Винные дни в Краснодаре

Винные дни в Краснодаре

Более 60 компаний – производителей винодельческой продукции, оборудования и технологий для виноградарства и виноделия представили свои достижения на ежегодной выставке «Винорус. Винотех – 2023». Рядом с гигантами отрасли активно продвигали свою продукцию и многочисленные КФХ — частные небольшие винодельни. Тренд на развитие камерного виноделия налицо.

Щедрые дары

В этом году выставка поистине поражала размахом. В постковидные 2021 и 2022 годы она проводилась намного скромнее. В этот раз в павильоне выставки было не протолкнуться. В мероприятии приняли участие компании Saverglass, Triago Trading Srl, Desstill, «Юникорк», «Русджам Стеклотара Холдинг», «Агротехимпорт», «Витис Эксперт», «Кавказ Дуб», «Лудинг», «Фанагория», «Мильстрим Черноморские вина», «Кубань-Вино», Завод марочных вин «Коктебель», Усадьба «Дивноморское», Alma Valley Winery, Zhakov Winery, Винодельня «Мысхако», Chateau Andre, Gunko Winery, Дербентский коньячный комбинат, Chef & Sommelier и др. Виноделы приглашали продегустировать свои напитки, рядом сыроделы предлагали свежайшую молочную продукцию, а «колбасники» угощали деликатесами из мяса лося с черной икрой или нарезкой из куропаток. Мед — акация, липа, гречиха и пр. — буквально лился рекой. Любители сладенького также могли попробовать и натуральное варенье из таежных или южных ягод. Но главными точками притяжения были винные стенды. При этом с каждым годом растет число частных виноделен, представляющих свою продукцию.

Например, уже не первый год участвует в выставке одна из анапских виноделен. Свою продукцию они представляют в обособленных точках продаж с лицензией, где заодно проводятся дегустации. В сети не рвутся, говорят, «не наш формат».

«Во-первых, мы не промышленное производство, нам сложно предоставить необходимый объем продукции в определенные сроки, как требует политика сетей. Во-вторых, там нельзя проводить дегустации. А это, я считаю, стало фишкой маленьких виноделен. Мы даем возможность покупателям познакомиться с нашими винами до покупки и выбрать свое, не приобретая кота в мешке. Постепенно спрос на нашу продукцию растет. Люди ценят ручную работу, некую камерность в отличие от промышленного производства. Так что у маленьких виноделен также есть свое будущее», — считает представитель компании.

Участие в выставке помогает небольшим винодельням в какой-то мере решить свои проблемы, найти соратников, с которыми можно объединиться.

«Главная наша проблема — слишком маленький объем производства. Нам сложно заказать коробки, упаковку, нужное количество бутылок. Никто не хочет работать с небольшими партиями. Приходится договариваться с такими же маленькими винодельнями и объединять запросы. Дело усложняет то, что все мы находимся в разных местах, нужно выстраивать логистику. Но в целом можно отметить, что ситуация начинает меняться. Появляется интерес у торговых сетей к нашей продукции. Но главное, растет внимание со стороны покупателей», — отметила глава КФХ Мирослава Щербина.

Помимо винной продукции на выставке было представлено оборудование и умные технологии. Например, цифровая система точного земледелия. Для работы программы устанавливается базовая станция и распределенная по виноградникам система датчиков, которые собирают информацию, замеряют уровень ультрафиолетового излучения, влажность воздуха и почвы, температуру и пр. Это позволяет избавиться от необходимости постоянного присутствия энолога на полях, дает возможность принимать решения точечно, исходя из данных системы. Такой вот умный помощник агронома.

В прошлом году виноделы очень переживали из-за возможного дефицита пробки на рынке, и в этом сезоне потребители все чаще встречаются с винтовыми крышками — то есть проблема все-таки существует. Но российские производители готовы ее решить. Так, например, свою продукцию на выставке представил российский завод по производству корковой пробки из высококачественного португальского сырья. И он сегодня на отечественном рынке не единственный.

Делайте посуше

Пока посетители дегустировали вина в любительской манере, профессиональные участники рынка — члены жюри — методом слепой дегустации также оценивали продукцию и выбирали самые лучшие напитки. В этом году на Дегустационный конкурс винодельческой продукции «Южная Россия» было представлено 217 образцов тихих, крепленых и игристых вин, виноградных дистиллятов. Золотых медалей удостоились сразу 7 образцов, все в категории «Тихие сухие вина». Больше всех наград получила винодельня «Кубань-Вино». Кроме золота медали взяли еще 7 образцов: 3 серебряные медали в категориях «Игристое вино» и «Тихие сухие вина» и 4 бронзовые в категориях «Тихие сухие вина» и «Тихие полусухие вина».

Всего было вручено 7 золотых медалей, 37 серебряных, 21 бронзовая.

