Свое нахимичим

Свое нахимичим

Не успели аграрии пережить новость о введении квот на ввоз импортных семян, как в Правительстве обсуждается уже новая инициатива — ограничить импорт средств защиты растений. Подобное предложение высказал исполнительный директор Российского союза производителей химических средств защиты растений Владимир Алгинин на встрече Президента Владимира Путина с членами «Деловой России». Ждать ли дефицита на этом рынке и, как следствие, подорожания СЗР, разбираемся с экспертами.

Операция «Чистые руки»

Предпосылки к подобному проекту появились еще в прошлом году, когда из России ушли две крупные западные компании по производству СЗР — Corteva и FMC. На Всероссийском Дне поля, прошедшем прошлым летом в Калининградской области, Владимир Алгинин отметил, что выпавшие объемы с рынка, а это около 3–4 %, отечественные компании без проблем заместили — мощности позволили. Но если в один непрекрасный момент прикроется импорт всех западных компаний по производству СЗР, сельскохозяйственная отрасль России может оказаться в сложном положении. Поэтому необходимо наращивать собственные мощности до такой степени, чтобы не зависеть от геополитических решений. Президент России Владимир Путин предложение поддержал с оговорками: дескать, «они разные — эти средства защиты», — цитирует слова главы государства ТАСС. Тем не менее Путин пообещал обсудить это предложение с главой Минсельхоза РФ Дмитрием Патрушевым.

А спустя несколько дней, в конце мая, Минсельхоз России уже направил письмо в Минпромторг с предложением ввести квоту на импорт пестицидов в объеме 15 тыс. тонн осенью этого года, сообщает РБК. А точнее, на период с 1 октября 2023 года по 30 апреля 2024 года.

Доступ к квоте получат «в основном предприниматели, осуществляющие свою деятельность на постоянной основе», которые работают на протяжении длительного времени с проверенными иностранными производителями и не занимаются импортом контрафакта, говорится в письме Минсельхоза. Размер квоты рассчитывался исходя из объемов производства и потребления импорта пестицидов в России за последние три года.

А поговорить

Инициатива Российского союза производителей ХСЗР вызвала разноречивые отклики в аграр­ном сообществе. Многие фермеры и отраслевые союзы считают, что эта мера может при­­­вести к дефициту на рынке СЗР и их подорожанию. Сейчас расходы на средства защиты растений занимают в среднем 50 % в себестоимости выращиваемой продукции. Аграрии уже пережили ряд ценовых скачков и очень опасаются новых проблем в этой сфере.

«При выдвижении подобных предложений и проектов неплохо было бы посоветоваться с теми производителями сельскохозяйственной продукции, которые используют СЗР при выращивании различных культур.

На сегодняшний день эффективных российских средств защиты для ягод, косточковых, груш, ряда овощных культур просто не существует. Можно квотировать ввоз таких СЗР, можно не квотировать, но российских препаратов для этих отраслей нет и не появится в ближайшее время. Процесс создания эффективных СЗР — это долгосрочные и крупные инвестиции, препараты разрабатываются десятилетиями, их создание требует наличия дорогостоящих лабораторий, испытательных центров, квалифицированных специалистов. Из-за небольших площадей выращивания нишевые культуры в рамках одной страны разработчикам препаратов не интересны. У нас даже в регистрацию СЗР, которая по существующим в России нормам также является крайне дорогостоящей процедурой, для ягодных и прочих культур с небольшими площадями очень редко вкладываются. Сейчас наши ягодоводы теряют до половины урожая из-за крайне ограниченного ассортимента СЗР, доступного для применения. А это означает рост себестоимости производства и более высокую цену ягод для потребителей», — отмечает генеральный директор Ягодного Союза Ирина Козий.

По словам эксперта, в случае дополнения существующих ограничений квотированием, вводимым без анализа ситуации в отдельных отраслях, нас будет ждать дальнейшее сокращение производства, рост цен и расширение «черного импорта». Для того, чтобы в России развивалось собственное производство сельскохозяйственной продукции по доступным ценам, нужно менять сам подход к законодательным инициативам и переходить от политики тотальных запретов и ограничений к нормам, которые, наоборот, обеспечивали бы доступ производителей к средствам производства и позволяли снижать себестоимость выращивания продукции. Ведь любые запреты ведут к повышению цен на средства производства, а значит, сказываются на конечной стоимости продукции для жителей нашей страны.

Председатель Ассоциации «Народный фермер Кубани» Константин Юров согласен с Ириной Козий в том, что прежде чем принимать подобные меры, нужно обсудить все последствия этого шага с прямыми потребителями и участниками рынка.

