Рыбное место

Рыбное место

Рыбная промышленность играет ведущую роль в экономике практически всех приморских регионов, в том числе Дальнего Востока. По данным официального сайта правительства Камчатского края, на долю рыбохозяйственного комплекса приходится более 20% ВРП, более 50% объемов промышленного производства и около 90% объемов экспорта.

Рыбная отрасль имеет сложный состав и многоотраслевую структуру. Кроме рыболовства, рыбоводства и переработки рыбы она включает в себя множество обслуживающих и вспомогательных отраслей, а также институты социальной и производственной инфраструктуры. К ним относят судостроение, судоремонт, транспортный комплекс, производство тары и снастей. В настоящее время только в Камчатском крае функционируют около 500 предприятий, занятых в рыбном хозяйстве, с сезонным или круглогодичным производственным циклом. Более 200 из них осуществляют вылов рыбы и добычу морепродуктов.

Всего объем выловленной в течение 2021 года рыбы и морепродуктов достиг показателя 5054,8 тыс. тонн. В сравнении с 2020 годом разница относительно небольшая — всего 1,5% (или на 76,1 тыс. тонн). По данным Федерального агентства по рыболовству, за 2021 год доля вылова Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна составила 81,9%, Северного — 12,5%, Западного — 1,8%, Азово-Черноморского — 1,5%, Волжско-Каспийского — 2,3%.

В январе 2022 года оборот организаций с основным видом деятельности «Рыболовство и рыбоводство» в январе 2022 года составил 34,9 млрд руб., что в действующих ценах на 49,4% больше, чем в январе 2021 года. Было добыто: рыба морская живая — 6,4 тыс. тонн, рыба морская свежая и охлажденная — 74 тыс. тонн, ракообразные немороженые — 2,7 тыс. тонн, рыба пресноводная живая — 0,1 тыс. тонн, рыба пресноводная свежая или охлажденная — 1,7 тыс. тонн.

Камчатский край является лидером среди дальневосточных регионов по добыче рыбы и морепродуктов. Его морские границы охватывают пять рыбопромысловых районов: зона Западно-Беринговоморская, подзоны Карагинская и Петропавловско-Командорская Восточно-Камчатской зоны, подзоны Западно-Камчатская и Камчатско-Курильская зоны Охотского моря. Общая площадь морских рыбопромысловых районов, прилегающих к территории Камчатского края, составляет 1473 тыс. кв. км или 427,5 тыс. кв. миль.

В морских промысловых районах, прилегающих к Камчатскому краю, в процессе промышленного и других видов рыболовства добываются пять видов тихоокеанских лососей и более 40 видов морских объектов, для которых определяется общий допустимый улов, где 16 видов составляют морские рыбы.

Рыбная промышленность, как и большинство отраслей, с 2014 года сталкивается с проблемами из-за санкций. Начиная с конца февраля этого года, в связи с проведением РФ специальной военной операции на территории Украины, санкционное давление на экономику страны стало необычайно высоким. В условиях экономической блокады, нарушения логистических цепочек и фактического разрыва многих торговых договоров в рыболовецкой отрасли по-новому встает вопрос об импортозамещении и перенаправлении каналов сбыта.

25 февраля 2022 года в Минпромторге заявили о готовности России к отказу от продукции Запада и развитию отечественного производства. В связи с этим 28 февраля Председатель Правительства Российской Федерации Михаил Мишустин анонсировал принятие ряда мер против западных санкций. Поскольку главная цель вводимых Западом ограничений — нанесение урона экономике России, Правительство определило своей стратегией налаживание и развитие собственных производств в различных отраслях. 1 марта 2022 года Михаил Мишустин провел совещание по повышению устойчивости развития российской экономики. С учетом постоянно нарастающих санкционных угроз Правительство за последние годы приняло целый ряд решений, чтобы поддержать развитие внутреннего производства и процессы импортозамещения.

Для сохранения экономической и финансовой стабильности особое внимание будет уделяться мерам по поддержке отечественного бизнеса. По словам Председателя Правительства, это точечная помощь тем, кто окажется в сложном положении из-за санкций, и мероприятия общего характера. «Сейчас многим потребуется время на изменение логистических цепочек и пополнение оборотных средств. Для малых и средних предприятий Правительство вместе с Банком России рассматривают дополнительные меры поддержки, сочетающие субсидирование и фондирование банков, которые работают с этим сектором экономики. Мы должны сделать так, чтобы условия работы для небольших предприятий не изменились. Обязательно сохранить для них действующие квоты по государственным закупкам — это нужно отдельно проконтролировать.

