Сельхозтехника встала на паузу

Сельхозтехника встала на паузу

Поставки европейской и американской техники в Россию приостановились. В итоге аграрии начали активно заказывать и покупать российские машины. Растущий спрос производителей отечественного оборудования порадовал, но поставил перед фактом, что имеющихся объемов техники на сегодняшний день недостаточно. При этом машины стали буквально золотыми из-за дефицита запчастей и их подорожания.

Сельхозтехника встала на паузу

Дефицитный товар

После февральских событий аграрии начали жаловаться на резкое подорожание импортной техники. Льготные кредиты на нее зависали, ответа банки не давали, а купить за свой счет, например, тот же John Deere не было возможности и ранее. Впрочем, и с государственной поддержкой новые цены оказались многим не по карману.

Весной Правительство издало постановление по зарубежной сельхозтехнике. Машины, которые ранее были импортированы в Россию из-за границы, теперь нельзя вывозить из страны вплоть до конца 2022 года. Это помогло сохранить фермерам ранее купленную технику. Но только обслуживать ее стало некому и нечем.

Казалось бы, вот он, шанс для российских производителей. И действительно, спрос начал активно расти. Но компании, похоже, оказались к нему не готовы. Так, в агротехнологическом холдинге «Бизон» на фоне остановки поставок импортной техники отмечают дефицит российской.

«Дефицит российской техники при сложившихся условиях был вполне ожидаем, все-таки импортные машины занимали значительную часть рынка. Когда их не стало, все сразу переключились на российские. Вряд ли компании на это рассчитывали, никто не мог предвидеть ситуацию в целом», — говорит глава КФХ, агроблогер Никита Токмаков.

На сегодняшний день, по словам заместителя директора Ассоциации «Росспецмаш» Дениса Максимкина, доля российской сельхозтехники на внутреннем рынке России составляет 51%. В 2021 году было выпущено 170 новых моделей машин и оборудования.

«Основным механизмом государственной поддержки отечественного сельхозмашиностроения является постановление Правительства Российской Федерации № 1432. За 9 лет реализации Программы (2013–2021 годов) заводы поставили аграриям сельхозтехники на общую сумму 367 млрд руб., в том числе 30 тыс. зерноуборочных комбайнов, 2 тыс. кормоуборочных, 10 тыс. тракторов для сельского хозяйства, 80 тыс. прицепной техники. Благодаря этому механизму в сельхозмашиностроении созданы и создаются десятки современных цехов и производственных площадок», — пояснил эксперт на совещании «Импортозамещение сельскохозяйственной отрасли и пищевого оборудования: реальность и перспективы».

Получается, доля импортной техники на рынке АПК занимала 49%, и не все готовы так легко отказаться от европейских и американских тракторов и комбайнов в пользу отечественных.

«Сейчас многие зарубежные компании-производители сельхозтехники встали на паузу. Отгрузки импортного оборудования не идут. Хотя при этом официальных заявлений о том, что они больше не работают с Россией, нет. В итоге холдинги и фермерские хозяйства в настоящее время работают на импортной технике, которую успели купить до введения санкций, либо на российской. Но многие передовые хозяйства — холдинги, которые производят основной оборот продукции в АПК, — предпочитают европейскую или американскую технику. По многим позициям она более надежная и эффективная. Конечно, есть хозяйства, которые прекрасно работают на отечественной технике, но также мне известны случаи, когда наши комбайны и тракторы выходили из строя в первую же посевную. Поэтому, несмотря на существенное подорожание импортной техники, в холдингах готовы платить за нее. Вопрос: где ее взять? Поставки сократились до минимума, везут обходными путями через Казахстан, но в малых объемах и по безумной цене. Логистика стала очень дорогой и рискованной», — говорит эксперт по сельхозтехнике, пожелавший остаться неизвестным.

По словам председателя Правления Ассоциации дилеров сельхозтехники Александра Алтынова, подобные каналы вряд ли могут считаться достойной альтернативой.

