Генеральная Ассамблея ООН объявила 2024 год Международным годом верблюдовых, Монголия предложила создать Всемирную ассоциацию двугорбых верблюдов, в Дагестане начинают возрождать разведение верблюдов — международные и отечественные паблики с интересом обсуждают проблемы верблюдоводства. Для одних стран эта отрасль старейшая и традиционная, для других, в том числе и России, скорее экзотика. В настоящее время мировое поголовье верблюдов составляет порядка 2 млн голов.
Интерес России к разведению верблюдов обозначила международная научно-практическая конференция «Современное состояние и перспективы развития верблюдоводства в России и странах СНГ», которая при поддержке Представительства Программы ООН (ЮНЕП) в России и техническом содействии отделений ФАО для связи с РФ состоялась в конце октября в столице Дагестана — Махачкале. Организаторами встречи выступили МСХА им. К. А. Тимирязева и Федеральный аграрный научный центр Республики Дагестан. В работе конференции участвовали академик РАН Н. Ниматулаев, профессор Ю. Юлдашбаев, президент Ассоциации верблюдоводов РФ Б. Гаряев. Эксперты и аналитики отрасли обсудили текущее состояние, проблемы и перспективы развития верблюдоводства в России, а также приняли ряд документов, направленных на создание условий для возрождения отрасли.
В частности, было отмечено, что на протяжении многих лет численность верблюдов в стране снижается. В 2024 году их насчитывается всего 5–7 тыс. голов, тогда как 10 лет назад этот показатель был в пять раз больше. Участники конференции побывали на Сулакской верблюжьей ферме, которая появилась в Дагестане пять лет назад. В настоящее время поголовье составляет 140 особей.
Сегодня в России всего несколько регионов, где разводят верблюдов. Большая их часть находится в Астраханской области, около тысячи — в Калмыкии, остальные — в животноводческих хозяйствах Ростовской области, Ставропольского края, Татарстана, Алтайского края, Забайкалья, Бурятии и Челябинской области. В РФ разводят пять пород этих животных: одногорбые верблюды — арвана и двугорбые — калмыцкая, астраханская, казахская и монгольская породы. Среди них эксперты особо выделяют калмыцкую, именно ее представители дают наиболее ценные шерсть, мясо и молоко. На протяжении нескольких последних лет в республике занялись восстановлением породы, популяция растет на племзаводе «Кировский» Яшкульского района. Вес самца калмыцкой породы может достигать тонны, самки — около 700 кг, а новорожденный детеныш весит в среднем 35 кг. Живут эти верблюды около 35 лет, а «внуков» имеют уже в 25 лет.
Данные имперского ветеринарного управления МВД России свидетельствуют о том, что в 1882 году в Российской империи насчитывалось 1,21 млн голов верблюдов. К 1916 году их стало 1,41 млн. В 1920 году, уже в СССР, верблюдов стало меньше на 52,5 % — около 700 тыс. голов. Голод 1921 года добил отрасль окончательно. Верблюдов в молодой советской республике осталось всего 400 тыс.
Возрождение верблюдоводства началось в 1922 году с принятием НЭПа. В 1928 году их численность возросла до 1,8 млн голов, из которых 1,2 млн содержалось в Казахстане. Коллективизация опять верблюдов подкосила. С 1929 по 1932 год поголовье снизилось до 1,69 млн, в том числе в Казахстане — до 987,5 тыс. голов.
К началу Великой Отечественной войны верблюдов в СССР было 304,8 тыс., в том числе в Казахстане — 106,4 тыс. голов. С 1964 по 1993 год прошлого столетия ежегодный прирост поголовья верблюдов в стране составлял 7 %. До 1993 года верблюдоводческая отрасль СССР ежегодно давала в среднем молока 4,3 тыс. тонн, мяса — 5,3 тыс. тонн и шерсти — 713,8 тонн.
Кроме Казахстана «верблюжьими» регионами были Калмыкия, Тува, Астраханская, Волгоградская и Читинская области. Подавляющее большинство верблюдов, содержавшихся в социалистических хозяйствах, принадлежали к породе двугорбых — бактрианов. Они отлично адаптировались к засушливому лету, а благодаря своей густой шерсти не страдали и во время морозных зим. Таковых было 44 %.
Одногорбых дромедаров было немногим меньше — порядка 34 % от общего поголовья. Они более требовательны к условиям содержания, животным нужен максимально засушливый климат, поскольку их шерстяной покров весьма небогат и не согреет даже в прохладную погоду. Третья порода верблюдов, культивировавшихся в СССР, — метисы первых двух — нары. Их насчитывалось 22 % от общего поголовья.
С развалом СССР рухнуло и верблюдоводство. Сельскохозяйственная перепись 2016 года на фермах новой России насчитала их порядка 6 тыс. голов. Большую часть удалось сохранить в Астраханской области — чуть более 4 тыс., в Калмыкии содержалось 1,1 тыс., в Алтайском крае — около 500, в Забайкалье — более 300 животных. И совсем понемногу — в Челябинской и Ростовской областях, Ставропольском крае, Татарстане и Бурятии.
