15 февраля 2023

Соя из тарелки здоровья

Соя из тарелки здоровья

Судя по данным Всемирной организации здравоохранения, продолжительность жизни и число людей старшего возраста постоянно растут, к 2025 году их количество должно достичь миллиарда. У нас в стране 30 млн человек старше трудоспособного возраста, в Волгоградской области — 759 тыс. Вот почему одним из главных направлений современной жизни в больших городах стало развитие технологий активного долголетия, направленных на предупреждение возникновения заболеваний, укрепление и восстановление здоровья, предотвращение развития клинической симптоматики на доклинической стадии.

Отстаем от всяких прочих шведов

Полноценное питание считают одним из важнейших факторов, формирующих здоровье и трудовой потенциал нации. От того, насколько полноценен наш рацион, зависят физическое и умственное развитие, уровень работоспособности и продолжительности жизни, а еще — сопротивляемость организма инфекциям и неблагоприятным факторам внешней среды. За последнее время принят ряд законодательных актов в области активного долголетия и сбалансированного питания. Совместный проект ООН и Европейской комиссии предложил индекс активного долголетия, позволяющий измерять неиспользованный потенциал граждан старшего поколения. Научно-исследовательский университет «Высшая школа экономики» рассчитал этот показатель для России, и оказалось, что наши соотечественники в возрасте 55 лет и старше отстают от наилучшего европейского индекса в Швеции на 37 %.

Видовой предел жизни человека рассчитан на 110–120 лет. Однако средняя продолжительность жизни в разных странах с устойчивыми социально-экономическими показателями колеблется в пределах 70–75 лет, и это плоды преждевременного старения. Так что биологический резерв жизни землян составляет 30–45 лет. Еще больше он в нашей стране, где средняя продолжительность жизни у мужчин чуть больше 68 лет, у женщин — 78.

Для решения проблемы активного долголетия нужны новые методы и подходы. Перспективным считается создание продуктов геродиетического профиля, которые лучше отвечают потребностям организма людей пожилого возраста. В тот же пакет входит коррекция питания с помощью продуктов, обогащенных нутриентами, создание пищевых модулей (премиксов), позволяющих корректировать как одноразовый прием пищи, так и суточный рацион, а также разработка продуктов, помогающих профилактике и лечению гериатрических болезней.

Исследования, проводимые учеными многих стран мира, в том числе и России, убедительно показали, что с пищей в организм поступает более 600 разных веществ (нутриентов), полностью обеспечивающих человека не только энергией, основными пищевыми веществами, макро- и микронутриентами, но и рядом непищевых компонентов. Научные представления о путях создания новых продуктов геродиетического назначения можно разделить на несколько направлений. Во-первых, это полностью сбалансированные продукты. Во-вторых, предназначенные для коррекции питания (обогащенные нутриентами). Следующее направление — пищевые модули или премиксы, дающие возможность корректировать дневной рацион в целом. Далее — создание продуктов, обогащенных биологически активными компонентами. И, наконец, — разработка продуктов питания, способствующих профилактике и лечению гериатрических болезней.

Питание строгого режима

При опросе в медучреждениях Волгограда было установлено, что 73 % пожилых пациентов дают негативную оценку своему здоровью, 40 % жалуются на слабую востребованность своих профессиональных навыков, почти 49 % вовсе не удовлетворены жизнью. Кажется, не зря один французский кулинар и философ сказал: «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу, кто ты». Современная медицина сформировала основной принцип питания пожилых людей: строгое соответствие энергоценности рациона фактическим энергозатратам. Рекомендуемое потребление энергии, белков, жиров и углеводов в день для мужчин возраста 60–75 лет составляет 2 300 ккал, белков — 70 г, в т. ч. животного происхождения — 38 г, жиров — 77 г, углеводов — 333 г. Для женщин 60–74 лет это 2 100 ккал, белков — 65 г, из них 35 г животного происхождения, жиров — 70 г, углеводов — 305 г.

В Гарвардской школе питания разработана методика, получившая название «Тарелка здорового питания», которая дает возможность решить сразу две важнейшие проблемы: обеспечить умеренность в питании и ликвидировать дефицит макронутриентов (белков, жиров, углеводов). По задумке авторов методики, «тарелку» делят на три части: половина приходится на овощи, зелень, фрукты и ягоды, одну четверть отводят под белки (мясо, птица, рыба, творог, бобовые, яйца), остальное занимают цельнозерновые крупы, хлеб, картофель и бобовые. Методика дает свободу выбора и возможность варьировать калорийность.