«Поддержка отечественных производителей — это хорошо, политика протекционизма тоже понятна. Но все это нужно делать правильно. Есть два пути поддержки наших компаний. Первый — ввести квотирование или ввозные пошлины на те группы препаратов, которые производятся в России. Второй путь, на мой взгляд, — наиболее удачная форма регулирования. Если есть наш российский аналог, то можно вводить пошлины на иностранные поставки, если аналога нет, то квотирование или прочие ограничения могут привести к тому, что у нас не будет закрыта какая-то ниша. К сожалению, с сельхозтоваропроизводителями никто не обсуждал этот вопрос, хотя мы являемся прямыми потребителями продукции. Поэтому такие решения должны приниматься только совместно, а то получится как с удобрениями. Все помнят распиаренную информацию в СМИ, как наши компании – производители удобрений заморозили цены на свою продукцию. Но только фермеры помнят, что произошло это после роста их стоимости на 100 %. Осенью после окончания полевых работ цена на селитру падала на 30–40 %, но в этом сезоне обычного снижения не случилось — в итоге цену заморозили буквально на ее пике. Вот это тоже результат отсутствия обсуждения вопроса со всеми участниками рынка», — говорит Константин Юров.

Кстати, в 2018 году вводились антидемпинговые пошлины в отношении гербицидов из ЕС. Результаты действительно впечатляют. «За период их действия в РФ было построено три новых завода по производству средств защиты растений мощностью 130 тыс. тонн, инвестиции составили более 20 млрд руб.», — цитирует слова Алгинина «Интерфакс».

В Российском Зерновом Союзе, который ранее открыто возражал против подобного проекта по квотированию импортных семян, к новому предложению по СЗР в этот раз отнеслись несколько терпимее. По словам президента Российского Зернового Союза Аркадия Злочевского, российские производители СЗР обеспечивают более 50 % потребностей аграриев в пестицидах, и у них есть потенциал увеличивать долю, — пишет РБК. Но могут возникнуть и сложности. Многие российские аграрии изначально пользовались комплексными решениями иностранных производителей по пестицидам вместе с семенами. Это было удобно и экономно. Как этот механизм будет действовать при введении квоты, пока неизвестно.

По мнению учредителя «Национального аграрного агентства» Александра Гавриленко, ситуация прояснится только осенью. На этот сезон вся химия уже закуплена, а вот с наступлением предполагаемого периода квотирования станут более понятными последствия проекта для рынка, по крайней мере, в плане цен.

«Пока что ожидания у фермеров самые разные. Кто-то говорит, что и до этого не сильно пострадал от роста цен на СЗР, для других ценовые скачки оказались критичными, и они опасаются новых проблем. На мой взгляд, уже к этому времени явно будут сокращаться поставки. Впрочем, далеко не на фоне предполагаемого квотирования. Проблемы начались уже давно. Осложняется логистика, Запад давит на своих производителей, чтобы они меньше работали с Россией. Но бизнес есть бизнес, они так же заинтересованы в нашем рынке, как и наши аграрии в их продукции. Поэтому иностранные компании переименовываются, ищут какие-то лазейки. Тем не менее, проблемы есть. Ушли две крупные компании — выпало 3–4 % рынка — на самом деле, это немаленькая цифра. При еще большем сокращении импортной продукции каждое 20-е хозяйство будет вынуждено искать новых поставщиков. И вполне возможно, что и цены могут локально подскакивать», — считает Александр Гавриленко.

Кого коснется

«Если сейчас сконцентрироваться только на внутренних возможностях российской химической промышленности, вряд ли мы сможем удовлетворить потребности рынка. Повторюсь: важен не только потенциальный объем производства, а широкий ассортимент препаратов на основе разных действующих веществ»

Есть вопросы к проекту и у компаний, которые поставляют на рынок СЗР. По мнению руководителя отдела развития ООО «Агромир» Романа Потапова, проект о квотировании импортных пестицидов потребует подготовки всех участников рынка СЗР. Пока что к этому предложению много вопросов.

