Заготконторы нового формата

Заготконторы нового формата

Госдума РФ в третьем чтении приняла закон об агро­агрегаторах фермерской продукции. Впервые на законодательном уровне закреплено само понятие «агроагрегатор». Специализированные региональные компании будут покупать у фермеров небольшие партии продукции и заниматься их подготовкой к продаже ретейлерами — от упаковки до оформления документации и решения вопросов с логистикой. Закон вступит в силу 1 сентября 2024 года.

Ближе к потребителю

По данным Минсельхоза, сегодня в России зарегистрировано порядка 33 тыс. микро- и малых сельхозпредприятий, свыше 162 тыс. крестьянско-фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей, которые занимаются производством сельхозпродукции, и 6,5 тыс. сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Доля продукции, произведенной ЛПХ, составляет около 25 % от общего объема сельхозпроизводства, КФХ — около 15 %. Малые формы хозяйствования, как сообщает ведомство, ежегодно производят порядка 40 % от совокупного объема сельскохозяйственной продукции. В то же время не секрет, что для мелких фермеров попасть со своим товаром на полки крупных торговых сетей всегда было весьма проблематично. И это при том, что за последний год, по данным исследований, проведенных NielsenIQ, почти половина россиян после ухода западных брендов стала чаще приобретать товары местного производства. Изменить ситуацию с доступностью крупных торговых площадок для мелких фермеров и призваны агроагрегаторы.

Согласно новому закону, они будут закупать, сортировать, перерабатывать, хранить, упаковывать и поставлять в крупные сети продукцию местных сельхозпроизводителей. Это избавит небольшие хозяйства от массы проблем, связанных с реализацией своей продукции в федеральных торговых сетях, расширит географию поставок и в целом станет значимой поддержкой для отечественных аграриев.

Поправки, внесенные в закон «О развитии сельского хозяйства», закрепляют право агроагрегаторов на такие виды господдержки, как кредиты, страхование рисков, обеспечение обновления основных средств и информационное обеспечение при реализации государственной аграрной политики. Также они уточняют, что КФХ теперь можно создавать без образования юрлица и регистрировать имущество посредством заключения совместного соглашения. Закон устанавливает и новые требования к маркировке органической продукции. Они вступят в силу на год позже ранее означенного срока — 1 сентября 2025 года.

Конечная цель — потребитель

Пилотные проекты агроагрегаторов фермерской продукции сети «Магнит» и X5 Group с 2022 года успешно реализуются в двух субъектах РФ — Тульской и Липецкой областях. Сегодня о своем желании перенять этот опыт заявили еще 27 регионов страны.

Торговая сеть «Магнит», создав структуру агроагрегатора, начала работать с более чем тремя десятками фермерских хозяйств Тульской области, продукция которых сегодня поставляется в 185 магазинов региона. В ассортименте — молочная продукция, сыры, яйца, мясная гастрономия, мясо птицы, рыба, заморозка, свежие овощи и фрукты, всего более 100 позиций. С начала года через агро­агрегатор «Магнита» объем закупок у фермеров составил почти 5 тыс. тонн или 100 млн руб. в денежном выражении.

В прошлом году руководство крупнейшего российского ретейлера заявило, что расширяет географию работы с фермерами и планирует начать сотрудничество с мелкими производителями из Калужской, Рязанской, Орловской, Воронежской, Липецкой и Московской областей. Это напрямую скажется на увеличении ассортимента продукции и поможет фермерам сразу нескольких регионов гарантированно реализовывать произведенное. Сначала продукция соседей будет поставляться в магазины Тульской области, а затем и за ее пределы. Переговоры с партнерами уже начались, сообщает пресс-служба торговой сети.

Работать с агроагрегатором «Магнита», как утверждают эксперты, фермерам и просто, и выгодно. По словам директора сельскохозяйственного и промышленного комплекса розничной сети «Магнит» Евгения Случевского, такая форма сотрудничества назрела давно и сегодня востребована обеими сторонами. Ретейлер централизованно закупает и поставляет продукцию региональных фермеров в магазины, обеспечивает инфраструктуру для ее хранения, мойки, фасовки, упаковки, а также оказывает консультационную поддержку аграриям по вопросам агрострахования, производства и сбыта товаров, оформления необходимых документов и маркировки, занимается обучением и участвует в совместном финансировании закупок сырья и упаковочных материалов. Подобная поддержка — реальный стимул для мелких производителей развивать производство качественной продукции, на приобретение которой ориентируется все большее количество российских потребителей.

«Множество мелких производителей не имеет ресурсов для того, чтобы оперативно и качественно решать проблемы, возникающие на пути товаров от поля к полкам магазинов, — говорит Евгений Случевский, — мы берем их решение на себя. В результате вместе обеспечиваем выполнение главной задачи — удовлетворение потребительского спроса».

