29 февраля 2024

Технический перебор

Технический перебор

Если в 2022 году главная задача была — переориентировать рынок сельхозтехники с западного на преимущественно отечественное производство, то в 2023 году уже возникла другая проблема. Российские машиностроительные компании нарастили производство, но продавать стало некому. Спрос на сельхозтехнику со стороны аграриев упал в разы. Чего ожидают эксперты от этого рынка в 2024 году, в нашей статье.

Что будет со спросом и ценами

О падении спроса аграриев на сельхозтехнику в 2023 году говорили еще на международной выставке «Югагро», прошедшей в Краснодаре в ноябре прошлого года. Так, директор Петербургского тракторного завода Сергей Серебряков отметил, что производство за последний год увеличили более чем на четверть. Но вот спрос подкачал.

«Мы почти не видим покупок впрок, техника покупается только в случае необходимости. Если в 2022 году аграрии брали, условно, три трактора в руки, то в этом только два. Снижение покупательского спроса ощутили этой весной — сказалось негативное влияние молочного кризиса, снижение цен на зерно, подсолнечник», — рассказал эксперт.

Негативные тенденции на рынке сельхозтехники в 2023 году на фоне низких доходов аграриев отметили и в Росспецмаше.

«Кроме того, в первой половине прошлого года было резко сокращено финансирование «Программы 1432» с 8 до 2 млрд руб. Во многом эти два фактора и привели к сокращению производства и отгрузок российской прицепной и навесной техники на 20–30 %, сельскохозяйственных тракторов — на 7%», — прокомментировали нам в Ассоциации.

Однако со второго полугодия интерес к технике и спрос на нее начали постепенно восстанавливаться. Помог экспорт — например, российские «Кировцы» охотно закупали в Казахстане, подействовали льготные программы, сотрудничество с Росагролизингом. Увеличилось и финансирование «Программы 1432» в рамках плана Минпромторга и Минсельхоза по приобретению сельскохозяйственных тракторов. В итоге отгрузки российских тракторов перестали сокращаться уже летом и продемонстрировали небольшой рост, а в сентябре, октябре и ноябре заводы показали двухзначные темпы роста. Что касается приоритетов выбора, то в 2023 году значительный рост продаж фиксировался в сегменте российских комбайнов. Правда, он был обусловлен низкой базой 2022 года, тогда из-за процесса переориентации на новые комплектующие производство этих сложных машин пришлось приостановить на некоторый срок.

Что касается спроса в 2024 году, большинство экспертов считает, что говорить о всплеске интереса вряд ли придется.

«Я бы не ждал чудес в 2024 году. С точки зрения именно продаж сельхозтехники, думаю, ситуация будет даже похуже, чем в 2023-м. У аграриев денег нет и не предвидится. При этом лизинг, кредиты подорожали, и надо учесть, что вряд ли льготные кредиты будут широко доступны. Придется перетерпеть. Я предполагаю, что мы и следующий 2025 год проживем не очень хорошо в отношении спроса. Сами подумайте, какие драйверы сейчас есть у АПК. Никаких. Да, приоткрылся Китай, будем возить туда мясо, зерно. Это важно для наших прилегающих территорий, которым тяжело возить продукцию в южные порты», — считает председатель правления Ассоциации дилеров сельскохозяйственной техники «АСХОД» Александр Алтынов.

Еще один эксперт по рынку сельхозтехники, пожелавший остаться неизвестным, также не ожидает повышения спроса на сельхозтехнику в 2024 году.

«Как минимум он будет стагнировать, в худшем случае — скорее, падать. Заметного роста я не ожидаю. Будут продолжаться тенденции прошлого года. Определяющий фактор спроса — цены на зерно, инфляция, а также большие переходящие запасы у аграриев, которые давят на рынок. Все это ведет к ослаблению покупательной способности. К тому же и сама техника подорожала. Как говорят многие фермеры, сегодня тот же «Кировец» стал стоить до двух-трех раз больше в зерновом эквиваленте, чем пару лет назад. В результате снижения покупательной способности в прошлом году заводы также скорректировали выпуск продукции в меньшую сторону, хотя изначально ставили более высокие планы», — отметил специалист.

