Счастье пахнет… яблоками

Счастье пахнет… яблоками

Главная проблема для садоводов на сегодняшний день, по мнению главы кубанского КФХ Владимира Юдина, это поиск новых перспективных сортов. Тех, которые понравятся покупателям и будут меньше подвержены болезням и вредителям. В хозяйстве краснодарского садовода активно экспериментируют и выращивают яблони так называемых клубных, элитных сортов, которые не встретишь больше на Кубани. Как создавался сад образцового типа и с какими проблемами приходится бороться специалистам, расскажем в нашей статье.

Работа для души

Садоводческое хозяйство Юди­на встречает нас ухоженной площадкой и шикарными розами. «А это так, растут для души», — улыбается хозяин. Впрочем, похоже, все в этом саду посажено, растет и цветет от широкой души его основателя.

Владимир Михайлович всегда тянулся к садоводству, хотя за долгую жизнь кем только не довелось поработать. Валил лес и на лесоповале Сибири, работал и на заводе. Тяжелой работы никогда не боялся. Но родом он был с Кубани, и его все время отчаянно тянуло домой. Наконец вернулся и устроился в совхоз «Архипо-Осиповский». Тогда предприятие гремело на всю страну, славилось и своими площадями садов, и объемом выращиваемой продукции. Владимир Михайлович пришел туда обычным рабочим, но трудолюбие и таланты будущего садовода не остались незамеченными: в 1990-е годы его уже назначили коммерческим директором. Но время было сложное, советские совхозы-колхозы разваливались один за другим, настала непростая эпоха и для «Архипо-Осиповского». В итоге Владимир Михайлович ушел коммерческим директором в другое садоводческое предприятие, поработал там, но со временем стал все больше задумываться о создании своего собственного сада. Через некоторое время садовод взял в аренду 180 га земли и посадил саженцы, затем построил фруктохранилище. Уже тогда прекрасно понимал, что без возможностей хранения садоводы не получат должную прибыль. Сад начал давать урожай, но вся прибыль уходила на расходы, и все равно дефицит средств никак не удавалось покрыть. Сад не поливался, сложностей было очень много. И когда подвернулся покупатель, Владимир Михайлович продал сад.

Но тут грянул кризис 2008 го­да, деньги с каждым днем дешевели прямо на глазах. И что сделал Юдин? Правильно — отправился в Сербию, набрал перспективных саженцев яблоневых деревьев, вернулся на Кубань, выкупил земельные паи и на площади 100 га разбил новый сад.

Сказать, что было сложно, — это не сказать ничего. На месте будущего сада простиралась земля, заросшая деревьями и бурьяном. Все это пришлось выкорчевывать в срочном порядке. Управились за зиму, подготовили землю, и в марте уже высадили саженцы. Переживали страшно: полива не было, шпалеры не было, деревья падали. Еще и весна оказалась засушливая. Думали: «Все, пропадет сад».

«Если мы осенью садим дерево, то за зиму оно пускает корни, и весной получаем адаптированный саженец. В нашем случае все высадили весной. Это большой риск», — рассказывает Владимир Михайлович.

Может, благодаря правильному выбору саженцев (все-таки у Владимира Михайловича в отношении сортов всегда было особое чутье), может, благодаря усилиям работников, а может, и толике везения, сад все-таки выжил. И превратился в образцовый, в котором уже растут собственноручно выведенные саженцы.

Как молодые елочки

Проходим по ровным междурядьям. Жарко, тени деревья не дают. Все из-за особой обрезки, благодаря которой они растут елочкой, — каждая ветка стремится к свету. Неожиданно в конце яблочного ряда обнаруживается слива. Оказывается, одиночные деревья сливы высажены в каждом ряду. Растут просто для души, для себя.

«Сад необходимо выращивать елочкой обязательно! В этом случае идет правильная завязка плодов. Если нет света, то плоды будут только по краям ветвей. А нам надо яблоки приблизить к центральному проводнику света, чтобы устойчивость и спелость была, поэтому практикуем постоянную тщательную обрезку», — поясняет садовод.

В саду растут как традиционные сорта типа Ренет Симиренко, Гала, Голден, Фуджи, Бребурн, Моди, так и новые: Иноред Стори, Флорина. Сейчас садовод пытается еще достать японский сорт яблок Секай Ши — это один из самых крупных сортов.

«У меня есть участок, где рас­­­тут экспериментальные сор­та — все, что я увижу или где-то достану. А достать новые сорта очень сложно было всегда. В советские времена вообще это было практически невозможно, да и сейчас непросто. Делиться сортами садоводы не любят — конкуренция. Раньше выручала Европа, ездили в специальные экскурсии по садам, привозил оттуда обычные веточки. Мне этого достаточно, чтобы размножить и посмотреть этот сорт. Сегодня эти ворота закрылись», — говорит Владимир Михайлович.

