13 марта 2023

Вернуть заброшенное

Вернуть заброшенное

В ушедшем 2022 году в России начала реализовываться госпрограмма эффективного вовлечения в оборот земель сельхозназначения и развития мелиоративного комплекса. Данный документ поставил перед специалистами вполне конкретную цель: в ближайшие восемь лет вовлечь в оборот максимальные площади ныне не работающих сельхозугодий.

Премьер-министр страны Михаил Мишустин заявил, что программа затронет 13 млн га земель сельхозназначения. В 2022 году на ее реализацию было направлено 25 млрд руб., а в 2023 году в бюджет заложили уже 38 млрд. Но все ли земли рентабельно возвращать в оборот и сколько их на сегодняшний день в России?

Долгая дорога в поле

Вопрос о возвращении в оборот заброшенных сельхозземель поднимался на заседании Госсовета еще в 2019 году, и он стал одним из ключевых в перечне поручений Президента по его итогам. Правительству было дано задание упростить процедуру возвращения в оборот угодий, находящихся в долевой собственности, и закрепить ее законодательно. Но главное — разработать госпрограмму, которая заработала в уже ушедшем году.

Тогда в ее обсуждение ак­­тивно включились регионы. Например, Брянская область заявила, что введет в оборот все заброшенные земли за два года, Ивановская разработала региональный закон о возвращении фермерам заброшенных земель бесплатно.

Посчитать бесхозные земли последний раз в России пытались в 2010 году. Но точной информации не было долгое время. Спустя почти десять лет Росреестр объявил, что за организациями и гражданами числится более 193 млн га сельхозугодий, а всего их в стране 222 млн га. Неиспользуемых по самым простым подсчетам выходило почти 100 млн га.

Между экспертами разгорелось немало споров о том, насколько необходимо возвращать в оборот все заброшенные сельхозугодья. Например, директор по аграрной политике НИУ ВШЭ Евгения Серова говорила о том, что выведение из оборота части земель — это естественный экономический процесс, и, если земля не используется, значит, она не востребована в настоящее время. В советское время стремились распахать все вплоть до Полярного круга, а с приходом рыночной экономики использование многих таких земель оказалось невыгодным, считает эксперт. К появлению заброшенных сельхозугодий привел и технический прогресс: новые технологии позволили выращивать больший объем продукции на меньшей площади. Кроме этого Евгения Серова предупреждала коллег и о том, что массовое возвращение в оборот сельхозугодий будет иметь неизбежные последствия для экологии, такие как резкий разовый выброс СО₂. Обозначились и другие проблемы: низкая доступность кредитов для малых форм хозяйствования и их слабая законодательная защищенность, недобросовестность ряда собственников сельхозземель. По окончании заседания Госсовета вынесли вердикт: для того, чтобы вернуть земли сельхозназначения в оборот, необходимо активно поддерживать малый бизнес в АПК, поскольку именно от него зависит устойчивое развитие сельского хозяйства в целом.

Что имеем — сохраним?

По данным Гринпис, в 2022 году в России насчитывалось 76 млн га заброшенных сельхозземель — большинство из них зарастает лесом. Рослесинфорг сообщает, что с 2010 года территория российских лесов увеличилась на 4,3 млн га. И если еще несколько лет назад говорилось о кризисе невосполнимого сокращения лесов, то сегодня он явно миновал. Актуальная площадь российских лесов составляет более 1 млрд га, а на каждого жителя страны приходится около 5 га леса. Основная причина увеличения площадей леса, по мнению экспертов, заключается именно в том, что им зарастают бывшие сельхозугодья. Большая часть таких лесов в настоящее время не имеет никакого правового статуса, а земли попадают под критерий их нецелевого использования. Нецелевое использование, в свою очередь, — это огромные штрафы для владельцев: 50 тыс. для физлиц и до 700 для юридических. Чтобы их избежать, зачастую заросшие лесом сельхозугодья попросту поджигают… Вопрос же с лесным фермерством в России имеет очень долгую историю и до сих пор окончательно не решен.

Везде свои нюансы

Регионы, где сельское хозяйство высокопродуктивно, похвастаться зарастающими сельхоз­угодьями не могут. Их переизбыток — в тех частях страны, где развитие АПК наименее рентабельно. Похожий процесс уже наблюдался в СССР в 60-х годах, когда колхозникам было разрешено получать паспорта и они массово уезжали в города. Тогда лесистость европейской части страны увеличилась на 20 %. По данным за 2019 год, больше всего заброшенных сельхозземель было в Башкирии — 4,2 млн га. Это треть всего региона.

