22 ноября 2022

Высокие медицинские технологии спасают жителей села

Высокие медицинские технологии спасают жителей села ГБУЗ

«Научно-исследовательский институт – Краевая клиническая больница №1 имени профессора С. В. Очаповского» — знаковое медицинское учреждение для Краснодарского края. На базе его центров и отделений проводятся уникальные операции, внедряются новейшие медицинские технологии и самое современное оборудование. Специалисты ККБ № 1 ежедневно доказывают и себе, и своим пациентам право называться первой на юге России высокотехнологичной клиникой. Ежегодно десятки тысяч жителей села получают здесь жизненно важную для них помощь.

В новый год — с новым корпусом

Сегодня ККБ № 1 заканчивает строительство и расширение второй очереди медучреждения. На вопросы журналистов издательства «Земля и Жизнь» ответил главный врач НИИ-ККБ № 1 Владимир Порханов, первый на Кубани академик РАН в области медицины.

— Владимир Алексеевич, ка­кие работы осталось выполнить на второй очереди ККБ № 1? Удастся ли завершить их к концу декабря?
— К началу нового года мы откроем новые корпуса, но процесс их запуска будет продолжаться еще несколько месяцев. Рентгенодиагностический корпус — это трехэтажное здание. Первый этаж предназначен для проведения лучевой диагностики, здесь разместится самое современное оборудование — МРТ, КТ, два аппарата флюороскопии, рентген-установка общая с двумя детекторами, кабинет маммографии. На втором оборудуют отделение эндоскопии. На третьем этаже — операционный блок с двумя гибридными операционными. В новом блоке будут проводить сложнейшие операции в области кардиологии и нейрохирургии. Современное оборудование позволит внедрять совершенно новые методы диагностики и проводить научные исследования. Мы хотим, чтобы наши пациенты получали высокотехнологичное, доступное и бесплатное лечение.

Работа ЦРБ — ответственность районных глав

Ежегодно из Краевой клинической больницы № 1 выписывается более 62 тыс. пациентов со всех районов и городов Кубани, а также других регионов России. За год в учреждении выполняется более 50 тыс. операций. Консультативная поликлиника ежегодно принимает более 530 тыс. пациентов, огромное количество которых проживает в сельской местности Кубани. Зачастую для тружеников станиц и поселков ККБ № 1 — единственная надежда на спасение.

— Несмотря на то, что в настоящее время по распоряжению губернатора современными компьютерными томографами оснащаются все центральные районные больницы Кубани, мы испытываем определенные трудности с описанием снимков, которые получаем с мест, — говорит Владимир Порханов. — Причины тому самые разные, и зачастую объективные, но наша задача сделать так, чтобы аппараты КТ работали круглые сутки везде, где они есть, и чтобы специалисты могли дать качественные заключения. А для этого к работе должны активно подключиться районные главы, придумать и реализовать проекты привлечения в станицы грамотных врачей, заинтересовать их финансово, жильем или еще как-то простимулировать.

Еще одна проблема — вопрос реабилитации. В центральных районных больницах делается очень мало плановых операций, — продолжает Владимир Порханов. — Почему бы на их базе не сделать отделения реабилитации? Мы бы своих пациентов отправляли к ним на восстановление. Уверен, что главы районов могут стать нашими партнерами в этом вопросе, ведь в конечном итоге выигрывает пациент.

— Владимир Алексеевич, сегодня уже всем известно о том, что существуют заболевания, характерные для представителей определенных профессий. А есть ли заболевания, которыми преимущественно страдают жители сельской местности?
— Много лет назад, когда о строительстве центра грудной хирургии в Краснодаре только задумывались, специалисты проанализировали: от чего чаще умирают люди в колхозах? Оказалось, что не от пьянства, как принято считать, а от заболеваний сердечно-сосудистой системы. Такая ситуация сохраняется и сегодня.

«Моя мама всю жизнь прожила в Северском районе Кубани. Когда ей было около 70 лет, у нее износился один тазобедренный сустав, ходить стало совсем трудно. Мама очень хромала, и боль была нестерпимой. Снимали ее разными способами — от простых обезболивающих таблеток до процедур в одной известной клинике по лечению суставов. Делали уколы плазмы, массажи, увеличивающие кровоток, но все помогало очень ненадолго. Когда обратились к местному хирургу, он сразу спросил: «А почему сустав не меняете?». А мы и не знали, что так можно. Нам дали направление, и мама попала в ККБ № 1, там назначили дату операции. Ждали мы свою очередь около полугода. Мама почти не боялась, она у меня женщина боевая. После операции рассказывала, что наркоз такой хороший — никаких последствий, даже голова не кружилась. На второй день уже начали ставить ее на ноги. По одному-два шажка, потом больше, больше. Через неделю мама была уже дома. Два года прошло с тех пор, мамуля бегает, как молодая, в своем любимом огороде пропадает. На компьютере ноги выровняли с точностью до миллиметра, ходить стала ровненько. Спасибо, что есть на Кубани такие врачи. Ирина».