«Во-первых, нужно понимать, продукции каких стран коснется квотирование в первую очередь. Ведь агрохимия импортируется в Россию не только из недружественных стран, среди глобальных поставщиков большая доля приходится на поставки из Индии, Китая, которые, в свою очередь, занимают лидирующее место в мире по производству пестицидов. И разрыв контрактов, связей и отношений с этими странами могут иметь негативные последствия не только для рынка СЗР, но и для других отраслей. Поэтому этот вопрос очень важный. Во-вторых, остается вопрос в позиции самих иностранных компаний. Понятно, что существует посыл, как в аналогичной ситуации с квотированием семян, стимулировать зарубежных гигантов открывать свои производства на территории России. К слову, это уже делается. Например, «Сингента» и «Байер» реализуют подобные проекты. Но если смотреть на ситуацию в целом, то с массовым запуском новых производств средств защиты растений на российской территории сейчас могут быть сложности. Долгое время не было подготовки кадров для этой отрасли, и сейчас нет специалистов в достаточном количестве, чтобы реально создать производства СЗР серьезной мощности. Быстро эту проблему не решить. Сегодня сельское хозяйство требует огромного количества различных д. в. и препаратов, которые производятся в мире. Если сейчас сконцентрироваться только на внутренних возможностях российской химической промышленности, вряд ли мы сможем удовлетворить потребности рынка. Повторюсь: важен не только потенциальный объем производства, а широкий ассортимент препаратов на основе разных действующих веществ», — говорит Роман Потапов.


Роман Потапов Руководитель отдела развития ООО «Агромир»: «Если сейчас сконцентрироваться только на внутренних возможностях российской химической промышленности, вряд ли мы сможем удовлетворить потребности рынка. Повторюсь: важен не только потенциальный объем производства, а широкий ассортимент препаратов на основе разных действующих веществ»

В-третьих, по словам специалиста, заявленная на конференции «Пестициды – 2022» инициатива Российского союза производителей ХСЗР по уменьшению доли импортируемых пестицидов, в частности, из Китая, может привести к снижению качества доступных российским фермерам препаратов, так как на сегодняшний день многие производители из Поднебесной обладают собственными уникальными технологиями производства пестицидов, не уступающими и даже опережающими возможности мультинациональных компаний. Кроме того, китайские производители уже освоили производство пестицидов в самых новых препаративных формах, а также с применением нанотехнологий.

«Наша компания «Агромир» в некоторой степени защищена от предполагаемого введения проекта по квотированию импортных СЗР. Мы разрабатываем уже сейчас и будем работать дальше над созданием уникальных решений для нашего рынка, которые вряд ли попадут под действие ограничения. В компании «Агромир» более гибкая политика, мы можем под запросы клиента, потребности рынка создавать продукты, искать интересные решения в том же Китае и, соответственно, достаточно быстро запускать их на рынок», — подчеркнул Роман Потапов.

По мнению руководителя отдела маркетинга ООО «Листерра» Анастасии Романовской, квотирование рано или поздно придется ввести, чтобы быть уверенными в завтрашнем дне и при этом поддержать российское производство. «В сложившейся геополитической ситуации можно рассчитывать только на себя, поэтому, на мой взгляд, квотирование вводится как мера поддержки для развития российских производителей. При этом суммарные производственные мощности всех российских производителей вполне смогут обеспечить потребности нашей страны. Здесь, скорее, встает вопрос об ассортименте. Некоторые препараты иностранных компаний являются уникальными и запатентованными, но Российский союз производителей средств защиты растений мониторит ситуацию по рынку и отслеживает препараты, которые могут быть замещены аналогами российского производства», — считает специалист.

Приходите и работайте

Однако в Российском союзе производителей химических средств защиты растений уверены: квотирование не вызовет никаких потрясений на рынке СЗР. Более того, сможет сгладить возможные проблемы в будущем, если из России уйдут крупные иностранные компании.

По словам заместителя исполнительного директора Союза Виктора Григорьева, на сегодняшний день производство СЗР отечественными компаниями закрывает 54 % потребностей внутреннего рынка. Еще 17 % объема препаратов производится иностранными компаниями на российских предприятиях на условиях толлинга. И только 29 % в настоящее время приходится на импортную продукцию, поставляемую как из стран ЕС, так и из других государств.

«Российские предприятия наращивают свои мощности уже на протяжении нескольких лет. Например, в 2015 году мощность отечественных компаний составляла 160 тыс. тонн. На сегодняшний день благодаря активной инвестиционной работе отечественных производителей ХСЗР и поддержке органов государственной власти мощности увеличились до 380 тыс. тонн. Причем мы готовы еще увеличивать мощности и объемы производимой продукции, если это потребуется. За последнее время было построено три современных завода. Это «Август-Алабуга», возведенный компанией «Август» в особой экономической зоне Алабуга, Татарстан, мощность производства — 50 тыс. тонн. Также был построен завод компании «Шанс» — «Шанс Энтерпрайз» с той же мощностью. Компания «Союзагрохим» запустила завод с мощностью на 20 тыс. тонн — «Агрусхим-Алабуга». Ведущие компании — «Щелково Агрохим», «Агро Эксперт Груп», «Листерра», «ФМРус» и др. — постепенно расширяют свои производственные мощности», — говорит Виктор Григорьев.

