Замороженные перспективы

Замороженные перспективы

Аномальная весенняя засуха на юге России и майские заморозки в центральных регионах значительно уменьшили прогнозы на будущий урожай. Под удар попали как зерновые культуры, так и масличные, а также пострадали плодово-ягодные насаждения и овощные культуры. На снижение прогнозов на урожай тут же отреагировали цены на мировом рынке. Как фермеры пережили неблагоприятные условия и что будет с ценами на выращенную продукцию, разбираемся с нашими экспертами.

Сушь, мороз, паводки

Весна в этом году преподнесла немало неприятных погодных сюрпризов аграриям. Южные регионы страдали от отсутствия дождей, центр России попал под майские заморозки, причем неоднократные. Наводнения в различных регионах страны также негативно повлияли на весеннюю кампанию. Так, власти Тюменской области, где ввели режим ЧС из-за паводка, объявили, что доля затопленной пашни составляет около 3 % от общей площади. В итоге яровые посеять по плану не получится «ввиду неблагоприятного развития паводковой ситуации и подтопления сельскохозяйственных угодий». Изначально яровыми в этом сезоне в регионе планировалось засеять порядка 850 тыс. га, сообщили в департаменте АПК региона. Впрочем, в остальных регионах, пострадавших в этом году от паводков, большая вода особого урона весенней посевной кампании, а также вреда посевам озимых не принесла. Чего нельзя сказать о возвратных заморозках, случившихся в мае. Ночные температуры в ряде областей опускались ниже −8…−10 °C  — губительно как для озимых, так и для ранних всходов. На середину мая режим ЧС из-за заморозков действовал уже в восьми регионах: Ростовская, Пензенская, Липецкая, Воронежская, Тамбовская, Волгоградская, Орловская, Саратовская области. Ростовская область ввела режим ЧС одной из последних в данном списке. По словам губернатора региона Василия Голубева, майские заморозки вызвали частичное повреждение, а местами и гибель сельхозкультур практически во всех районах Ростовской области. По предварительной оценке, пострадали посевы на площади более 140 тыс. га. При этом общая посевная площадь в регионе составляет 4,9 млн га.

Одним из первых регионов, которые ввели режим ЧС, стала Липецкая область. Как отметил губернатор региона Игорь Артамонов, по предварительной оценке, погибло 5 % от общей посевной площади, которая составляет 1,4 млн га. Особенно пострадали ячмень, рапс и сахарная свекла. «Сложная ситуация с плодово-ягодными культурами. В некоторых хозяйствах погибла половина будущего урожая. Рабочая группа подсчитывает ущерб. Мы будем обращаться в федеральный центр за дополнительными субсидиями для поддержки наших аграриев», — писал в своем телеграм-канале глава региона.

«У меня в хозяйстве заморозками зацепило озимую пшеницу и горох. Но потери не такие большие, как у других фермеров, которые вышли на сев раньше.

У них погиб не только озимый, но и яровой рапс, а также накрыло посевы сахарной свеклы. Я работаю по технологии No-Till и в поле выхожу позднее. Остальные просто вынуждены были начать весенний сев раньше обычного. Апрель стоял теплый, влага уходила. С момента схода снега не было ни одного продуктивного дождя у нас, поэтому нужно было срочно сеять. Никто же не ожидал таких серьезных похолоданий. Сейчас фермеры пересевают погибшие поля кукурузой, подсолнечником. Кто быстро подсуетился, купил хорошие семена. Остальные подметают уже что есть», — рассказал фермер из Липецкой области Владимир Плотов.

В Воронежской области, по предварительным данным на 8 мая, площадь погибших или сильно поврежденных заморозками культур превысила 265 тыс. га. В итоге там тоже ввели режим ЧС.

«Вымерз горох, частично кукуруза, озимые. Но потери не так существенны, как могли бы быть. Многие фермеры в этом году сильно сэкономили на удобрениях. В итоге у них растения были недостаточно крепкими в момент заморозков и погибли. Мы поработали с удобрениями заранее, и наши посевы были более сильные и в большинстве своем смогли пережить заморозки», — рассказал фермер из Воронежской области Игорь Рожнов.

Южные регионы под действие заморозков особо не попали, но отсутствие дождей также сыграло свою негативную роль.

«С января уже нормальных дождей не было, засуха очень сильная, все культуры страдают», — говорит фермер из Ставропольского края Андрей Толокнёв. — «Озимый рапс дал очень слабые всходы. В итоге из 500 га оставили только 250, остальные пересеяли кукурузой и подсолнечником. Но посеяли яровые, а на них до середины мая все еще ни одного дождя не попало. Все время пасмурно, ветер, дождя нет, в мае еще и похолодало. В итоге получили рваные всходы. Так что на рекорды в этом сезоне вряд ли приходится рассчитывать».