На коллекционном участке расположился целый ряд с двадцатью клубными сортами. Это, например, Амброзия, которой практически ни у кого нет на Кубани. Яблоки этого сорта очень вкусные, но получить качественный урожай непросто. Сорт подвержен парше, поэтому приходится своевременно обрабатывать. Впрочем, с этим в саду Юдина вообще строго. Все обработки четко по науке, в соответствии с проверенной временем практикой. К понятию «экосад», где не применяются химические препараты, садовод относится скептически. Говорит, пока что у нас это не развито на должном уровне и с должным пониманием. Поэтому, чтобы добиться качества, химические обработки и от болезней, и от вредителей все еще необходимы.

«И что, даже червоточин нет?», — задаю я опрометчивый вопрос.

«Какие могут быть червоточины в профессиональном саду?!», — удивляется специалист.

Через несколько минут мы и сами убедились, что червоточин и признаков болезней на плодах точно нет. Хозяин сада признается: самый больной вопрос для всех — сортовой состав. Нужно, чтобы в одном сорте совпало множество необходимых факторов: соответствие параметрам покупателей, устойчивость к болезням или вредителям и пр.

Проходим мимо ряда с яблоками сорта Моди: деревья посажены так плотно, что кажутся сплошной стеной. Схема посадки — 4 на 50 см, высота дерева — 4 м. И снова перед нами «елочка» — сверху вниз яблоня расширяется от 30 до 50 см. Но, по словам Владимира Михайловича, не каждый сорт можно так посадить. Хотя есть и еще более густые ряды в этом саду — интервал между деревьями всего 25 см.

«За счет такой плотности плоды нормированно растут практически по всему дереву, но при этом нет гроздьев. Когда дерево нормировано, каждый плод растет отдельно, он вытянут, одного размера, качественно окрашен. При такой схеме посадки этот сад дает от 50 тонн с га», — рассказывает садовод.

Что поможет садоводам

А вот и уборка первого урожая: работники собирают спелые плоды самого раннего сорта Женева и укладывают в ящики. Если яблоко упало на землю, даже прямо при них, поднимать нельзя, оно уже считается некондиционным. После уборки плоды попадут на рынки, ярмарки и в магазины. Само хозяйство напрямую реализацией своей продукции не занимается — дорого и хлопотно, но имеются посредники.

«У меня маленькое хозяйство — я, бухгалтер и два агронома, вот и все руководство. Если работать с сетями напрямую, надо иметь юристов, транспортную компанию, свою или в найме. Это очень сложно, поэтому пользуемся услугами посредников. Да, я немного меньше возьму по цене, но гарантированно продам товар», — говорит Владимир Михайлович.

Хотя вопрос цены для садоводов сегодня очень непростой. Вырос МРОТ, значит, надо повышать зарплату своим работникам, очень подорожали СЗР, электроэнергия, дизельное топливо, техника. Если раньше трактор покупали за 500 тыс. руб., то сейчас его стоимость перевалила за 2 млн руб. Хорошо хоть ранее успели купить импортную линию сортировки и сбора тары. Сейчас это оборудование стоит просто заоблачные деньги, да и достать его практически невозможно. Но пройдя тщательную сортировку на специальной машине, яблоки из хозяйства Юдина попадают на прилавок красивыми, качественными — одно к одному. Так что без профессионального оборудования никуда.

«Хорошо еще, что у нас есть холодильники — три хранилища на 1 тыс. тонн каждое. Можем держать там яблоки в ожидании цены хоть до следующего сезона. Мощности и технологии позволяют, качество не падает. Но что делать мелким хозяйствам, которые не смогли построить хранилища? Им приходится продавать яблоки прямо с колес во время уборки, когда цена очень низкая. Ведь если плоды полежат в тепле хотя бы месяц, можно смело выбрасывать, товар будет плохого качества», — объясняет садовод.

Владимир Юдин считает, что в этой ситуации помогло бы ограничение импорта на время уборки, которая идет в российских садах, тогда наши фермеры смогли бы получить приемлемую цену сразу. Об этом участники отрасли говорят уже много, регулярно пишут обращения в Минсельхоз РФ, но пока импорт наверху ограничивать не спешат. Между тем, несмотря на официальную потерю польских яблок, существенно доля иностранных поставок в наши магазины не снизилась. Яблоки идут из Ирана, Азербайджана, ближнего зарубежья. Также через эти страны проходит на территорию РФ и европейская продукция. Так что импорт по-прежнему демпингует цены на отечественную продукцию.

Есть и еще одна проблема. В последнее время участники отрасли отмечают некоторое снижение спроса на плодовую продукцию. Покупатели отдают предпочтение яблокам второго сорта, а вот качественный первый сорт залеживается. Специалисты объясняют просто: люди стали беднее, несмотря на рост зарплат, цены-то тоже увеличиваются. И, как показала практика прежних сложных лет, в таких условиях чаще всего жители отказываются от плодово-овощной продукции в пользу мяса, молока, хлеба.