Не обошлось и без серьезных дискуссий, посвященных развитию отрасли. Участники рынка обсудили перспективы экспорта российского вина. Прошлый год стал непростым для российских экспортеров вина, многие из них столкнулись с серьезными вызовами и ограничениями. Но, по оценкам «Агроэкспорта», средняя экспортная цена российского вина выросла на 10 %, что может говорить о смещении продаж в сторону более дорогого продукта.

«Можно отметить, как меняется география экспорта. Так, в прошлом году Китай вошел в топ-3 покупателей российского продукта, начались поставки на рынки Азербайджана, Узбекистана и Вьетнама. Мы прогнозируем, что российский экспорт будет развиваться и в дальнейшем. Особый темп он приобретет через год-два, что в значительной степени связано с объемами производства, и к 2030 году может увеличиться на четверть», — сообщил руководитель «Агроэкспорта» Дмитрий Краснов.

На второй день выставки аналитики информационного центра WineRetail, опираясь на результаты системных исследований, представили аудитории обзор тех изменений, которые произошли за последний год в области российского производства вина и в структуре импорта.

«В целом с 2017 года рынок рос. Увеличивались розничные продажи, при этом отмечался тренд снижения влияния ХоРеКа — за пять лет доля в продажах упала с 8,9 до 4,9 % и составила всего 38 млн литров в 2022 году. В прошлом году все ожидали, что рынок импорта существенно просядет, но этого не случилось, рост импорта вина в Россию составил +10 %. На полках остались даже напитки из недружественных европейских стран, где наблюдается кризис перепроизводства. Хотя в какой-то момент падение было даже до 30–40 %, но в четвертом квартале все отыгралось. На фоне снижения курса валют импорт вин побил рекорды прошлых периодов и вышел на объем в 405 млн литров. Лидерами импорта стали ритейлеры. То есть сейчас сами сети являются импортерами, стремятся взять на себя функцию не только реализаторов, но и поставщиков», — отметил руководитель информационного центра Wine Retail Александр Ставцев.

К концу года доли стран в импорте, по данным аналитиков Wine Retail, распределились следующим образом: Италия — 33 % в общем объеме импорта, Испания — 16 %, Грузия — 14 %, Франция — 10 %, Португалия — 6 %, Чили — 4 %, Абхазия — 3 %, Германия — 3 %, Южная Африка — 2 %, Сербия — 1 %.

На фоне роста импорта не отставало и российское производство. Отечественные виноделы после введения санкций нарастили объемы производства, этому способствовал и хороший урожай 2022 года. Но это изобилие привело к затовариванию рынка. И на 31 декабря прошлого года в России образовался рекордный запас вина — 160 млн литров.

«Продажи хорошо росли на протяжении всего года. Объемы реализованной продукции побили даже рекорды пандемийного года. Но в октябре тренд переломился и активный спрос восстановился только за две недели до Нового года», — отметил Александр Ставцев.

Чтобы сохранить рынок, по мнению аналитиков, нужно тщательно мониторить продажи ритейлеров. Именно они показывают изменения трендов и в каком направлении нужно двигаться.

«Доля красного вина, производимого в России, составляет 57 %, розового — 3 %, белого — 40 %. При этом 57 % приходится на категорию полусладкого вина. Его предпочитает определенная, достаточно консервативная аудитория, это относительно недорогой сегмент продукции. Между тем тренд потребления разворачивается в сторону полусухих вин, и отечественным виноделам нужно развиваться в этом направлении. На сегодняшний день сегмент полусухих вин недореализован в российском виноделии. Не будем заниматься этим направлением — нас заместят иностранцы с импортом. Рынок требует — значит, поставки будут», — считает эксперт.

Сейчас, по мнению аналитиков, помимо санкционных проблем на рынке виноделия существуют скрытые угрозы. В настоящий момент отечественное виноградарство и виноделие находится в очень активной фазе инвестиционного развития. И необходимо четко просчитать конъюнктуру будущего рынка, сколько он сможет потребить. Исходя из этого, закладывать требуемые объемы виноградников и наращивать производство. Иначе бурное инвестиционное развитие может обернуться падением, как это уже было в 2009–2010 годах.

«В начале 2000-х годов в Рос­сии запустили мощный инвестиционный цикл в виноградарстве. Мы закладывали, еще не имея в составе Крыма, по 3 тыс. га виноградников ежегодно. К 2009–2010 году саженцы выросли, виноделы сделали вино. Но рынок не смог потребить резко возросшие объемы. В итоге последовала череда банкротств винодельческих предприятий, виноградники забросили. Чтобы не допустить повторения ситуации, необходимо все просчитать заранее и ориентироваться на запросы потребителя», — говорит Александр Ставцев.

ЮЛИЯ ЖИТНИКОВА

Земля и Жизнь, 2003-2021 | Политика конфиденциальности