«Крупные западные игроки сейчас официально ничего не завозят в Россию. Были на стыке февраля – марта машины, которые просто доехали, их не успели завернуть. Но нужно учитывать, что в каждой стране ЕС могут быть свои толкования содержания санкционных пакетов, плюс там не прописывают каждую модель, запрещенную к поставке. В итоге те компании, которым российский рынок был важен, разделились на две категории. Первая часть — те, которые что-то пытаются довозить сами. Нельзя сказать, что в прежнем объеме, но тем не менее работают с Россией. Вторая часть — это компании, которые выбрали для себя режим ожидания, пока ситуация не станет более понятной и благополучной. Альтернативные поставки, например, через Казахстан, — идея не очень хорошая. Да, туда можно поехать, но удастся ли купить — большой вопрос, — считает эксперт. — Надо понимать, что крупные компании, которые приостановили работу в России, также раздали инструкции по своей дилерской сети. Прописали, что им не следует поддерживать подобный товаропоток, ведь это не вопрос работы отдельной корпорации — это касается всего бренда. Бренд в Россию возить нельзя. Пока разъяснения поступали, может, кто-то и успел провезти какие-то машины, но сделать работу такого канала постоянной невозможно. Если бы мы что-то покупали из Китая, никто бы, наверное, не заметил, но в Казахстане рынок техники по сравнению с российским меньше в разы, так что все выплывет быстро наружу. К тому же нужно учитывать, что Казахстан ведет свою политику, они хотят интегрироваться в западное пространство, при этом не потеряв дружбы с Россией. Это не совсем для нас благоприятный режим».

Цифра: 30% настолько вырос объем экспорта сельхозтехники за 1-й квартал 2022 года (по сравнению с аналогичным периодом 2021 года) и составил 5,1 млрд руб.

Начинка под санкциями

Второй вопрос — это конкурентоспособность отечественной техники по сравнению с европейской. За последние годы, и это признают все, она шагнула далеко вперед. Как поясняют в Ассоциации «Росспецмаш», на российских комбайнах, тракторах и прицепной технике внедряются современные технологии и системы телеметрии. Заводы активно реализуют инвестиционные проекты по модернизации и расширению производства.

«Повышается уровень цифровизации техники. Отечественные сельхозмашины хорошо оснащены электроникой. В некоторых комбайнах «Ростсельмаш» есть уникальная система распознавания усталости и сонливости водителя», — говорит Денис Максимкин.

Но все же позиции пока не во всем равнозначные.

«Если возьмем средний класс машин, можно найти что-то подобное и в отечественном производстве. Правда, не в полной мере. Если говорить про высокопроизводительные машины, топовый уровень, то России есть чем заниматься и куда стремиться. Это не значит, что таких машин у нас вообще нет, например, «Ростсельмаш» создает высокопроизводительные комбайны. Но нужно делать еще больше, чтобы закрыть все потребности рынка, — считает Александр Алтынов. — И нужно не забывать: чем более производительная машина в принципе, тем выше процент импортных комплектующих. То, что техника российская, совсем не значит, что и вся «начинка» тоже отечественная».

А проблема с запчастями набирает обороты.

«Российские бренды в последнее время усилили поиски альтернативных запчастей у отечественных поставщиков. Например, ПТЗ, входящий в Группу компаний «Кировский завод», активно снижает процент импортных деталей, но их доля все равно остается значительной. Некоторые производители ставят двигатели Ярославского моторного завода вместо импортных Cummins, Caterpillar, MTU и др. Но, опять же, это все не решается быстро. Нужно время и долгосрочные инвестиции в развитие отечественного производства комплектующих, особенно таких важных узлов, как двигатели и коробки передач», — считает наш источник по сельхозтехнике.

Дефицит запчастей по сельхозтехнике уже отмечают аграрии разного уровня. Но наиболее остро эта проблема, скорее всего, встанет для холдингов — именно они максимально укомплектованы мощной техникой западных производителей.

«Думаю, в крупных компаниях ситуация сложнее. Многие успели приобрести запасы у дилеров и дистрибьюторов по запчастям, но это не спасает ситуацию в целом. Большинство работает до первой серьезной поломки. Конечно, какие-то детали, расходники можно починить самим. Но все, что касается электроники, намного сложнее. У нас такое не делают, и мы даже не понимаем, как ремонтировать. Это относится и к световым элементам. Все, что требует серьезных видов инженерных решений, — проблема. И она уже встала перед российскими аграриями в полный рост», — говорит Никита Токмаков.

Как прокомментировали в пресс-службе Агрохолдинга «СТЕПЬ», доля отечественной техники в компании составляет 60%. Приоритетный выбор в пользу российского оборудования объясняют оптимальным соотношением цены и качества. Что касается рыночной ситуации в целом, в компании отметили дефицит турбин, гидравлических систем для импортных сельхозмашин, особенно марок New Holland и John Deere. Так что сегодня выбор российской техники может стать определенным преимуществом.

