10 августа 2023

Второй хлеб экономики

Второй хлеб экономики

В год 350-летия рождения Петра I, не умаляя его великих деяний, следует вспомнить и о картофеле. По преданию, именно ему принадлежит начало распространения этой культуры в России. Первые семенные клубни были завезены из Голландии. Несмотря на сложности в начале пути этой культуры, в дальнейшем ее ожидала всенародная любовь. Более широкое возделывание у нас началось с середины XIX века. В начале 20-х годов прошлого века были организованы опытные семеноводческие станции по картофелю.

Начало пути

Одним из классических сортов отечественной селекции является Лорх, получивший всеобщее признание. В дальнейшем у нас было выведено много сортов. В последние годы семенные клубни активно поставлялись из Голландии, Германии и других стран. Мы уже привыкли к названиям Импала, Кондор, Латона, Ред Скарлет и т. д., но в настоящих условиях следовало бы вспомнить и о своих сортах, представленных в Государственном ре­­естре селекционных достижений, допущенных к использованию.

До 90 % площадей картофеля было в частном секторе. Набор сортов в каждой местности оставался стабилен и сохранялся простым отбором длительное время. Несомненно, ассортимент потребления сейчас существенно расширился и стал более разнообразен. Картофель в XX веке, по общему признанию, считался «вторым хлебом», но и сейчас он не уходит со стола. Причины активного выращивания культуры в индивидуальных хозяйствах, кроме продовольственных, были экономические. В личных подсобных хозяйствах стабильно получали по 10–20 т/га этого корнеплода — основное питание шло с огорода прежде всего за счет картофеля, который позволял людям не только кормить себя, но и домашних животных. Можно сказать, что картофель оставался одним из основных продуктов питания населения и поддерживал домашнее хозяйство. Позднее, до середины 80-х, такая ситуация существенно не изменялась, картофель был «и вторым, и третьим хлебом».

С точки зрения защиты культуры от вредных организмов, основное внимание уделялось борьбе с сорняками, которая велась вручную или механическими способами. Под картофель, как, впрочем, и под другие культуры, вносили органику, что позволяло обеспечить не только необходимую массу клубней, но и противостоять негативному влиянию сорной растительности. Если учесть еще относительно благоприятные погодные условия с периодическим выпадением осадков и умеренными температурами, то можно говорить о некотором сложившемся равновесии между агротехническими потребностями культуры и возможностями для ее выращивания без каких-либо серьезных проблем. Однако они появились, и прежде всего в плане защиты картофеля от вредных организмов.

Первые проблемы

Первой из таких проблем, существенно усложнивших выращивание картофеля, стало появление в начале 70-х годов колорадского жука. Если ранее сельскому труженику помимо сложившихся основных приемов возделывания требовалась борьба с сорняками, то после этого возникла необходимость защиты от жуков. Вначале их просто собирали руками, но по мере увеличения аппетита эти жуки, а точнее их личинки, стали сносить целые огороды. Первые препараты против колорадского жука на основе фосфорорганических соединений продержались два десятка лет. Знаменитый хлорофос использовался повсеместно. Было обычным видеть, как бабушка в отсутствие опрыскивателя ходила по огороду и разбрызгивала его веником, бесстрашно сражаясь с «полосатым американским агрессором».

Борьба с колорадским жуком становилась такой же обыденной, как и ручная с сорной растительностью. В те годы были рекомендованы такие химические инсектициды, как Дилор, Волатон, Фозалон, Фталофос и др. Картофель давал неплохие урожаи при выполнении данных условий, но так продолжалось недолго. Во-первых, зачастую не хватало одной инсектицидной обработки, а во-вторых, стало наблюдаться ослабление действия препаратов, когда личинки оказывались живыми, несмотря на опрыскивание. В 80–90-х годах постепенно были запрещены многие фосфорорганические соединения, имеющие 1–2-й класс опасности для теплокровных, в том числе хлорофос. Уже к концу 80-х годов стали использоваться инсектициды химического класса синтетических пиретроидов, что имело большое значение для защиты растений в целом. Они могли сдерживать вредителей растений до трех-четырех недель. Преимуществом синтетических пиретроидов было существенное снижение гектарных норм расхода инсектицидов (0,1–0,7 л/га против 1–2 л/га), тем самым сокращалась пестицидная нагрузка на агроценоз. Однако были и недостатки, прежде всего действие на энтомофагов и неэффективность против растительноядных клещей, что способствовало их вспышкам. Известный инсектицид Децис хотя и имел достаточно высокую токсичность для теплокровных животных, применялся в те годы почти на 30 культурах против полусотни вредителей. Повысить биологическую эффективность инсектицидов класса пиретроидов в полтора-два раза удалось за счет синтеза новых, таких как Каратэ, Фастак, Кинмикс, Фьюри и др. Эти препараты составляли практически 100 % ассортимента инсектицидов, что способствовало формированию устойчивости к синтетическим пиретроидам уже к середине 90-х годов.