При этом эксперт напомнил, что объем потребления у нас составляет 220 тыс. тонн. То есть мы имеем на сегодняшний день запас, практически в два раза превышающий потребности рынка. Так что ни о каком дефиците СЗР при введении квотирования говорить не приходится, все позиции по иностранным препаратам российские компании покрывают практически в полном объеме.


Виктор Григорьев Заместитель исполнительного директора Российского союза производителей ХСЗР: «Производство СЗР отечественными компаниями закрывает
54 % потребностей внутреннего рынка. Еще 17 % объема препаратов производится иностранными компаниями на российских предприя­тиях на условиях толлинга. И только 29 % в настоящее время приходится на импортную продукцию, поставляемую как из стран ЕС, так и из других государств»

«Да, у отраслевых союзов есть вопросы по поводу обеспеченности препаратами плодово-ягодных и овощных культур. В этом плане хочу отметить, что сейчас крупнейшие российские компании расширяют регистрации на эти направления, поэтому недостатка в пестицидах не будет ни для кого», — отметил представитель Российского союза производителей ХСЗР. — «Но, главное, нужно понимать, что ограничивать потребление СЗР иностранного производства никто не собирается. Квота предлагается в соответствии с основами Доктрины продовольственной безопасности и политикой импортозамещения, проводимой государством. Данный проект будет способствовать загрузке российских производственных мощностей для обеспечения сельхозтоваропроизводителей отечественными высокотехнологичными препаратами. Российские компании уже активно закупают сырьевые компоненты на предстоящий сезон 2024 года, расширяют производственную и научно-техническую базу для обеспечения аграриев необходимыми продуктами. Наш Союз уверен, что квотирование никак не ограничит российский рынок и не приведет к росту цен на СЗР, так как нет препятствий для работы иностранных компаний на территории России. Отечественные предприятия обладают большими мощностями как для собственного производства, так и по толлинговым договорам. На сегодняшний день по схеме толлинга уже производится 40 тыс. тонн СЗР. Так что приходите, производите препараты на территории РФ, этому никто не мешает. Наши производственные мощности для всех иностранцев открыты. Компании «Сингента» и «Байер» уже построили два крупных завода в Липецкой области, проблем нет».

Что касается цен на средства защиты растений, то, по словам эксперта, российский рынок СЗР является высококонкурентным. На сегодняшний день он представлен более чем 50 игроками, поэтому вопрос о росте цен не актуален. Компания, повышая цену на свою продукцию, просто не сможет конкурировать по этой культуре и препаратам. К тому же загрузка производственных мощностей приведет к снижению удельных затрат на производство, что является основой для стабилизации и даже снижения цен.

«Квотирование может стать неким катализатором и для других сфер экономики. Локализация производств иностранных компаний на территории РФ, увеличение загрузки мощностей российских предприятий, загрузка транспортно-логистических потоков — все это значительно увеличит налоговые поступления в российские бюджеты всех уровней, по нашим прогнозам, минимум в полтора-два раза. Плюс появятся новые рабочие места для россиян с достойной зарплатой, будет расти социальная ответственность бизнеса. Квота лишь ограничивает объем ввоза. Но производить на территории РФ в условиях толлинга, строительства новых заводов, расширения площадей и производственных мощностей никто не препятствует», — подчеркнул специалист.

Как выяснилось, квотирование не будет направлено на продукцию определенных стран. Квотируются только такие направления, как гербициды, фунгициды, инсектициды и т. д. В рамках этих направлений есть определенные препараты, а кому они принадлежат, не имеет значения. Квота будет вводиться по историческому принципу. Если раньше, например, компания завозила 500 тонн, сейчас будет импортировать 250 или 300 тонн. Остальное ляжет на плечи российских производителей. Отказывать иностранным компаниям полностью в поставках никто не собирается.

«Поэтому сельхозтоваропроизводители могут не волноваться. Весь объем, который им необходим, будет предоставлен в том числе за счет высокотехнологических препаратов российских компаний. Мы не ожидаем никаких пустот в части обеспечения СЗР отечественными производителями. Также есть вероятность, что к 2025–2026 году российские компании смогут начать производить и д. в., значительная часть которых пока завозится из-за рубежа. Уже на сегодняшний день отечественные производители заявили о возможности строительства завода по производству семи д. в. на территории РФ. Сейчас этот вопрос тоже рассматривается с точки зрения финансовой и экономической целесообразности. В целом же, хочу еще раз подчерк­нуть, квотирование способно стать катализатором не только по развитию рынка СЗР, но и науки, экономики и сопутствующих отраслей», — подытожил Виктор Григорьев.

ЮЛИЯ ЖИТНИКОВА

Земля и Жизнь, 2003-2021 | Политика конфиденциальности