Кубань покрыта сетью центров

Беседу с журналистами издательства «Земля и Жизнь» поддержала Елена Дмитриевна Космачева, заместитель главного врача по медицинской части, главный кардиолог ЮФО и Краснодарского края, заведующая кафедрой терапии № 1 ФПК и ППС ГБОУ КубГМУ, профессор, доктор медицинских наук.

— Сегодня очень много факторов риска для развития сердечно-сосудистых заболеваний. Прежде всего это неправильное питание, обильное употребление животных жиров, курение, хотя с ним мы боремся и ежегодно количество курящих в нашей стране сокращается; это повышенное артериальное давление, которое присуще 40 % взрослого населения. К сожалению, многие люди либо не знают об этом, либо не обращают внимания. Мощными факторами риска являются повышение уровня сахара в крови, преддиабет, диабет и избыточный вес. Все это в совокупности приводит к тому, что сердечно-сосудистые заболевания — самая распространенная причина смертности во всех странах мира, около 40 % от общего числа. И Россия здесь не исключение.

Вне зависимости от того, где человек живет, в городе или на селе, если он не контролирует факторы риска, у него достаточно рано развивается ишемическая болезнь сердца, страдают сосуды, которые поражаются атеросклерозом. А ИБС опасна тем, что инфаркт наступает сразу, без предупреждающих симптомов. 30 % пациентов до наступления инфаркта ничего не чувствуют.

Именно поэтому в нашей стране работает большая программа по профилактике и лечению сердечно-сосудистых заболеваний. Ее первый пункт — переоснащение учреждений здравоохранения. На сегодняшний день в Краснодарском крае работают 11 сосудистых центров, которые оснащены ангиографами. Это все побережье: Туапсе, Сочи, Новороссийск, Геленджик. Поставку оборудования ожидает Анапа. Два аппарата работают на севере края — в Кущевской и Ейске, два будут на востоке — в Армавире и Лабинске, на западе — в Славянске-на-Кубани, в центре — в Выселковской РБ и Краснодаре. Таким образом, длительность доставки пациента с ИБС к ангиографу составляет максимум 200 км, что является достаточно небольшим расстоянием. На сегодняшний день практически вся Кубань покрыта сетью сосудистых центров, которые решают вопрос с лечением ишемической болезни сердца. Это реализация первой части программы.

Елена Игоревна Зяблова, заведующая отделением, врач высшей категории, главный внештатный рентгенолог Министерства здравоохранения Краснодарского края: «Для того, чтобы врачи и лаборанты могли постоянно повышать свою квалификацию и получать новые навыки на базе нашего медуниверситета, мы предлагаем целый ряд курсов. Да, сегодня нет бесплатных занятий, но 18 часов курса за 5 тыс. руб. для врачей — цена вполне приемлемая. Главы могут помочь решить медикам и этот вопрос. Если нужны внеплановые курсы, мы открываем и такие»

«Кадровый голод» сельских больниц

В 2020 году на Кубани запущена программа лекарственного обеспечения пациентов по проекту «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями». Раньше пациенты, имеющие инвалидность, получали препараты, но не всегда в полном объеме. Сейчас же, если человек перенес инфаркт, инсульт, стентирование, шунтирование, в любом возрасте, находясь в любом месте Краснодарского края, в рамках программы в течение двух лет он получает бесплатные лекарства. В месяц на одного человека расходуется до 5 тыс. руб. Таким путем на Кубани обеспечена преемственность лечения пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями.

— Елена Дмитриевна, жители сельской части Краснодарского края часто жалуются на работу своих больниц и поликлиник. В чем проблема, что мешает им функционировать наравне с городскими медучреждениями?
— По большому счету, главная проблема сегодня — это дефицит кадров. Государство пытается решить этот вопрос посредством постдипломного обучения, через ординатуру направить молодые кадры на работу в так называемое первичное звено здравоохранения, в том числе и в сельские поликлиники. Но, к сожалению, на сегодняшний день оно врачами так и не доукомплектовано. Один из самых страдающих участков работы — диспансерное наблюдение, включая пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Один врач не способен полноценно закрыть работу двух-трех участков, в том числе диспансеризацию. ККБ № 1 по мере сил старается помочь своим коллегам на селе, проводя диспансеризацию своими машинами и силами санавиации. Для медицинских «вертушек» небо открыто всегда, но единственный вертолет уже не в силах закрыть все потребности в срочной помощи жителям отдаленных от центра населенных пунктов. Настоящее спасение — хорошие кубанские дороги, по которым до краевого центра можно быстро добраться и медицинскими машинами.