Ограничения, которые введены против нашей страны, открывают новые возможности для внутренних капиталовложений. Нам нужно создать предпринимателям максимально благоприятные условия. Убрать лишние административные барьеры и сформировать механизмы поддержки уже запущенных инвестиционных проектов. Такие шаги позволят направить больше средств на реализацию новых проектов на территории нашей страны. А импортозамещение должно стать основным направлением нашей деятельности. И бизнес, который занимается проектами в этой сфере, должен получить дополнительные меры поддержки», — сказал Михаил Мишустин.

Он также заявил, что необходимо создавать благоприятные условия для инвестиций, стимулировать изменение структуры экономики, чтобы уйти от сырьевой зависимости, увеличивая долю технологичных производств. Кроме того, Председатель Правительства анонсировал ряд мер поддержки для системообразующих предприятий.

Как сообщает официальный сайт Министерства рыбного хозяйства Камчатского края, в регионе создан оперативный штаб по обеспечению устойчивости экономики в условиях введенных санкций. В его состав вошли представители бизнеса, деловых общественных объединений, отраслевых хозяйствующих субъектов, представители органов законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, территориальных органов исполнительной власти. Главная задача штаба — ежедневное совместное обсуждение мер поддержки с учетом новых санкционных ограничений и влияний, дополнение и корректировка плана по обеспечению устойчивого развития Камчатского края в условиях внешнего давления.

Также на сайте ведомства появилась информация о том, что рыбопромышленные предприятия Камчатки будут включены в перечень системообразующих, что позволит им получать кредиты на выгодных условиях.

По поводу получения льготного финансирования предприятий рыбного хозяйства в эфире телемарафона «Своих не бросаем» высказался губернатор Камчатского края Владимир Солодов. Он пояснил, что финансирование сейчас увязано на включении в перечень системообразующих предприятий на федеральном уровне. «Сейчас мы направили дополнительные предложения от края, так как всего три камчатских предприятия включены в этот список сегодня. Мы считаем, что Камчатка как относительно небольшой регион может получить право включить в него дополнительные предприятия, даже если они не дотягивают до уровня установленного оборота. Поддержка со стороны федеральных органов есть, подготовлен перечень предприятий, в том числе рыбопромышленных, для включения в перечень системообразующих. Это позволит им получить поддержку в виде кредитования на льготных условиях», — сказал Владимир Солодов.

Кроме того, губернатор рассказал о работе по поддержке рыбохозяйственного комплекса, которая проводится руководством региона совместно с федеральными органами власти. «Мы уже провели несколько встреч с рыбопромышленниками, и некоторые практические результаты получены. Они касаются снятия ряда административных барьеров или сложностей, связанных с оформлением экспортных контрактов. Мы понимаем, что в текущих условиях сбыт рыбной продукции может быть переориентирован, будут меняться поставщики, поэтому важно, чтобы решения принимались оперативно. Буквально сегодня я получил информацию о том, что Росрыболовство по своей линии приняло решение, что в течение максимум двух дней будут приниматься разрешительные действия, связанные с экспортом рыбы. Аналогичную работу сейчас проводим по линии Россельхознадзора», — пояснил Владимир Солодов.

В середине 2020 года в условия ограничений, связанных с распространением нового коронавируса, по инициативе губернатора Камчатского края был запущен проект «Камчатская рыба», целью которого было обеспечение жителей региона рыбой и морепродуктами по доступным ценам. Всего с начала запуска проекта было реализовано 400 тонн рыбы и морепродуктов. И сейчас, в условиях санкционного давления со стороны стран Евросоюза и США, рыбохозяйственные предприятия региона планируют расширить этот проект. О расширении проекта и распространении его на другие районы рассказал в эфире телемарафона «Своих не бросаем» председатель Ассоциации добытчиков лососей Камчатки Владимир Галицын. «Задолго до всех событий мы собрались с нашими рыбаками, обсудили результаты участия в губернаторском проекте «Камчатская рыба», отметили позитивную реакцию наших жителей и единогласно решили, что в этом году не только продолжим участие в проекте, но и нарастим объемы, распространив проект на другие районы Камчатского края. Рыбаки очень позитивно относятся к проекту. Мы считаем нашей обязанностью обеспечить жителей Камчатки рыбой по доступной цене, поэтому проект «Камчатская рыба» продолжится», — отметил Владимир Галицын.