Сегодня в Астраханской области по-прежнему самое большое поголовье двугорбых верблюдов-бактрианов. Они и самые редкие, и самые крупные, и самые загадочные. Фермеры, которые занимаются их разведением, говорят о том, что эти животные, как кошки, свободолюбивы и капризны. Если самка бактриана беременна, то для нее важно все — и погода, и корм, и манера общения, а если верблюду что-то не понравилось — запах, резкое движение, громкий крик — может запросто окатить слюной. Найти с ними общий язык не так-то и просто. Но если кошка гуляет сама по себе, то бактрианы живут стадом, в каждом из которых порядка 100 особей.
По итогам сельхозпереписи 2021 года в России было 5,538 тыс. верблюдов. В Астраханской области в 2022 году насчитывалось 3,374 тыс. голов, в 2023-м — 3,191 тыс., в 2024 году, несмотря на то, что Росстат данных пока не опубликовал, местный Минсельхоз насчитал их 3,5 тыс. голов.
Разведением бактрианов в Астраханской области официально занимаются два хозяйства — УМСХП «Аксарайский» — 2,1 тыс. голов и СПК Племсовхоз «Родина». Ферма для верблюдов — это не просто скотный двор со стойлами, как у коров. Специалисты именуют их «верблюдоводческими точками», таких в «Аксарайском» 20. Одна «точка» — это пять – семь голов и около 10 соток земли.
Все животные содержатся в естественных степных условиях. Стадо состоит из животных разных возрастов, которые используются для разных целей. Это и ремонтный молодняк, и самки, и производители, и мерины, которых задействуют на вьючной транспортировке.
Определенной госпрограммы по поддержке верблюдоводства в России пока нет, но помощь хозяйствам все же оказывается. Ежегодно «Аксарайский» получает порядка 5 млн бюджетных средств в обмен на обязательство увеличить поголовье и сохранить стадо. В 2023 году на ферме родились 400 верблюжат.
Пробуют свои силы в верблюдоводстве и мелкие фермеры, но корабли пустыни настолько требовательны к условиям содержания, что даже их неприхотливость к еде и воде не становится главным фактором успеха. Как свидетельствуют расчеты экономистов, расходы на содержание одного верблюда не превышают расходов на содержание одной особи крупного рогатого скота. Разве что воды одногорбые и двугорбые выпьют больше — порядка 12 ведер.
Одна из сложностей разведения верблюдов, как отмечают практики, — медленное увеличение поголовья. Самка приносит приплод один раз в два года, и только одного верблюжонка. Половозрелость у самки наступает в четыре года, реже, при хорошем уходе и кормлении, — в три, детеныша она вынашивает 13 месяцев.
Для выпаса верблюдам требуется обширная территория. На одного — порядка 10–12 га, ареал выпаса одного стада порой достигает 40 км. Верблюд должен двигаться постоянно, потому что только в движении животное достигает максимального веса. В отличие от коровы, в стойле верблюд будет терять и в весе, и во внешнем виде. Потому движение для верблюда — это, без преувеличения, жизнь.
Астраханские верблюды — это гордость породы. Для того чтобы сохранить ее чистоту, каждый год самцов перемещают из одного стада в другое, а зачастую перевозят и в другие регионы для того, чтобы они и там дали потомство.
Уникальна и порода калмыцких бактрианов, утверждают эксперты, причем начиная со своего происхождения. Основой породы стали те животные, которые выжили и адаптировались к новым условиям во времена кочевки калмыцких племен к низовьям Волги в XVII веке. Произошла так называемая народная селекция. И только через несколько веков улучшением породы начали заниматься на научной основе. Работа селекционеров продолжается и сегодня на племзаводе «Кировский». На многопрофильном предприятии ведется селекционно-племенная работа с поголовьем овец калмыцкой и грозненской пород, крупного рогатого скота калмыцкой породы, лошадей разных пород и верблюдов — самой крупной в мире породы калмыцкий бактриан.
Верблюд — животное экономически многогранное. Одна «верблюдоводческая точка» обеспечивает сразу несколько источников дохода. Во-первых, это ценная, очень теплая шерсть. Двугорбый бактриан за одну стрижку дает 7–10 кг шерсти, одногорбый дромедар — 3–4 кг. Свою ценность имеет и шерсть, выпавшая при линьке. Неизменным спросом на рынке пользуются одеяла, подушки и предметы гардероба, выполненные из верблюжьей шерсти, но говорить о ее промышленном производстве в России пока преждевременно.
Есть спрос и на мясо верблюда, именно от него и зависит то, сколько животных ежегодно идет на бойню. В отечественных ресторанах это экзотическое блюдо стоит от 400 до 700 руб. за 1 кг. При высокой доле протеина мясо верблюда содержит мало холестерина и жиров, богато витаминами и минералами, что делает его диетическим. Верблюжатина полезна больным в послеоперационном периоде и страдающим анемией, а также ослабленным детям. Оно усиливает процессы роста, улучшает пищеварение и состояние нервной системы, регулирует содержание сахара, повышает иммунитет и защитные функции организма.
Диетическим и деликатесным продуктом считается и верблюжье молоко, но его животное дает немного. От верблюдицы дромедара в год можно получить до 3 тыс. литров.
Татьяна Симагина