«В агрохолдинге выстроили новые алгоритмы работы с поставщиками импортной сельхозтехники и наладили цепочки поставок всех необходимых деталей и оборудования», — прокомментировала пресс-служба компании.

Как поясняют другие участники рынка, из-за проблем с логистикой приходится завозить запчасти компаний, работаюших с Россией, через Казахстан, Армению, Турцию. Но в большей степени это все еще на этапе поиска. Сложнее всего с деталями, входящими официально в санкционный пакет. Их сейчас не поставляют вообще из недружественных стран.

«В санкционных пакетах есть понятие крупных узлов, запрещенных к поставке в Россию, — то, что входит в категорию высокотехнологичных решений. Это гидравлика, двигатели, крупные шины, моторы, распределители, электронные компоненты для навигации. В основном по этому направлению проблема. Дилеры сейчас ведут дозированную продажу запчастей, чтобы не возникло спекуляций на этом рынке, но вряд ли запасов хватит надолго», — говорит Александр Алтынов.

Чтобы снизить дефицит техники и запчастей, Ассоциация «Росспецмаш» предложила предусмотреть финансирование реализации Постановления № 1432 в 2022–2030 годах с учетом фактической потребности сельхозмашиностроителей: запустить механизм предоставления производителям грантов на развитие выпуска комплектующих с объемом финансирования из федерального бюджета в 2022–2026 годах в размере 10 млрд руб. ежегодно.

А на днях председатель Правительства РФ Михаил Мишустин подписал постановление о новой поддержке отечественных производителей комплектующих для автомобилей и сельхозтехники. Речь идет о субсидировании займов, которые инвесторы получают в Фонде развития промышленности на разработку и создание узлов и агрегатов для авто и сельхозтехники. Если проекты по замене импортных деталей успешно реализованы, государство, начиная с 2024 года, будет полностью возмещать инвесторам сумму взятого кредита. Таким образом, они выплатят фонду только величину ставки по займу в размере 1% годовых, — сообщается на сайте Правительства России. Субсидии предоставляются в рамках госпрограммы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Получателей на конкурсной основе отберет Минпромторг.

Но, как оказалось, тема вовсе не нова. По словам Александра Алтынова, активно говорили о необходимости развития компонентной базы еще год назад. Тогда уже обсуждали и вопрос с субсидиями. Возможно, если бы постановление вышло и заработало в прошлом году, в этом сезоне аграрии не столкнулись бы с такой сложной ситуацией. Но постановление подписали только 30 июня текущего года.

«Все это требует времени. Для производства необходимо оборудование, станки, материал. Все это нужно где-то взять, выстроить логистику, обкатать. В нынешних реалиях с этим будут сложности. Кстати, лет 10 назад была показательная история. Один российский тракторный завод купил западный трактор и попытался скопировать коробку передач. Не вышло. Если металл выдерживал должную нагрузку, то коробка передач получалась в 3 раза больше, чем в оригинале. Либо такого же размера, но металл не выдерживал. Так что даже при наличии образцов не так просто создать свое», — говорит эксперт.

Цифра: 60% такой процент затрат на проекты по разработке новых видов сельхозтехники и пищевого оборудования готов компенсировать Минпромторг России

Китайский шах и мат

Тем не менее постепенно российские производители планируют наращивать производство как самого оборудования, так и комплектующих. Как сообщили в пресс-службе правительства Ростовской области, в начале июля губернатор Василий Голубев и генеральный директор комбайнового завода «Ростсельмаш» Валерий Мальцев подписали соглашение о реализации проекта по производству сельскохозяйственной и коммунальной техники в Таганроге. Объем инвестиций в новое производство составит 1,5 млрд руб.

«Новое предприятие обеспечит сельхозтоваропроизводителей современной высококачественной техникой отечественного производства, тем самым заменив на рынке иностранных конкурентов. Не так давно мы об этом говорили, посещая площадку нового производства. Сейчас идет активная фаза его реализации. Техника, которую будут здесь производить, востребована аграриями всей страны», — отметил Василий Голубев.

Со своей стороны, «Ростсельмаш» гарантирует, что завершит проект в четвертом квартале 2024 года. На новом заводе планируется выпуск продукции на 3 млрд руб. в год с перспективой ежегодного увеличения производства на 10–15%.

На Петербургском тракторном заводе не только планируют наращивать мощности, но и насыщать российский рынок в том числе за счет перераспределения поставок техники.