Также эксперты не ожидают существенного толчка цен на новую сельхозтехнику, хотя какие-то попытки поднять стоимость, по крайней мере востребованных позиций, со стороны производителей будут.

«Возможно, цены попробуют повысить на отечественную технику в рамках разрешенных дефляторов. Но насколько рынок это способен принять, большой вопрос. И так не берут машины, могут и совсем перестать. Если же будет какая-то уверенность в стабильном финансировании «Программы 1432» и прочем, тогда, конечно, цены приподнимут, чтобы потом скидкой компенсировать этот скачок. Так уже бывало не раз. Но если будет рулить исключительно рыночная ситуация, то, наверное, цены останутся примерно теми же», — говорит Александр Алтынов.

На сегодняшний день известно, что финансирование «Программы 1432» увеличат на 6 млрд руб. ежегодно в 2024–2025 годах. Об этом сообщили на сайте Госдумы РФ. Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин отметил, что в поправках ко второму чтению о принятии проекта федерального бюджета на 2024 год и на плановый период 2025–2026 годов, работу над которыми депутаты и правительство вели совместно, отражены приоритеты, обозначенные в постановлении ГД в ходе первого чтения. Одним из таких приоритетов является развитие модернизации АПК. «Более 26 млрд руб. на 2024–2026 годы будет направлено дополнительно на комплексное развитие сельских территорий, на 6 млрд руб. ежегодно увеличатся субсидии производителям сельскохозяйственной техники. Важно обеспечить устойчивое развитие села», — подчеркнул Вячеслав Володин.

Кроме того, по мнению Александра Алтынова, Росагролизинг будет играть еще более важную роль. «Хотя они тоже, по моим данным, не ждут взрывного роста. Видят, что есть проблемы у АПК. Людям важно не только получить одобрение на покупку техники, им нужно понимать, с чего они будут расплачиваться. А вот здесь перспективы туманные», — комментирует эксперт.

В самом Росагролизинге ожидания более оптимистичные.

«Наиболее доступным финансовым инструментом приобретения и обновления парка сельхозтехники является лизинг. Так, за девять месяцев 2023 года объем нового бизнеса увеличился на 25 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это подтверждается и нашими результатами. В 2023 году компания перевыполнила план и отгрузила на российские поля 15 тыс. сельхозмашин на общую сумму около 95 млрд руб. Это на 19 % больше, чем годом ранее, и абсолютный рекорд за всю историю АО «Росагролизинг». Рынок турбулентный, однако спрос на технику есть, хоть и носит отложенный характер. Тем не менее мы видим его активность с каждой новой акцией и акционным предложением. По оценкам аналитиков компании, аграрии экономят около 3,5 млн на один договор, которые можно направить на повышение рентабельности производства», — рассказали в компании.

Что касается наиболее востребованных позиций, то наибольший спрос у аграриев, по данным Росагролизинга, по-прежнему вызывает самоходная техника и землеобрабатывающее оборудование — бороны, плуги, посевные агрегаты, самоходные опрыскиватели и разбрасыватели и прочее. «Так происходит потому, что популярность тех или иных позиций на рынке сельхозтехники определяется не трендами, а прежде всего востребованностью среди аграриев», — прокомментировали нашему изданию в Росагролизинге.

Кто и что будет на рынке

Второй момент — об обеспеченности и насыщении российского рынка всеми необходимыми позициями. По мнению Александра Алтынова, парк сельхозтехники до сих пор можно назвать дефицитным. Есть много пробелов в отечественном машиностроении, но выручают поставки из дружественных стран. Так что если не придираться к стране производства, то выбор есть по всем позициям.