«Конечно, сейчас у нас в стране не такая ситуация, как была в кризисные годы. Но сложности имеются, и приоритеты покупателей меняются. В этом году яблоки второго сорта, некондиционные, шли на ура, потому что были дешевле. А качественное яблоко, наоборот, не шло — дорого. В этих условиях очень помогла бы новая мера поддержки от государства — доплачивать за каждый килограмм произведенной качественной продукции яблок. Тогда и мы могли бы не в убыток себе продавать фрукты дешевле, и покупательский спрос бы вырос. Но пока это все на стадии обсуждения», — рассказал глава хозяйства.

Как говорит Владимир Михайлович, у нас разработано много мер господдержки, полезной для садовода. И получить ее может каждый, главное, не сидеть на месте. На уже имеющийся сад на закладку новых насаждений и уходные работы Юдин получал субсидии. В этом году на средства господдержки посадил новый молодой сад на 17 га — получил под это более 10 млн руб. Так что помощь от государства имеется. Хотя все расходы государственная поддержка не окупает, приходится и самим немало вкладываться. Вот, например, еще один молодой сад — посадили недавно. Садовод получил грант на 3 млн, на 3 га молодых насаждений, а посадил 5 га — свои средства добавил.

Вкладываться приходится не только финансово. Чтобы добиться успеха, нужно постоянно работать. «В саду работа никогда не прекращается. Сейчас надо косить, гербицидить, яблоки собираем ранние. Зимой обрезка и прочее», — говорит Владимир Михайлович.

А еще нужно выделять время на учебу. Хорошие садоводы учатся всю жизнь. «Ежегодно меняется форма обрезки, защита — нужно изучать все нюансы. Очень сложно сейчас с выбором питания, на рынке предлагают очень много препаратов, глаза просто разбегаются. И каждый менеджер обещает невиданные барыши. Поэтому постоянно ездим на семинары, и в интернете сидим, обмениваемся опытом. Не прекращается учеба ни на один день. Садоводству нужно посвятить жизнь или не заниматься им вообще», — уверен глава хозяйства.

У настоящего садовода обязательно имеется жилка экспериментатора. Помимо яблок Владимир Михайлович пробовал выращивать и грушу, и черешню, но пока безуспешно.

«У нас не очень подходящая земля для выращивания груши и черешни. Нам сделали анализ почвы, и по его итогам не рекомендовали высаживать эти культуры. Черешневый край — Анапа, Тамань.

Единично, конечно, выращивают, но массовый сад нужно разбивать в соответствии с научными рекомендациями. Если ученые не советуют, то рисковать не стоит», — говорит садовод. Но, видимо, все же та самая экспериментаторская жилка покоя не дает. Владимир Михайлович снова высадил определенный сорт груши — урожайный и менее подверженный болезням. А вдруг получится? К сложностям и проблемам садоводу не привыкать. Не выйдет — выкорчует саженцы и начнет все заново. Ведь как бы сложно ни было, бросать любимое дело садовод не собирается. Спрашиваю: «А если начать жизнь сначала, стали бы выращивать сады?» — «Несомненно!», — ни секунды не колеблясь отвечает Владимир Михайлович.

В ЭТО ВРЕМЯ
В саду Владимира Юдина есть и еще один опытный участок: там испытывает свои системы защиты ГК «Агротек». На опытном участке растут сорта Голден Делишес, Бребурн, Фуджи, Гала, Ренет Симиренко, Женева. Мы прошлись и по этому саду — деревца стоят чистые, яблоки качественные, без видимых признаков болезней или вредителей. А ведь год был очень сложный — затяжные дожди на Кубани повысили риск возникновения различных болезней садовых деревьев. Секрет оказался прост.
«В сложившейся ситуации нельзя ни в коем случае в баковой смеси уменьшать дозу системного препарата и норму контактного препарата. Нужно по максимальной дозировке смешивать и системный препарат, и контактный, тогда обработка будет максимально эффективная. При снижении дозы возникнет риск резистентной расы парши, с которой потом будет практически невозможно справиться. В этом году вообще для нее условия благоприятные, слишком много влаги было. В итоге многие хозяйства, которые пошли на снижение нормы внесения фунгицидов, получили плачевный результат. По Краснодарскому краю в среднем отмечается до 20 % заражения плодов паршой на дереве. Выкрутиться из этой ситуации будет очень сложно. Некоторые хозяйства, которые оценили большие риски заражения, даже меняли стратегию защиты, а иногда приходилось прибегать к экстраординарным мерам, чтобы выжечь паршу. Кто провел все обработки грамотно — получил и качество, и красивый внешний вид, и хороший урожай. Также напомню, что разрыв между обработками должен быть не более пяти дней в периоде, начиная от фазы цветения до фазы «грецкий орех». После можно этот интервал увеличивать от семи до девяти дней. Здесь, в хозяйстве, перерыв был четыре дня, на пятый день работали. Результат вы видите сами. Листовой аппарат здоровый, плоды выглядят прекрасно», — отметил руководитель агрослужбы по спецкультурам ГК «Агротек» Александр Ульянич.

ЮЛИЯ ЖИТНИКОВА

Земля и Жизнь, 2003-2021 | Политика конфиденциальности