Выигрывают все

На протяжении почти двух лет закупкой и реализацией фермерской продукции занимается и X5 Group, в которую входят торговые сети «Пятерочка», «Перекресток» и «Чижик». «X5 Group постоянно развивается в качестве агроагрегатора, — говорит президент компании Екатерина Лобачева. — В прошлом году мы упростили процесс ввода товара, отменили штрафы за недопоставку, сократили сроки, в течение которых рассматриваются изменения закупочной цены, предоставили льготную ставку по факторингу. Неизменными остаются только качество и обеспечение необходимых объемов. 92 % товаров на наших полках — от отечественного производителя, а из более чем 1,5 тыс. новых партнеров подавляющее большинство — 1174 — российские резиденты».

Доля фермерской продукции больше всего за последний год выросла в «Перекрестке». Ретейлер работает не только с аграриями, но и с теми, кто перерабатывает продукцию, выращенную небольшими сельхозпредприятиями. Зачастую мясную гастрономию, кондитерские изделия, сыры, молочку и консервы производят семейные фирмы. «Работа с крупными поставщиками и фермерами — это два разных направления деятельности, — продолжает Екатерина Лобачева. — С первыми она идет по четко отлаженной стандартной схеме, которая обеспечивает и качество, и своевременность, и большие объемы продукции. Требования ко вторым всегда персональные: мы готовы брать продукцию даже поштучно, и для того, чтобы сократить расходы, разрешаем привозить ее сразу в магазин, минуя распределительные центры. Главное преимущество фермерской продукции перед заводской в том, что это особенный, а порой и единственный в своем роде продукт ручной работы. В последнее время этот сегмент становится все популярнее у наших потребителей».

Одна из проблем, возникающих при работе с малыми фермерами, как утверждают эксперты, — это риск нерегулярных поставок или поставок с несоблюдением объемов. Но опытные ретейлеры всегда идут навстречу производителям, предоставляя возможность переноса поставки, а если ситуация серьезная, то и при­остановки контракта на время, необходимое фермеру для ее исправления.

Чаще всего, как показывает практика, торговые сети закупают у малых фермеров и производителей скоропортящиеся продукты, срок хранения которых составляет три – пять дней, плюс фрукты-овощи. X5 Group работает с малыми фермерами по двум направлениям — агроагрегатор и агроконтракт. Суть первого, уже опробованного в Липецкой области, заключается в том, что специализированное предприятие собирает у фермеров продукцию, которую заказывает торговая сеть, и суммарно поставляет ее в магазин. При этом производителям предоставляются услуги по логистике, оформлению документов, хранению.

Агроконтракт X5 Group опробовала в Сибири. Это схема, при которой местные фермеры работают с торговой сетью по договору подряда, поставляя в магазины определенный объем продукции. Эксперты отмечают, что такой подход выгоден для обеих сторон: аграрии получают гарантии сбыта продукции, а торговые сети — объема поставок. «Именно так мы полностью обеспечили корнеплодами Новосибирск в прошлом сезоне, — говорит Екатерина Лобачева. — Сегодня проверяем на жизнеспособность еще один подход — аренду овощехранилищ для продукции под наш заказ».

Работа с региональными фермерами требует от сетей намного больше усилий, нежели сотрудничество с крупными поставщиками. И тем не менее ретейлеры активно развивают это направление в своей деятельности. Наряду с трудностями, уверяют эксперты, есть и свои плюсы. Малые производители всегда более подвижны. Для них не проблема изменить упаковку, вкус, вес продукта по просьбе торговых сетей или производить собственную товарную марку и получить взамен маркетинг, продвижение и гарантию сбыта. Только на локальных производителях собственной товарной марки сегодня работает торговая сеть «Чижик».

Кроме этого, работа с местными производителями кратно сокращает затраты торговых сетей на доставку товаров, а это в итоге положительно сказывается и на конечной цене продукта. Немаловажно и то, что покупателям нравится приобретать продукцию, которую произвели именно «свои» фермеры. Она зачастую эксклюзивна, и в других магазинах найти ее практически невозможно.

Для того чтобы фермерская продукция попала на полки крупных торговых сетей, инициатива должна проявляться обеими сторонами, утверждают аналитики. И такая практика уже нарабатывается. Например, «Перекресток» систематически проводит конкурсы на производство необходимых ему товаров, и в то же время на сайте магазина можно оставить заявку с указанием того, какие продукты, в каких объемах и по какой цене фермер готов продать. Есть возможность и просто подойти к директору торговой точки и предложить свой товар.

Правительство РФ поручило Минсельхозу адаптировать опыт сбыта фермерской продукции Тульской и Липецкой областей посредством агроагрегатора на другие регионы страны и рекомендовать им создать подобные специализированные предприятия.

Татьяна Симагина

Земля и Жизнь, 2003-2021 | Политика конфиденциальности