В республиканском Минсельхозе эту информацию объяснили тем, что в Башкирии очень много лесов. Например, Белорецкий район — самый большой по площади, а к использованию в целях выращивания сельхозпродукции там пригодно менее тысячи га. Та же ситуация в Бурзянском районе. В советское время была задача поднять целину, леса выкорчевывали, а сегодня они заняли свое изначальное место. Заброшенные сельхозугодья есть и на северо-востоке республики, но там плохие погодные условия и почва, которая годится только под посадку кормовых культур.

Однако уже в 2021 году Минсельхоз Башкирии заявил, что к 2024 году в республике введут в оборот более 90 тыс. га неиспользуемых сельхозземель. Вице-премьер Республики Башкирия докладывал Правительству о том, что за последние пять лет в регионе вовлечено в севооборот 107,3 тыс. га пашни. В то же время в связи с расширением территорий населенных пунктов и переводом их в другие категории, в первую очередь промышленного назначения, уменьшение площадей составило более 50 тыс. га.

Вслед за Башкирией по объ­­ему заброшенных сельхоз­угодий, согласно информации Гринпис, следовали Тверская, Новосибирская, Смоленская, Кировская и Нижегородская области, Татарстан, Алтайский и Пермский край, Курганская область. Плодородные земли зарастали и в Верхнем Поволжье — в ЛПХ региона перестали заниматься не то что крупным рогатым скотом, но даже овцами и козами. Пастбища кратно сокращались, а плодородные почвы принадлежали неизвестно кому.

В каждом регионе свои нюансы. Так, еще в 2016 году проблему неиспользуемых плодородных земель пытались решить парламентарии Нижегородской области, предложив бесплатно отдавать заброшенные сельхозземли фермерам для ведения ЛПХ или КФХ на срок более шести лет. В то время в регионе насчитывалось более 500 тыс. га неиспользуемых земель или около 17 % от общего числа. Причина их появления крылась в 90-х, когда земли массово выкупались у сельхозпредприятий или у частных лиц для перепродажи. Когда же спрос на них упал, угодья стали пустовать. К 2021 году ситуация практически не изменилась. Нижегородская областная телерадиокомпания обнародовала информацию о том, что из почти 3 млн га земель сельхозназначения в области более полумиллиона находится в стадии зарастания. Нижегородские парламентарии подготовили обращение к российскому министру сельского хозяйства Дмитрию Патрушеву с просьбой поддержать региональную программу помощи тем, кто готов возрождать заброшенные земли.

Медленно, но верно

Несмотря на множество проблем, за последние три года решение вопроса все же сдвинулось с мертвой точки. В 2022 году в России вернули в оборот почти 79 тыс. га заброшенных сельхозземель в 62 регионах страны, заявила вице-премьер Виктория Абрамченко. 15 тыс. из них — для выращивания зерновых и масличных культур. Строительство 15 мелиоративных сооружений позволило сохранить 35 тыс. га плодородных земель в семи регионах, а их расчистка — защитить от затопления более 200 тыс. га сельхозземель. Всего же за 2022 год сохранено и возвращено в оборот порядка 400 тыс. га земель сельхозугодий. Все это даст возможность увеличить производство продукции АПК в новом году на 2 млн тонн.

Одно из направлений госпрограммы эффективного вовлечения в оборот земель сельхозназначения и развития мелиоративного комплекса — возвращение плодородных земель под конкретные аграрные проекты. В минувшем году в оборот вернулось более 15 тыс. га, которые получили КФХ в девяти регионах страны. «Сформированы и готовы к дальнейшему предоставлению аграриям земельные участки общей площадью около 81 тыс. га в 22 регионах страны», — заявила вице-премьер Виктория Абрамченко.

В настоящее время Госдума рассматривает еще несколько законодательных инициатив. Одна из них — о легальной передаче в аренду невостребованных земельных долей, через два года они будут признаны муниципальной собственностью. Процесс возвращения в оборот заброшенных сельхозугодий будет ускорен и позволит вернуть в рабочее состояние более 11 млн га.

В 2022 году российские за­­­конодатели приняли нормы, благодаря которым изымать заброшенные сельхозугодья у недобросовестных собственников будет намного проще. В частности, они попытались устранить в законе те недочеты, которые позволяли уходить недобросовестным владельцам от ответственности за неиспользование участков. Прежде всего это исключение возможности перепродажи таких участков. Министерство сельского хозяйства поясняет, что речь идет об участках, которые, например, заросли кустарниками или последние три года пустуют. По данным Россельхознадзора, за 2020–2021 годы было выявлено 11,7 тыс. земельных участков, которые не используются по назначению или используются с нарушением требований земельного законодательства РФ.

Татьяна Симагина

Земля и Жизнь, 2003-2021 | Политика конфиденциальности