«Задача завода заключается в развитии собственной компонентной базы традиционного трактора, а также в восстановлении коопераций и связей. Задача экономически выгодная и целесообразная и ложится в русло тех задач, которые были поставлены перед предприятием. До санкций мы были на европейском рынке, но в связи с последними событиями он для нас закрывается. Мы сейчас просто заместим эти поставки внутри России, Азии, Ирана, Африки, Казахстана и Белоруссии. Уже даже сейчас видим, что объем производства нужно будет увеличивать от 30–50%, в зависимости от модели трактора серии К-7 или К-5 или строительно-дорожной техники. Каждый год завод растет от 20 до 40% на протяжении многих лет», — рассказал директор завода Сергей Серебряков на выездном заседании Торгово-Промышленной Палаты по импортозамещению.

Отмечается на рынке сельхозтехники и растущий интерес к белорусским машинам. По словам и. о. генерального директора Филиала ООО «ТД МТЗ-Северо-Запад» Александра Голуба, серьезное повышение спроса на тракторы МТЗ зафиксировали еще в августе прошлого года. С тех пор он не падает, стабильно держится.

«Трактор МТЗ собирается полностью в Беларуси. Большой объем комплектующих — российского производства, поэтому дефицита запчастей не испытываем. Наиболее востребованы классический МТЗ 82, трактор 1221. Есть стабильный спрос на садоводческие тракторы по нашему филиалу. Мы работаем с Краснодарским краем и Адыгеей, где садоводство активно развивается. Там они очень востребованы», — рассказал Александр Голуб.

Еще одной серьезной альтернативой на сегодняшний день эксперты называют поставки китайской и турецкой техники. Кстати, китайское оборудование по большей части состоит из отечественных комплектующих — тоже существенный плюс в нынешних реалиях. Сейчас многие участники рынка берут дилерства китайских брендов и спешно пытаются завозить их в Россию. По мнению экспертов, эти тракторы в России малоизвестны, могут иметь большой разброс по цене, но ввиду отсутствия западных брендов имеют хорошие шансы на успех. Сейчас золотое время, когда они могут занять свою нишу на рынке РФ. Среди них — Zoomlion, KAT Agricultural, YTO, Lovol, Donfeng, AgroApollo и др.

Но проблема в том, что машины из Поднебесной, как правило, не более 200–250 л. с. А для крупных хозяйств и основного объема работы требуется двигатель от 350 л. с. По словам экспертов, китайские участники рынка уже поняли возникающие сложности и обещают представить к осени новые решения. Как пояснили в «Бизоне», даже среди азиатской техники уже есть машины с двигателем до 500 л. с., но они не сертифицированы в России, не обкатаны, поэтому о промышленном производстве такого оборудования для российского сельского хозяйства говорить пока рано. Да и в любом случае — мало купить машину, нужно развивать сервисные и дилерские центры, которые смогут обслуживать китайскую технику.

«На сегодняшний день соотношение цена-качество по отечественной технике устраивает. Но из-за большого объема импортных комплектующих в наших машинах хозяйства находятся в сложной ситуации. Поэтому, помимо закупки отечественной техники, мы прорабатываем вопрос с китайцами, которые заходят на наш рынок. В случае необходимости они готовы менять модельный ряд под наши условия и требования — таким образом появится альтернатива как российской технике, так и уходящей иностранной, которую сейчас невозможно приобрести», — рассказал глава Ассоциации «Фермеры Московской области» Максим Гриднев.

По словам Александра Алтынова, в настоящий момент ситуация еще пока более-менее стабильная. В последние два года техника хорошо покупалась, парки обновились. Поэтому нельзя сказать, что не на чем работать, не зря же рекорд за рекордом в полях ставим. Но дефицит запчастей постепенно будет выводить из строя и импортные машины, и российские, зависящие от иностранных комплектующих. Если проблема не решится в ближайший год-два, то ситуация накалится до предела.

«Пока этот год проживем. Но вот что будет дальше… Конечно, наши власти будут прикладывать усилия, чтобы российские заводы наращивали мощности по производству техники, но для этого нужно решить проблему с компонентами, использовать аналоги — китайские, турецкие, бразильские. Поэтому главная задача на сегодняшний день и на ближайшую перспективу — искать возможности для развития отечественного производства. Какой-то сегмент рынка в любом случае займет китайская техника, правда, скорее в строительной сфере, нежели в аграрной. Но основной упор все же будем делать на наращивание своего производства — просто для этого нужно время», — подытожил Александр Алтынов.

ЮЛИЯ ЖИТНИКОВА

Земля и Жизнь, 2003-2021 | Политика конфиденциальности