Как считает еще один эксперт рынка, по-прежнему с 2022 года остается незакрытым дефицит по тракторам 200+ л. с. с таким же высоким оснащением и функционалом, как у импортных тракторов John Deere, Case IH, CLAAS и др., которые были ранее. «У китайцев тоже есть большие тракторы на 300, 400 л. с., но пока они имеют небольшую популяцию и не могут похвастаться массовым успешным применением. Китайские производители постепенно их дорабатывают под российские условия, ставят функциональную гидравлику и работают над опциональным оснащением. Но пока что реально доступных предложений немного. А вот по тракторам до 200 л. с. дефицита нет. Наоборот, переизбыток, и, наверное, в этом году мы столкнемся с какими-то последствиями, когда дилеры не могут продать технику, она у них стоит на стоке — так же, как переходящие остатки зерна у аграриев еще с 2022 года (ситуация зеркальная). Уверен, что производителям Zoomlion, Lovol, YTO придется корректировать свои планы», — прогнозирует наш эксперт.

На теме активного завоза китайской техники в Россию уже сломано немало копий. Есть и сторонники, есть и противники. Так, в Росспецмаше опасаются, что отечественный рынок техники может просто сменить зависимость с европейской на китайскую.

«Импорт сельхозтехники из Китая в Россию в 2023 году резко вырос. Китайские производители располагают большим арсеналом разнообразных мер господдержки, производить сельхозтехнику там значительно выгоднее. Поэтому китайские компании могут себе позволить реализовывать сельхозтехнику по себестоимости или ниже, чтобы завоевать рынок. И в связи с непростым финансовым положением российские аграрии в этом случае смотрят в первую очередь на цену, а не на вопросы доверия к производителю. Импортируются из Китая в Россию машины как в тех немногих сегментах, где российские производители слабо представлены, так и в нишах, по которым российские заводы готовы полностью удовлетворить имеющийся у аграриев спрос. Если раньше мы были в определенном смысле зависимы в сельхозмашиностроении от Запада, то теперь нельзя исключать, что можем попасть в зависимость от Китая», — комментируют в Ассоциации.

А вот по мнению Александра Алтынова, с Китаем ситуация не совсем однозначная. Далеко не все, что завезли в прошедшие два года, смогли продать. При этом немалая часть импорта занимает те ниши, которые российские производители пока что не могут заполнить собственным продуктом. «Ну нет у нас тракторов по 180 л. с., остается Китай. Такую технику будут брать, так как нет особых альтернатив», — говорит представитель АСХОД.

Главный вопрос — это постпродажное обслуживание. Об этом на «Югагро», в частности, говорил министр сельского хозяйства Краснодарского края Федор Дерека: «Ничего не имею против китайской техники, но отношение к ней неоднозначное, как и к другим зарубежным машинам. Если сломается, то где и чем ремонтировать их в сложившихся условиях? Учитывая резко выросшую цену на импортное оборудование, такие покупки сегодня — довольно рискованное дело».

История с постпродажным обслуживанием иностранных машин пока что действительно непростая. Модельный ряд будет расширяться, ранее купленная техника начнет устаревать, встанет вопрос с сервисным обслуживанием и поставкой запчастей. Сейчас этот вопрос еще не решен и пока особых подвижек в этом направлении не имеется. А ведь речь идет не только об иностранной технике, наши российские машины тоже имеют зарубежные компоненты, многие из которых в течение 2022–2023 годов перелицевали на китайские. Также возникает вопрос по гарантиям на эти детали.

«На заводах говорят, что в Китае совсем другая практика по гарантийным случаям. Встает вопрос: как это будет у нас, должен ли завод говорить, что гарантия на тот или иной узел есть? А может, стоит честно сказать, что китайцы на эту деталь не дают гарантий, и мы тоже. Непростые вопросы», — говорит Александр Алтынов.