В ходе телемарафона Владимир Галицын также подчеркнул, что с уходом с российского рынка зарубежных производителей для рыболовецких предприятий Камчатского края открываются новые возможности. «Все понимают, что задача у нас одна — обеспечить страну рыбой. Основная отрасль Камчатского края — рыбопромышленная — как была, так и будет отраслью, которая поднимает наш регион. Нам предстоит выловить порядка 1,5 млн тонн рыбы в этом году. 264 тыс. тонн лососей на весь Дальний Восток, из которых 140 приходится на Камчатку. Это не такие большие объемы, как были в предыдущие 10 лет, тем не менее это хорошая цифра, чтобы обеспечить жителей России и Камчатки свежей, качественной, доступной по цене рыбой. Сейчас у нас появляется уникальная возможность — когда с рынков РФ уходят иностранные производители продукции, можно поставить свою качественную недорогую продукцию на рынки РФ. Если мы воспользуемся этой возможностью, то Камчатка, уверен, завоюет этот рынок. Наши предприятия готовы к работе, начали готовиться к рыбалке задолго до самой путины», — заявил Владимир Галицын.

По поводу отказа японских предприятий закупать улов российских рыбаков Владимир Галицын сказал, что так случилось и в пандемию, когда Китай закрыл свои порты. «Есть много других стран. Самое главное — рыба у нас качественная, и она недорогая. Поэтому найдем, где разместить нашу рыбопродукцию», — отметил он.

Интернет-издание korabel.ru сообщает, что на заседании Дальневосточного научно-промыслового совета (ДВНПС), который состоялся во Владивостоке 8 апреля, специалисты обсудили последние исследования ученых, направленные на обеспечение и увеличение лососевой путины в 2022 году.

Предыдущий прогноз вылова тихоокеанских лососей был увеличен с 264 тыс. тонн до 322 тыс. тонн. Росрыболовство сообщает, что основной объем лососей прогнозируется освоить в Камчатском крае — 150 тыс. тонн. В Сахалинской области рекомендовано добыть 121 тыс. тонн рыбы, в Хабаровском крае — 40 тыс. тонн. В Магаданской области прогнозируется вылов 4,46 тыс. тонн, в Чукотском автономном округе — около 3,6 тыс. тонн, в Приморском крае — 2,1 тыс. тонн. А в разрезе видового состава предлагается добыть 190 тыс. тонн горбуши, кеты — 90 тыс. тонн, нерки — 33 тыс. тонн, кижуча — 8 тыс. тонн. Рекомендованный вылов чавычи определен в объеме 510 тонн, симы — 35 тонн.

Однако в предыдущие годы импортозамещение в рыбопромышленной отрасли не обходилось без проблем.

После введения в 2014 году санкций со стороны западных стран из-за воссоединения с Крымом начался процесс импортозамещения в рыболовной промышленности. Российские предприятия смогли заменить норвежскую семгу и форель мурманской, китайские мидии — моллюсками из Севастополя, а французские устрицы — дальневосточными. При этом многие годы оставался открытым вопрос ценообразования и доступности для внутреннего рынка морепродуктов. По данным Росрыболовства, в 2018 году Российская Федерация обеспечила более 5% мирового объема добычи водных биоресурсов, который составляет около 93 млн тонн. Таким образом, Россия входит в пятерку самых крупных рыболовных стран. На первом месте Китай с объемом вылова около 15 млн тонн, на втором — Индонезия, около 6 млн тонн. Россия делит третье и четвертое места с США (около 5 млн тонн). При этом, по неофициальным данным, наши рыболовы поставляют на внутренний рынок лишь до 30% от общего количества вылова промысловой рыбы. И если бы государство законодательно обязало рыболовецкие предприятия поставлять на российский рынок, например, 60 или 70% от общего улова, то потребительский вопрос был бы сразу закрыт. Решись государство на создание такого нормативного акта, то уже через 25 дней, а именно за столько в среднем осуществляется доставка рыбной продукции из Владивостока в Москву, прилавки столичных магазинов ломились бы от всевозможных даров российских морей.