— Как оказывается плановая помощь жителям сельской местности Кубани?
— Если какие-то исследования пациенту не могут провести по месту жительства, то врачи направляют его к нам. Это и эндоскопия, и КТ, и МРТ, хотя оснащение районных больниц томографами продолжается. Бывает, что нет каких-то специалистов в районе, например, того же сосудистого хирурга, либо у врачей что-то не получается. Тогда пациенту дают направление, и он попадает к нам.

— Каждый ли врач из сельской местности может восполнить недостающие знания или умения, не выезжая за пределы края?
— Да, каждый, кто хочет чему-то обучиться, имеет такую возможность. На базе нашего медуниверситета работает факультет последипломной подготовки, это большая структура. Но врачам из сельской местности очень трудно выбрать для этого время, поскольку их и так очень не хватает. Потому зачастую те, кто хочет учиться на курсах при медуниверситете, выбирают теорию в формате онлайн и приезжают к нам только на практику. Формы обучения существуют разные, и каждый может выбрать то, что подходит именно ему.

«Моя мама с детства страдала сердечным заболеванием. Каким именно — я даже не выговорю. В подростковом возрасте врачи по поводу нее спорили. Одни говорили — порок сердца, вторые — нет никакого порока. Так она и жила, пила горстями таблетки. В 52 года вместе с отцом они переехали на Кубань, купили домик под Краснодаром и в меру здоровья обоих наслаждались сельской жизнью. Отец никак не мог привыкнуть без работы жить, устроился в местную школу электриком на полставки. По больницам никогда не ходил и сильно на нас ругался, когда мы его туда посылали. Как-то раз пошел на работу и через десять минут вернулся. Стал задыхаться, попросил, чтобы скорую вызывали. Вызвали, увезли в райцентр. Через какое-то время стало совсем плохо. Прислали из города санавиацию и забрали его в ККБ № 1. Оказалось, жидкость в легких, сделали операцию. А потом и с бедренной веной беда, поставили протез. Мы в шоке были, как это быстро все случилось. Он тоже не мог поверить, что жив остался. А маме стало совсем плохо с сердцем годам к 70. Обратились снова в ККБ № 1. Сделали мониторинг Холтера, выяснилось, что при приступах сердце останавливается до восьми секунд уже. Это страшно было, как она сипела и задыхалась у меня на глазах… Дней через десять после первого обращения мы приехали в ККБ № 1 сдавать анализы. Сдали, поднялись в грудную хирургию на 6-й этаж, нас так весело встретили: «Ничего не есть, через полтора часа операция». Накануне, когда речь заходила об операции, мама жутко боялась, приготовилась к смерти уже, практически прощалась со всеми. А по итогу и испугаться не успела. Я только села в автобус, от больницы отъехала, она звонит: «Ну все», — говорит. Я подумала, что операцию перенесли, а оказывается, ее уже сделали, установили кардиостимулятор. Уже через месяц она восстановилась, и не столько от операции, сколько от своих страданий до нее, очень ослабла за то время. Теперь уже восемь лет бегает быстрее меня. И даже вспоминать не хочет — был тот порок или нет. Людмила».

Монополия в белых халатах

— Сегодня НИИ ККБ № 1 обладает уникальным оборудованием и является монополистом в области кардиохирургии, нейрохирургии, эндопротезирования суставов, торакальной хирургии. Все нуждающиеся в такой помощи будут лечиться только в НИИ-ККБ № 1. Кроме этого в клинике работают высококвалифицированные сосудистые хирурги и офтальмологи. Таким образом, доступность бесплатной высокотехнологичной медицинской помощи для сельских жителей Кубани сегодня очень высокая. Недавно наши нейрохирурги начали работать на микроскопе нового поколения. В операционной НИИ-ККБ № 1 был установлен первый в России микроскоп ZEISS KINEVO 900, который приобрели за счет средств краевого бюджета в рамках реализации регионального проекта «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями», национального проекта «Здравоохранение» и региональной программы «Развитие здравоохранения».