При этом российское производство сельхозтехники также набирает обороты, несмотря на колебания спроса. «С 2013 по 2022 год инвестиции российских заводов в развитие производства наряду с реализацией «Программы 1432» позволили добиться впечатляющих результатов. Выпуск сельхозтракторов в России за этот период в количественном выражении вырос более чем в 20 раз, опрыскивателей — более чем в пять раз, плугов и борон — более чем в два раза, зерноуборочных комбайнов — более чем на 60 %. Если в 2013 году один из активных участников этой программы — Петербургский тракторный завод — производил сотни тракторов, то в 2022 году уже выпустил порядка 4,3 тыс. машин», — отметили в Росспецмаше.

В наступившем году гиганты машиностроения продолжают развивать производство. Вот лишь несколько примеров. Ростсельмаш в Ростовской области поэтапно запускает новый завод по производству трансмиссий. В Таганроге компания запустила завод малой сельхозтехники. На финальном этапе находится строительство тракторного завода, открытие планируется в первом квартале этого года. Компания строит новый уникальный испытательный полигон. Компания «Пегас-Агро» в Самарской области открыла новый завод, который поможет увеличить объемы производства в 2,5 раза. Рубцовский завод запасных частей в Алтайском крае запустил новое литейное производство высокой степени автоматизации. Компания Koblik Group из Воронежской области ввела в эксплуатацию новый сборочный цех, который позволит нарастить выпуск зерносушилок, сепараторов и прочих агрегатов для сельского хозяйства на 40 %. Реализуется проект по созданию производства прицепов и зерноперегрузчиков, инвестиции в который превышают 1,7 млрд руб. Запуск планируется в 2024 году. Также компания приступает к строительству нового производства систем орошения и ирригации, его планируется открыть уже в 2024 году. Объем финансирования составит около 1,2 млрд руб. Компания «Лилиани» из Ростовской области реализовала проект по технологическому перевооружению и увеличению мощности производства техники для аграриев в три-четыре раза. Сейчас строит завод по выпуску бункеров-перегрузчиков мощностью 2,5 тыс. единиц в год. Инвестиции составляют 1,3 млрд руб., запуск планируется на 2025 год.

«Только за последние пять лет инвестиции в модернизацию и развитие производства превысили 20 млрд руб. И этот процесс с каждым годом набирает новые обороты», — говорят в Росспецмаше.

Наращивают производство и белорусские заводы, техника которых у нас давно приравнивается к отечественной. Так, Гомсельмаш объявил о планах выпустить 3,5 тыс. единиц самоходной техники в 2024 году. Кроме того, завод проводит модернизацию, на которую планируется направить более 130 млн долларов.

Планы грандиозные, правда, по мнению представителя АСХОД, построить и модернизировать цеха — это одно дело. Но вот как будет идти производство самих новых продуктов, насколько они окажутся доступными в ценовой категории и конкурентоспособными, покажет время. В наступившем году, считает Александр Алтынов, аграрии вряд ли увидят очень много новых российских машин.

Тем не менее многие эксперты считают, что наступивший период может оказаться сильным драйвером для развития отечественного машиностроения.

«Если в 2022 году у производителей сельскохозяйственной техники в России были сложности, то в 2023-м мы увидели другую ситуацию, связанную с тем, что машиностроители разобрались с цепочками поставок комплектующих. По некоторым номенклатурам мы действительно наблюдаем рост производства. В частности, речь идет о комбайнах. Конечно же, нельзя забывать, что в прошлом году была невысокая база, но тем не менее рост присутствует. В целом уход иностранных поставщиков — это очень хороший повод для того, чтобы развивать отечественное оборудование. Мы сейчас видим и горячо приветствуем тенденцию роста оте­чественного производства. Большую часть потребности аграриев отечественные и белорусские машиностроители закрывают. По нашим оценкам, в 2024 году этот тренд сохранится», — прокомментировали в Росагролизинге.

