08 августа 2023

Ушла и не вернется?

Ушла и не вернется?

В июле Россия официально вышла из зерновой сделки*. В последующие недели последовали обращения и призывы со стороны Запада в лице ООН, Турции и Китая возобновить ее действие. Тема зерновой сделки стала одной из ключевых на саммите Россия – Африка, прошедшем в конце июля. Стоит ли ждать ее восстановления, разбираемся с нашими экспертами.

Зерно пошло не туда

В понедельник 17 июля пресс-­секретарь Президента РФ Дмитрий Песков заявил, что зерновая сделка остановлена. Поводом послужило то, что договоренности в отношении России так и не были выполнены. Предлагающиеся половинчатые решения проблем вроде переподключения «дочки» Россельхозбанка к SWIFT нашу страну не устроили. Тем более что по остальным вопросам и вовсе не звучало никаких приемлемых вариантов.

На саммите Россия – Африка тема зерновой сделки снова всплыла, породив надежды у некоторых западных экспертов на ее восстановление. Ведь по официальной версии сторонников продления сделки позиция России якобы обрекает бедные страны Африки на голодную смерть.

«… данная сделка, которую на Западе публично представляли как проявление своей заботы и благо для Африки, по факту была беззастенчиво использована исключительно для обогащения крупного американского и европейского бизнеса, вывозившего и перепродававшего зерно с Украины», — написал в своей статье «Россия и Африка: объединяя усилия для мира, прогресса и успешного будущего» Владимир Путин (статья опубликована на официальном сайте Кремля).

По словам Президента, почти за год в рамках сделки с Украины было экспортировано в общей сложности 32,8 млн тонн грузов. Но из них более 70 % поступило в страны с высоким и выше среднего уровнями доходов, включая Евросоюз. На долю таких стран, как Эфиопия, Судан и Сомали, а также Йемен и Афганистан, пришлось менее 3 % от общего объема — меньше 1 млн тонн. При этом Россия, несмотря на все санкции в отношении своего экспорта, продолжает поставлять продовольствие в страны Африки, как на договорной основе, так и безвозмездно, в качестве гуманитарной помощи, в том числе по линии Продовольственной программы ООН. В 2022 году Россия экспортировала в Африку 11,5 млн тонн зерновых, а за первые шесть месяцев текущего года — еще почти 10 млн тонн. РФ продолжит это делать и дальше. На саммите Владимир Путин заверил гостей, что Россия сможет заместить украинское зерно как на коммерческой, так и на безвозмездной основе. Последнее касается наиболее нуждающихся стран Африки. Так, в ближайшие три-четыре месяца Россия готова бесплатно предоставить Буркина-Фасо, Зимбабве, Мали, Сомали, ЦАР и Эритрее по 25–50 тыс. тонн зерна. Учитывая огромные переходящие запасы с прошлого сезона и ожидания на хороший урожай в этом году, это вполне возможно.

Возить не перевозить

При этом некоторые эксперты отмечают смягчение России по зерновой сделке. Если западные специалисты однозначно говорят о выходе РФ, то с нашей стороны сообщается, что она приостановлена. И к ней можно вернуться при выполнении договоренностей в отношении России. Правда, большой вопрос, нужно ли это нам.

«Отказ от продления Черноморской зерновой инициативы стал приятным сюрпризом. С одной стороны, это было ожидаемо, так как российское руководство неоднократно высказывало недовольство тем, что по отношению к России обязательства не выполняются, но с другой стороны, при всех своих претензиях руководство РФ зерновую сделку исправно продлевало. Видимо, решили поговорить по-плохому и вышли из ЧЗИ. Затем были удары по украинской портовой инфраструктуре, из-за которых украинский экспорт зерна морем, если не станет невозможным технически, точно будет существенно сокращен. Вывозить же зерно иным транспортом, чем морем, гораздо сложнее и проблематичнее, но возможно.

Тем не менее руководство России не оставляет попыток договориться с «западными парт­нерами», поэтому диалог будет продолжен, тем более что Россия уже заявила об условиях возврата к зерновой сделке. Так что переговоры, скорее всего, ведутся. Нужно ли России возвращаться к зерновой сделке, вопрос дискуссионный. С одной стороны, зерновой коридор в Черном море использовался для атак на российские корабли и российские объекты. К тому же поговаривают о том, что шедшие в украинские порты корабли могли перевозить военные грузы. То есть с военной точки зрения эта сделка нам совершенно не нужна. Но с другой стороны, из-за санкций наши экспортеры вынуждены переплачивать и идти на дисконты, а заместить морской экспорт какими-то другими каналами просто невозможно: Россия экспортирует за сезон десятки миллионов тонн зерна, а, например, распиаренный сухопутный зерновой коридор с Китаем способен пропустить лишь 8 млн тонн в год. У нас нет выбора, кроме как вывозить зерно морем, поэтому на какие-то компромиссы придется пойти. Мы, конечно, могли бы ни с кем не договариваться, вот только для этого пришлось бы иметь собственную финансовую инфраструктуру внешней торговли и представительный собственный торговый флот, а с этим могут быть возможные проблемы», — считает экономист Роман Иноземцев.

