11 августа 2023

Власти захотели органики

Власти захотели органики

В Правительстве сформировали Стратегию развития производства органической продукции до 2030 года.

Председатель Правительства Михаил Мишустин подписал распоряжение об утверждении Стратегии развития производства органической продукции в России. Документ формирует основные цели и задачи, поставленные перед чиновниками и аграриями в плане увеличения производства экологически чистых продуктов и сельхозсырья. В частности, Стратегия предусматривает рост внутреннего органического производства до 114,5 млрд руб. и серьезное наращивание экспорта. Эксперты отмечают, что для достижения заявленных показателей необходимо как минимум подготовить квалифицированные кадры, а также решить проблему сбыта и взаимного признания сертификатов соответствия с импортерами органической продукции.

Распоряжение об утверждении Стратегии развития производства органической продукции в России подписано Михаилом Мишустиным, текст документа опубликован на официальном сайте Правительства РФ. В нем дается определение органической сельхозпродукции: при ее производстве не используются минеральные удобрения и химические вещества. Вместо них в ход идут биопрепараты, органические удобрения, сидераты (зеленые удобрения) и микробиологические удобрения. Такой подход, считают в Правительстве, позволяет значительно снизить негативное воздействие на окружающую среду, предотвратить химическое загрязнение водоемов и деградацию почв. По словам агрария Сергея Кравцова, отличие органической продукции от обычной заключается в технологиях производства. «В обычном сельском хозяйстве необходимо дать объемы — вырастить как можно больше, поскольку наиглавнейшая задача — накормить население. Когда мы говорим о производстве органической сельхозпродукции, то здесь две цели. Первая — это производство качественного питания, и здесь неприменимы количественные характеристики, вторая — это влияние сельского хозяйства на экологию», — поясняет эксперт.

Видим цель

Стратегия формирует пять целевых показателей отраслевого развития. Первый касается объема производства конечной органической продукции для внутреннего рынка. К 2030 году он должен вырасти до 114,5 млрд руб. Для сравнения, в 2021 году этот показатель составлял 9,1 млрд руб. Второй показатель — динамика развития производства. Если в 2021 году оно выросло на 13,3 % по сравнению с 2020 годом, то к 2030 году ежегодный прирост должен составить уже 20,7 %. Третий показатель связан с объемом потребления органической продукции. По сравнению с 2021 годом в 2030 году он должен вырасти более чем в шесть раз — до 149,8 млрд руб. Четвертый показатель отражает динамику экспорта органического продовольствия — в 2030 году его объем должен составить 27,8 млрд руб.

При этом аналогичные цифры в 2021 году были на уровне 3,7 млрд руб. Пятым показателем стала площадь земель, на которых применяется технология органического земледелия. Через шесть с половиной лет она должна составлять более 4,2 млн га, при том что в 2021 году такие посевы составляли всего 656 тыс. га.

Приоритетным рынком для российского органического продовольствия в Правительстве считают Китай, который в последние годы стал крупнейшим в мире импортером продовольствия. Российские аграрии готовы поставлять на китайский рынок кукурузу, соевые бобы, кедровый орех. Также большим экспортным потенциалом обладают ячмень, замороженные ягоды, мед и орехи. Помимо Китая российскими экспортерами могут стать государства Персидского залива, Юго-Восточной Азии и стран ближнего зарубежья. По мнению специалиста по консалтингу Максима Орешина, сомнительно, что отечественный АПК готов к подобному рывку. «Сначала необходимо закрыть внутреннюю потребность в «чистых» продуктах, а уж потом говорить об экспорте. На мой взгляд, цифра заявлена серьезная, и достичь ее будет непросто», — говорит эксперт.