В проведенных ФГБНУ «ВНИИЗР» токсикологических опытах с пиретроидами в 1996 году был установлен уровень устойчивости колорадского жука к дельтаметрину и лямбда-цигалотрину на уровне тысячекратного превышения рекомендуемых концентраций растворов инсектицидов, приводящих к гибели 50 % особей (LD50), в сравнении с чувствительной популяцией. Затем практически в течение двух-трех лет синтетические пиретроиды вначале были вытеснены Банколом (класс аналогов нереистоксинов) и потом Регентом (класс фенилпиразолов). В результате определения химической формулы строения природных соединений растительного происхождения (составляющие никотин) в конце 90-х появляется класс неоникотиноидов, синтетические аналоги которых были токсичны для насекомых и к тому же имели отличительный механизм действия, позволяющий бороться с колорадским жуком в популяциях, устойчивых к фосфорорганическим соединениям и пиретроидам.

До середины 90-х преобладали отечественные сорта, борьба велась в основном против сорной растительности и колорадского жука в период вегетации. Оставалось преобладание мелкотоварного сектора производства картофеля. Несомненно, наблюдался некоторый спад в посадочных площадях, но это носило по большей части спорадический характер. В то же время появляются и более крупные производители картофеля. В некотором смысле можно говорить о решающем значении его для поддержания села в непростых экономических условиях этого периода.

«Импортные» болезни

Конец 90-х и начало 2000-х годов ознаменовались значительным укрупнением частных хозяйств, выращивающих картофель, при этом во многом они стали ориентироваться на импортные технологии возделывания: технику, сорта и средства защиты. Крайне негативным для выращивания картофеля оказался 2010 год. Мелкими частниками практически не было получено семенного материала, что привело к необходимости его замены и приобретения нового — как оказалось, в основном зарубежных сортов. Также это способствовало распространению инфекций через зараженные клубни. Распространились грибные (парша серебристая, фузариозные гнили клубней, антракноз), бактериальные (мокрая, кольцевая гниль) и вирусные болезни (мозаики, скручивания листьев). В период вегетации — фито­фтороз и альтернариоз, что еще больше усложняло защитный комплекс.

Кроме стабильно сохраняющегося колорадского жука усилилась вредоносность проволочников, озимой совки, растительноядных мух, клещей. На некоторых площадях в Воронежской области поврежденность клубней составляла до 80–90 %. Стечение экономических, селекционных, агротехнических проблем привело к значительному усложнению деятельности сельскохозяйственных предприятий и сильно ударило по личным подсобным хозяйствам, пытающимся сохранить свою долю в выращивании картофеля.

2010–2015 годы наглядно показали, что одним из первостепенных условий получения стабильных урожаев при одновременном снижении пестицидной нагрузки является использование качественного посадочного материала. В оптимальном случае он не должен нести существенный инфекционный потенциал, тем более превышать установленные требования ГОСТа.

