйственных животных, начиная от птицы и заканчивая свиньями и коровами. Это главные потребители зерна. В питании крупного рогатого скота пшеницу можно заменить зелеными кормами, которые на сегодняшний день стоят дешевле. Но это как вариант.
В любом случае ситуация не будет однозначной. В одних странах цены на зерно и корма для сельскохозяйственных животных будут ниже, в других — выше. В некоторых государствах возникнут проблемы с доступностью продовольствия. В условиях дезорганизации рынка и отказа многих стран от участия в международных программах регулирования продовольственного рынка в бедных странах можно ожидать больших проблем. В частности, потери производства другой сельскохозяйственной продукции, например, мясной, — производить мясо без кормов невозможно.
Необходимо, чтобы международное сообщество начало решать эту проблему и организовывать свободные каналы для поставок зерна на мировой рынок, тогда возможный дефицит пшеницы в размере нескольких десятков млн тонн при имеющемся резерве в 270 млн тонн и около 800 млн тонн производства не станет критичным».
ЮЛИЯ ЖИТНИКОВА