Сколько ешь, столько и живешь

Исследования показали, что между типом питания и продолжительностью жизни есть прямая связь. В геронтологии известны два клеточных сигнальных пути, ослабление которых приводит к удлинению жизни у многих организмов: сигнальный путь инсулина (IIS) и сигнальный путь mTOR (особый внутриклеточный протеин, который регулирует развитие волокон мышц). Они тесно переплетены между собой и определяют уровень питательных веществ в клетке. mTOR и IIS активируются компонентами пищи: углеводами в большей степени активируется IIS, аминокислотами — mTOR-сигналинг. Сложные углеводы (клетчатка, крахмал) перевариваются постепенно, не вызывая сильного роста уровня сахара в крови и резких выбросов инсулина, тогда как простые углеводы (сахароза, глюкоза) приводят к скачку сахара в крови через десять минут после употребления, а это провоцирует выработку инсулина. Чтобы оценить, насколько возрастает уровень сахара в крови после потребления того или иного продукта, были введены такие параметры, как гликемический индекс и гликемическая нагрузка. Поскольку mTOR активируется аминокислотами, то их невысокое содержание в пище помогает увеличить продолжительность жизни, а излишек углеводов и белков способствует атеросклерозу, остеопорозу, нейродегенеративным заболеваниям, раку. Можно сказать, процесс старения — это следствие чрезмерной стимуляции клеток посредством постоянной «бомбардировки» питательными веществами, ростовыми факторами, митогенными стимулами.

Исследование показывает, что некоторые функции иммунной системы можно корректировать с помощью определенного рациона питания. Например, повышенные дозы витамина E могут усилить функции Т-клеток у пожилых, а поступление с продуктами аминокислоты триптофана и значительного количества клетчатки благоприятно влияет на кишечную микрофлору. Известно, что кишечная микробиота продуцирует короткие жирные кислоты, которые помогают делению и поддержанию регуляторных Т-клеток. Нормальная микрофлора вытесняет патогенные бактерии, способствует развитию T-хелперов 17, чья роль — защищать от внеклеточных патогенов.

Геронтология в поле

Повлиять на процессы старения могут отчасти продукты из сои. Это одна из основных белковых и одновременно масличных культур. У нас в стране ее выращивают на 3 млн га со средней урожайностью 1,6 т/га. Нижнее Поволжье относится к перспективным зонам для возделывания сои на орошении. Ее широко используют не только как источник растительного белка, но и как компонент многих обработанных пищевых продуктов. Организм человека усваивает соевый белок на 93–95 %, это близко к усвояемости белка рыбы и мяса и во много раз выше, чем для белка других растений. Соевое молоко служит неплохой заменой обычному молоку для тех, кто не переносит молочные продукты или избегает молока. Сыр тофу — основной источник растительного белка в вегетарианской диете. К ферментированным соевым продуктам относят соевый соус, темпе, мисо и натто. Соя богата важными питательными веществами: углеводами, белками, жирами, витаминами С, В6, К, а еще тиамином, рибофлавином, фолатом, железом, магнием, фосфором, цинком, марганцем и медью. Кроме того, соя содержит пребиотическое волокно, стерины и изофлавоны. В отличие от некоторых растительных белков, соевый считается полноценным, поскольку содержит все девять незаменимых аминокислот, которые организм не может вырабатывать самостоятельно и должен получать с пищей.

В Волгоградской области постоянно наращивают площади под сою, сейчас они занимают 10 тыс. га, в следующие годы планируется увеличить эти поля до 50 тыс. га, причем получать урожаи 2–2,3 т/га. Соя, как никакая другая культура, очень отзывчива на лучшие агромелиоративные приемы возделывания, и особенно на капельное орошение. Этот способ полива меньше уплотняет почву в корнеобитаемом слое, повышает относительную влажность воздуха в растительном покрове, активизирует минеральное питание растений.

Цена товарного зерна сои тесно связана с уровнем накопления сырого протеина в семенах. При белковости зерна 30–35 % она составляет в среднем 20 тыс. руб. за тонну. Концентрация белка на уровне 37–40 % дает возможность поднять цену до 25 тыс.
Так что проблему увеличения продолжительности жизни могут решать на местах и аграрии. Производство сои с высоким содержанием протеина становится задачей долголетия.

С. С. Шалаева, кандидат медицинских наук, доцент Волгоградского государственного медицинского университета
Л. Н. Медведева, доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института орошаемого земледелия

Фото автора

Земля и Жизнь, 2003-2021 | Политика конфиденциальности