В ЦЧР развитие листовых болезней часто лимитируется складывающимися метеорологическими условиями. После 2010 года более сильное развитие наблюдалось в 2012 и 2014 годах. В 2013, 2015, 2016 годах оно было существенно меньше вследствие неравномерности выпадения осадков. Длительное их отсутствие при высоких температурах приводило к крайнему пересыханию верхнего слоя поч­вы, увяданию и даже усыханию ботвы растений. Проведенные нами расчеты показывают, что в эти годы отклонения от среднемесячных многолетних температур во время вегетации в сторону увеличения составляли в среднем 9 %. По количеству осадков, наоборот, наблюдалось значительное снижение относительно нормы — 50 %. Например, такие условия были характерны для вегетации в 2016 году. Фузариоз на корневой и прикорневой частях растений к фазе цветения встречался у 10 % растений. Не были исключениями и последние пять лет, включительно до 2021 года. Симп­томы локализовались в основном на нижних листьях, средние уровни развития к концу цветения в июле составляли 1–5 %. С 2010 года обработка клубней инсектицидами на основе имидаклоприда, тиаметоксама стала использоваться практически на 100 % площадей картофеля, прежде препаратами с этими действующими веществами обрабатывались растения. По полученным нами данным, повреждение проволочниками при обработке клубней инсектицидами снижалось на 84–87 %, гусеницами совок — на 77–84 %. Срок эффективной защиты против колорадского жука с момента появления всходов составлял от 30 до 50 дней с эффективностью 80–90 %. Второе поколение, превышающее экономический порог вредоносности, как правило, формировалось гораздо позднее (на 50–60-й день), что при благоприятной ситуации давало возможность защиты ранних и среднеранних сортов картофеля путем обработки инсектицидом только посадочного материала.

Не переусердствуй

Широкое использование препаратов из класса неоникотиноидов на протяжении уже более 20 лет несет в себе опасность формирования резистентности, как это было с уже упомянутыми химическими соединениями. По нашим данным, уже с 2015 года биологическая эффективность неоникотиноидов стала падать. С целью снижения вероятности резистентности в дополнение к неоникотиноидам можно рекомендовать использование инсектицидов из ранее применяемых классов — фенилпиразолов, карбаматов, синтетических пиретроидов, эффективность которых стала восстанавливаться.

Сейчас не возникает проблем с приобретением пестицидов, они предлагаются отечественными и зарубежными фирмами, представители которых работают как в агрохолдингах, так и с мелкими товаропроизводителями. С точки зрения защиты каждая из программ включает в себя широкий набор пестицидов для борьбы с болезнями, вредителями и сорняками. В тренде комплексные химические пестициды с разными действующими веществами, улучшенными препаративными формами, в том числе на основе нанотехнологий, с добавлением активаторов защитного действия, с высокой биологической эффективностью (80–100 %). Комплексные защитные обработки клубней проводятся фунгицидными, инсектицидными или смесевыми фунгицидно-инсектицидными протравителями, против сорняков — гербицидами до и после посадки на начальных этапах вегетации, против болезней и вредителей в период вегетации — фунгицидами и инсектицидами. При интенсивных технологиях число пестицидных обработок на картофеле при жесткой схеме защиты достигает 5–8 и даже более. В фермерских хозяйствах и ЛПХ используют значительно меньшее количество обработок.

Приходится констатировать, что привлекательность культуры для личных подсобных хозяйств сейчас несколько снизилась, чему способствует трудоемкость и затраты на выращивание картофеля: необходимость постоянного приобретения нового посадочного материала, внесение органики, минеральных удобрений, применение средств защиты, организация полива и др. Кроме качества семенных клубней при возделывании картофеля в личных подсобных хозяйствах на формирование продуктивности существенно влияет лимит влаги. Для уменьшения риска недобора продукции в отсутствие осадков следует проводить периодический полив, не давая почве сильно пересыхать и перегреваться. Для сохранения влаги проводится мульчирование почвы навозом, соломой или другими растительными остатками.

Перспективными для защиты от вредных организмов, на наш взгляд, являются разработки защитных схем с преобладанием биологических препаратов для получения экологически чистой продукции. Это непосредственно касается защиты картофеля, относящегося к культурам с высоким использованием химических пестицидов. Наибольший интерес такие технологии могут представлять для фермерских и личных подсобных хозяйств с целью получения беспестицидной продукции или при минимальном их использовании. Возможно обоснованное снижение пестицидной нагрузки и в крупных хозяйствах.

В ФГБНУ «ВНИИЗР» проводятся исследования по разработке биологических схем защиты картофеля от вредных организмов со сниженным количеством и без использования химических пестицидов. Несмотря на сложности возделывания, картофель остается одной из наиболее привлекательных культур в продовольственном и экономическом отношении. Сейчас имеются все необходимые условия для его эффективного возделывания, причем с упором на отечественные технологии и сорта, химико-биологические и биологические модели защиты от вредных организмов.

Юрий Попов, доктор сельскохозяйственных наук, ведущий научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института защиты растений
Воронежская область
Фото автора

Земля и Жизнь, 2003-2021 | Политика конфиденциальности