Генеральный директор «ПроЗерно» Владимир Петриченко уверен, что возвращаться в зерновую сделку России не нужно.

«Волнения Запада и Украины по этому поводу нас не должны беспокоить, они наши враги. Так что эта история, надеюсь, закончилась. Да, зерновую сделку продлевали несколько раз, несмотря на нарушение договоренностей со стороны Запада. Это были политические решения, их нет смысла обсуждать. А вот с экономической точки зрения выход из зерновой сделки ведет к повышению рентабельности российского экспорта. Мировые цены уже реагируют на прекращение ЧЗИ определенным ростом. О суперсильном росте говорить не приходится, скорее об их восстановлении, так как до этого цены упали слишком низко», — говорит эксперт.

Фактически вопреки действию зерновой сделки, по мнению Владимира Петриченко, Россия смогла экспортировать рекордный объем зерновых в прошедшем сезоне. Но эксперт считает, что если бы РФ вышла раньше из ЧЗИ, то экспортировали бы еще больше. Рекордные переходящие запасы говорят о том, что экспортный потенциал реализован не полностью.

«В новом сезоне тоже ожидаем большой объем экспорта. Все предпосылки к этому имеются. Нам нужно вывезти большие объемы прошлогоднего зерна в преддверии сбора нового (который уже идет). Рекорда в этом сезоне, считаю, не будет, рассчитываем на получение примерно 130 млн тонн зерновых. И это тоже очень большой объем. Так что экспортный потенциал не сокращается, а только растет», — говорит директор «ПроЗерно».

Сделка как прикрытие

Директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при Правительстве РФ, доктор экономических наук Алексей Зубец также считает возвращение к сделке маловероятным событием. В ближайшее время точно.

«Наверное, Россия при определенных обстоятельствах была бы готова вернуться в эту сделку, но выяснилось, что по этому безо­пасному морскому коридору, по которому шли корабли с зерном, на других судах совершенно спокойно перевозили оружие. Эти суда к тому же еще и разгружались в тех же самых портах, через которые проходило зерно. То есть сделка стала прикрытием для поставок оружия. С учетом того, что главная задача России — достижение целей СВО, поддержание подобного канала поставок оружия на Украину невозможно, даже если Запад пойдет навстречу по условиям зерновой сделки. Но западные страны и не собираются делать каких-то шагов в нашу сторону. Идет отрицание по всем пунктам договоренностей в отношении нашей страны. Мы не видим продвижений по SWIFT для Россельхозбанка, нет никаких подвижек в части поставок запчастей для сельхозтехники, то же самое касается фрахта, страховки и пр. Но переговоры некие все равно ведутся. Есть представители от ООН, от коллективного Запада, который действует через ООН для переговоров с Россией. Но пока никаких результатов нет. В этих условиях продление сделки невозможно, тем более что для России сейчас все-таки намного важнее вывести из строя Южно-Украинскую портовую инфраструктуру, через которую шли поставки оружия. Так что в ближайшее время никакой сделки не будет», — считает Алексей Зубец.

По словам эксперта, на российском экспорте выход из сделки никак не отразится. Премьер-министр Михаил Мишустин удачно съездил в Китай, договорился о зерновом коридоре. «Это государство купит все, что мы произведем, и еще добавки попросит. Китай — крупнейший в мире покупатель зерна, да и вообще всей сельхозпродукции, которую покупает на десятки миллиардов долларов в год», — отмечает экономист.

Продолжатся поставки и в Африку. Египет, Нигерия, ряд других стран — это крупные покупатели российского зерна. Наряду с ними будут идти и гуманитарные партии в самые бедные государства, где действительно есть проблемы с продовольствием, — Судан, Эфиопия и др. «Но это в любом случае будет небольшая доля от общих поставок. Африка платежеспособна и за зерно может платить. Никто бесплатно в ту же самую Нигерию, которая продает много нефти, не будет поставлять зерно. Могут появиться какие-то скидки, не более того», — говорит специалист.

«Конечно, и Украина все равно будет пытаться вывозить зерно. Сейчас рассматриваются другие коридоры. Но пропускная способность иного пути намного ниже и, самое главное, дороже. Чтобы экспортировать это зерно через порты Балтики, необходимо по железной дороге перевезти груз через несколько стран. Это дорого и сложно технически. Поэтому каких-то прорывных историй, связанных с развитием украинского экспорта по железной дороге, не будет. Да, есть еще порты Дуная. Но удары по дунайским портам в июле привели к тому, что экспорт через них тоже сократится и вообще сведется к нулю», — комментирует Алексей Зубец.

ЮЛИЯ ЖИТНИКОВА

Земля и Жизнь, 2003-2021 | Политика конфиденциальности