Владимир Порханов, главный врач государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Научно-исследовательский институт – Краевая клиническая больница № 1 имени профессора С. В. Очаповского»: «Пять лет назад, когда работы только планировались, я уже понимал, что настанет время, когда стране потребуется большая медицинская база на юге страны. События на Украине назревали давно, и нетрудно было догадаться, во что со временем выльется противостояние так называемого коллективного Запада с Россией»

Этот микроскоп оснащен роботизированной системой управления и визуализации. Число манипуляций, которые ранее проводились врачом вручную, кратно сократилось, а качество изображения операционного поля просто выше всяких ожиданий. Теперь даже самые сложные операции на головном и спинном мозге наши врачи могут проводить максимально бережно для пациента и с предельной точностью. Микроскоп позволяет сшивать сосуды и нервы при 42-кратном увеличении. При помощи роботизированной системы визуализации можно проводить онлайн-трансляции прямо из операционной для обучения хирургов и обмена опытом.

Кроме этого в ККБ № 1 впервые в Краснодарском крае выполнены транскатетерные имплантации аортальных клапанов нового поколения Acu­rate Neo 2, которые позволяют намного безопаснее для пожилых пациентов проводить лечение порока аортального клапана. Этот клапан имеет ряд новых технологических улучшений, которые помогают хирургам ювелирно проводить позиционирование клапана в сердце, крепко и плотно имплантировать его в сердце без рисков смещения. Наша клиника стала второй в России, где начали использовать эти передовые технологии. Операция не требует больших разрезов, наркоза и остановки сердца. Через прокол в бедре хирурги выполняют имплантацию биопротеза аортального клапана в сердце и во время операции даже разговаривают с больным. Уже на следующий день после операции пациенты возвращаются в палату и могут подниматься с кроватей и ходить. Эти операции не имеют ограничений по возрасту для пожилых пациентов, самому возрастному из них было 93 года. Летом этого года команда сосудистых хирургов ККБ № 1 под руководством главного внештатного ангиохирурга Краснодарского края Романа Виноградова выполнила редкую роботассистированную операцию на почечных венах. Она прошла успешно и длилась около трех с половиной часов. Всего через три часа пациентка была переведена в палату в отделение сосудистой хирургии, чувствовала себя хорошо. Это первая такого рода высокотехнологичная операция, проводимая на роботе четвертого поколения da Vinci Xi.

«Я много лет прожила в одной из станиц Абинского района. Лет в 40 меня стали мучить сильные боли в пояснице. Ходила на массажи, вроде помогало, таблетки пила, мазями растирала. Но потом боль стала невыносимой. Сделала МРТ, оказалось, что есть грыжа поясничная, но главное, — мои тазобедренные суставы совершенно стерлись, хрящей практически не осталось. Я и не думала, что так бывает. Операции боялась больше смерти. Пробовала уколы плазмы, лечение у остеопата, пока не поняла, что хрящи не восстанавливаются от слова совсем. Решилась на эндопротезирование. Первую операцию делал доктор Дмитрий Тикунов, рассказал все от и до. Привезли меня в палату после операции и чувствую: не болит! Восемь лет жить не могла, ни спать, ни сидеть, ни ходить. А тут — не болит! Этого счастья словами не описать. Операцию на второй ноге делал доктор с ласковой фамилией Полюшкин. Дела пошли еще лучше, чем в первый раз. Через шесть дней была дома и расходилась быстро. Сейчас прошло девять месяцев после второй операции. Я просто к жизни вернулась. Почти прошли и боли в пояснице, потому что таз выровняли, и он встал на место. Те люди, которые каждый день ходят, бегают и прыгают, не понимают, каким счастьем обладают. А я теперь понимаю и ценю. Благодарю Господа Бога и своих врачей, каждый день молюсь за вас, будьте здоровы и счастливы! Татьяна».

— Елена Дмитриевна, в Краснодаре состоялась научно-практическая конференция, посвященная хирургической помощи при минно-взрывных и огнестрельных травмах…
— Да, мероприятие состоялось по инициативе НИИ-ККБ № 1 и при поддержке Министерства здравоохранения края. Конференция проходила на базе Кубанского медицинского университета в течение трех дней. Каждый день работы состоял из теоретической части и практической отработки. Обмен опытом хирургических навыков при определенной травме — огнестрельные, ножевые ранения и ранения разной степени тяжести, полученные при условном ЧС. Все действия отрабатывались в операционных вивариях КубГМУ на свиньях. За работой анестезиолога, сосудистых и торакальных хирургов Первой краевой больницы наблюдали в формате онлайн. Трансляция конференции осуществлялась для коллег из всех муниципальных образований края.

Подготовила Татьяна Симагина

Земля и Жизнь, 2003-2021 | Политика конфиденциальности