На сегодняшний день доля российской и белорусской техники в поставках Росагролизинга по-прежнему занимает около 90 %. «Вместе с этим мы смотрим на рынок сельхозмашин и видим, что техника дружественных стран интересна нашим аграриям и стала пользоваться спросом среди них. Наиболее заметно проникновение на российский рынок именно китайских сельхозмашин, при этом доля российской техники традиционно остается высокой. По оценкам наших аналитиков, поставки китайской техники выросли в несколько раз, их доля по России составляет 5 %. Китай производит широчайшую линейку сельхозтехники, в том числе технику для узкоспециализированных отраслей. Пока в России нет своего производства некоторых узких сегментов машин, но сохраняется высокая потребность, китайские производители временно способны закрывать эту потребность», — отметили в компании.

Что станет драйвером машиностроения

Впрочем, главным драйвером развития рынка сельхозтехники на 2024 год по-прежнему будет финансовое положение аграриев. Судя по многочисленным соцопросам, которые проводят профильные фермерские объединения и независимые блогеры, закупать новую технику в наступившем году сельхозтоваропроизводители не спешат. Многие просто ремонтируют старую, надеясь, что она прослужит еще сезон. Хотя, конечно, есть и те, кто планирует существенное обновление автопарка. Речь идет об агрохолдингах. Например, как сообщили в пресс-службе «Агрокомплекса» им. Н. И. Ткачева, в 2023 году на приобретение более 500 единиц сельскохозяйственной техники и автотранспорта там направили 3,8 млрд руб. А в 2024 году компания продолжит обновление машинно-тракторного парка сельхозпредприятий и планирует закупить порядка 600 единиц техники. Но по фермерским хозяйствам ситуация не столь радужная.

«Думаю, в этом сезоне вряд ли стоит ожидать существенного увеличения спроса на технику со стороны фермеров. В основном будут ремонтировать старые машины. Но при этом есть тенденция повышения интереса к китайской технике до 150 л. с., а вот по энергоемкой технике 300+ л. с. Ростсельмаш и «Кировца» мы пока не видим сильного прироста в покупках относительно прошлого года. Но в течение сезона ситуация может меняться. Сейчас пока непонятно, как будет складываться конъюнктура рынка сельхозпродукции, сколько будут стоить зерновые, будет ли возможность закупать технику. В настоящее время фермеры находятся в ожидании, поэтому прогнозировать на весь год сложно. Но думаю, что тенденция повышения спроса на менее мощную китайскую технику и ее доля на российском рынке будут расти. Это происходит в том числе благодаря постепенному решению вопроса с постпродажным сервисом. Дилеры развиваются, набирают определенные компетенции в обслуживании этой техники. Так что, скорее всего, маломощная китайская техника будет расти в продажах», — считает исполнительный директор Ассоциации «Народный фермер» Станислав Санкеев.

В Росспецмаше, в свою очередь, считают: чтобы дать возможность зарабатывать сельхозтоваропроизводителям и своевременно обновлять парк техники, необходимо отменить экспортные пошлины на зерно, гарантировать минимальные цены на сельхозпродукцию на внутреннем рынке, увеличить объемы страхования урожая при условии снижения страховых премий, увеличить объемы льготных перевозок сельхозпродукции.

«Аграриям и промышленникам важно дать доступ к льготному кредитованию под 0–1 %. Есть необходимость в увеличении финансирования постановления правительства 1432 до 20 млрд руб. в год. Прошлый год вновь продемонстрировал, что «Программа 1432» является фундаментальным механизмом для успешного процесса модернизации АПК. Снижение ее финансирования практически сразу же приводит к сокращению возможностей аграриев приобретать новую сельхозтехнику, ведь скидки на сельхозтехнику можно использовать одновременно вместе с льготным лизингом или льготными кредитами. Такое объединение мер поддержки позволяет существенно снизить финансовую нагрузку на аграриев», — отмечают в Росспецмаше.

ЮЛИЯ ЖИТНИКОВА

Земля и Жизнь, 2003-2021 | Политика конфиденциальности