Дорогие продукты

На данный момент в России органическое продовольствие и сельскохозяйственное сырье выпускают в 47 регионах. Производители поставляют на рынок крупу, муку, детское питание, консервы и соки, мясо и молоко, орехи и ягоды, овощи и фрукты, корма, а также ряд других товаров. Их производство последовательно растет в среднем на 8–10 % ежегодно. Но пока доля органической продукции на продовольственном рынке России (как и на мировом) составляет меньше процента. «Развитию внутреннего потребления должно способствовать сбалансированное ценообразование. Так, если разница в ценах на традиционные и органические продукты останется в пределах 15–30 %, целевой сегмент потребителей органической продукции значительно расширится за счет массового покупателя, который будет готов переплачивать определенные суммы за более качественное продовольствие», — говорится в документе. С этим утверждением, однако, не согласны аграрии. Фермер Максим Гриднев отмечает, что стоимость органической продукции будет выше в разы. «Минимум в два раза. Производство такой продукции обходится гораздо дороже, в том числе из-за низкой урожайности. И если на полке рядом будут лежать огурцы по 40 руб. за килограмм и по 100, конечно, никто не купит огурцы по 100 руб. Затраты у аграриев большие, а главное, нет каналов сбыта. Если исключить посредников и наладить прямой сбыт, тогда фермерам будет выгодно производить чистые продукты, сейчас же этого нет. В принципе, это направление перспективное, все больше людей предпочитает употреблять натуральные продукты, это факт, интерес растет. Но, как я уже сказал, это дорогое удовольствие, и далеко не каждый сможет себе его позволить. В основном это мегаполисы, где у людей высокие зарплаты. Думаю, лет через пять минимум можно будет об этом говорить, не раньше. Сначала необходимо обеспечить продовольственную безопасность страны, а потом уже играть с чем-то», — поясняет Максим Гриднев.

Какие сложности

Михаил Мишустин отметил, что при реализации пунктов, заявленных в документе, необходимо решить целый комплекс задач. В частности, придется обеспечить взаимное признание сертификатов на органические продукты с другими странами, включая ближневосточные и азиатские государства. Таким образом, доступ на внешние рынки для российских товаров будет расширен. Кроме того, нужно предоставить бизнесу широкую линейку кредитных предложений и уделить внимание подготовке большего числа специалистов, знакомых со спецификой работы в этой сфере. По мнению Максима Орешина, дефицит кадров является основной проблемой. «К такой работе необходимо привлекать химиков, биологов, специалистов-экспертов в области сертификации и так далее. У нас с этим большие сложности».

Также, по словам председателя Правительства, необходимо решить земельный вопрос. Для этих целей стратегия увязана с госпрограммой вовлечения в оборот сельхозземель. «Принятые меры позволят существенно улучшить качество продуктов для наших граждан, будут способствовать развитию регионов и созданию рабочих мест на селе», — подчеркнул председатель Правительства. План конкретных мероприятий по реализации стратегии поручено разработать Минсельхозу. Он должен быть представлен в начале 2024 года. Председатель Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств и кооперативов Ленинградской области и Санкт-Петербурга Михаил Шконда считает, что о резком увеличении производства органики говорить рано. «На мой взгляд, эта история преждевременная, и работать она не будет. Сначала надо навести порядок просто с натуральными продуктами. Например, система «Честный знак» у нас вообще не работает. Но в более масштабном смысле это перспективное направление, просто вопрос этот очень сложный. Органическую продукцию, вот прямо стопроцентно органическую, производят единицы, может быть, один или два человека на всю область. Это дорого, значит, и продукты будут дорогие: их стоимость будет выше не на 30, а на 50 и даже на 100 %, и купит их не каждый. Для аграриев это невыгодный бизнес. В Европе такие продукты мало того что очень дорогие, но фермеры еще и субсидии получают, чтобы это было экономически выгодно. В данный момент у наших фермеров никаких преференций нет», — говорит Михаил Шконда.

Цифра: Доля органической продукции на продовольственном рынке России составляет <1 %

Елена Рыжкова

Земля и Жизнь, 2003-2021 | Политика конфиденциальности