Но на деле выходит так, что 100% импортозамещения в последние годы было не совсем выгодно ни рыбакам, ни государству. Если учесть то, что российский рынок предполагает сложную логистику и множество дополнительных налоговых обязательств, то гораздо выгодней сбывать большую часть улова на экспорт в ряд азиатских стран. Из серьезных плюсов экспорта — налаженные за много лет торговые связи и простая логистика, отгрузка за валюту по стабильным мировым ценам и отсутствие сильной бюрократии. Кроме того, при возможности «просто отгрузить в море и забыть» рождается много лазеек для сокрытия налогов. Потребителю нужен выбор в магазинах, а он обеспечивается в том числе и за счет импортных поставок. А государство собирает налоги и сборы с этого экспорта, и все последние годы показывали ежегодное увеличение отчислений. Поэтому, когда после двух лет санкций под конец 2016 года, по данным Росрыболовства, доля рыбы, выловленной нашими рыбаками, на внутреннем рынке достигла рекордных 83%, об импортозамещении в рыболовецкой отрасли внезапно говорить перестали. А в 2017 году импорт рыбы и морепродуктов снова медленно пополз вверх и составил $1,63 млрд против $1,38 млрд в 2016 году — просто вместо семги из Норвегии, сельди из Исландии и прибалтийских шпрот на прилавках оказались вьетнамский пангасиус, китайская тиляпия, а также рыба и морепродукты, поставляемые из Белоруссии и Казахстана (о месте вылова которых можно только догадываться).

Можно сказать, что импортозамещение удалось в разведении устриц и мидий. Если до 2014 года в Крыму были только две устричные фермы, то уже в 2019 году там, по данным Азово-Черноморского территориального управления Росрыболовства, работали 86 аквакультурных предприятий, большая часть из которых — мидийно-устричные хозяйства. И с каждым годом количество подобных предприятий растет. На Дальнем Востоке очень успешно выращивают устриц — российские мидии и устрицы продаются во многих магазинах и ресторанах страны. При этом стоит заметить, что даже в таком успешном сегменте не обошлось без импорта — весь посадочный материал закупают во Франции. 5–6% на внутреннем рынке сейчас занимают отечественные производители семги и форели, но корма для рыб пока что тоже закупают за границей. При этом наши производители смогли почти полностью заменить прибалтийские шпроты.

В ближайшее время Общественный совет при Росрыболовстве на внеочередном заседании обсудит меры поддержки рыбохозяйственного комплекса России. По данным издания rg.ru, одной из главных проблем отрасли стало затягивание сроков строительства судов под инвестквоты. В начале года на совещании в Росрыболовстве глава Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов заявил, что верфи не готовы приступать к строительству новых судов в 2022–2023 годах, а возможности ОСК ограничены. Сейчас в проекте заняты шесть заводов, на них в разной степени готовности находятся 33 судна. По строящемуся флоту отставание от графика составляет от полугода до двух лет. Глава корпорации предложил увеличить сроки строительства судов с пяти до семи лет. Росрыболовство в такой ситуации считает уместным отменить штрафы за возможные срывы сроков реализации инвестпроектов.

Современные условия, в которых оказалась экономика страны, диктуют новые правила ведения бизнеса и новые векторы развития рыболовной отрасли. По словам губернатора Камчатского края Владимира Солодова, «никто не предскажет, как сложится ситуация на мировых рынках, но ценность свежей дикой рыбы высока и будет расти дальше. А роль Дальнего Востока, в частности, Камчатки, в обеспечении мирового спроса на эту продукцию настолько велика, а по некоторым продуктам вообще безальтернативна, что я уверен: решения будут максимально взвешенными. Наша рыба своего потребителя найдет. Да, могут быть переделы рынка, изменение логистических цепочек, другие подвижки, которые в какой-то момент могут вызвать некоторую турбулентность и у нас, но опасений в фундаментальном смысле нет».

Сергей Даркин

Земля и Жизнь, 2003-2021 | Политика конфиденциальности