На оперштабе в Минсельхозе 16 мая новоиспеченный министр сельского хозяйства Оксана Лут сообщила, что возвратные заморозки в мае совокупно затронули посевы в 23 регионах. По первоначальным данным, гибель совокупно составляет 830 тыс. га (неделей раньше было 500 тыс. га. — Прим. автора). В общем масштабе площади это около 1 %. Семена и ресурсы для пересева, по словам чиновницы, имеются в нужном объеме. Но новая закупка семян снова ложится нелегким бременем на аграриев, которые уже изрядно потратились на подготовку и проведение весенней посевной кампании. На этом фоне депутат Госдумы Николай Гончаров заявил, что необходимо расширить объемы льготного кредитования для пересева культур. В ответ Оксана Лут сообщила, что финансов, которые предусмотрены на посевную, предстоящий пересев, достаточно. Но если финансов все же не хватит, будут изыскивать возможности, чтобы профинансировать всех, кому это необходимо. Также министр сельского хозяйства сказала, что ведомство будет внимательно следить за действиями страховых компаний по этим случаям, особенно по ЧС, чтобы все добросовестные сельхозстрахователи получили необходимый объем возмещения в течение 10 дней.

Но многие фермеры решили просто отказаться от пересева семян. Мало того, что это дополнительные расходы, так еще и условия не для всех культур подходящие. Так что новые затраты просто могут не окупиться. При этом есть еще один нюанс: банки не дают разрешения использовать льготные кредиты на покупку семян иностранной селекции, даже выращенные в России. То есть пересевать пришлось только отечественным посевным материалом, если рассчитывали на субсидируемые кредиты.

В ЭТО ВРЕМЯ
В Мексике весной идет активная уборка озимых культур. Но и там тоже условия оказались неблагоприятными для будущего урожая, сообщает Зерновой портал Центрального Черноземья. На прогнозы производства серьезно повлияли чрезвычайно засушливые погодные условия, что привело к сокращению посевных площадей как пшеницы, так и кукурузы, а также резкому снижению урожайности. Практически все площади посевов пшеницы в Мексике орошаются, и достаточный уровень воды в плотинах необходим для стимулирования посева в период с ноября по февраль и обеспечения необходимого количества воды для орошения и поддержания ожидаемой урожайности до сбора урожая. Но засуха в этом сезоне обеспечила низкий уровень воды в водохранилищах для полива урожая. Производство кукурузы также пострадало из-за многолетней засухи: FAS USDA прогнозирует общий объем производства в 2023–2024 годах на уровне 23,3 млн тонн, что на 17 % ниже рекордного урожая предыдущего сезона в 28,1 млн тонн. Установившаяся на юге Мексики с начала января погода вызывает также серьезную обеспокоенность местных производителей кофе. Большинство из них оценивает возможное снижение производства зерна на 30 %. Уже сейчас отсутствие дождей негативно влияет на 80 % кофейных плантаций. Исследования показывают, что как минимум 170 тыс. га сельскохозяйственных территорий могут ощутить на себе последствия засухи.

Побило цвет

Кроме зерновых культур серьезно пострадали и плодово-ягодные насаждения. По мнению председателя Ассоциации питомниководов и садоводов Ставропольского края Айдына Ширинова, в регионах Центральной России и Черноземья пострадали до 50 % садовых посадок. При этом в данных областях производится около 30 % товарного яблока в России.

«В центральной части России ситуация, конечно, катастрофичная. Заморозки как раз попали на фазу цветения и погубили все надежды на хороший урожай», — прокомментировал нашему изданию Айдын Ширинов.

Хозяйство фермера Бабкена Испиряна из Калужской области также пострадало.

«Морозы прошли волнами. Смотрю, стоит здоровое растение, а буквально 10 шагов в сторону — и даже листья пожухли. Но все равно потери могут быть существенными. Растения-то сами фактически не повреждены, но заморозки убили цвет, так что плодов на таких кустарниках, деревьях уже можно не ждать», — рассказал глава хозяйства.

Восполнять потери придется за счет южных регионов, где прогноз на будущий урожай весьма позитивный. В Ставропольском и Краснодарском краях весна была теплая, ранняя, все зацвело на две недели раньше, чем обычно. Поэтому даже небольшое похолодание уже никак не отразилось на садовых насаждениях. Правда, еще были зимние заморозки, которые повлияли на косточковые. Но, по мнению Айдына Ширинова, не слишком существенно. Что касается засухи в южных регионах, то она также не особо отразилась на состоянии посадок. Современные сады закладываются по интенсивным технологиям, которые предусматривают искусственный полив. Так что от капризов небесной канцелярии садоводы сильно не зависят. Кроме того, все больше начинают плодоносить молодые сады, высаженные в предыдущие годы. Так что потери центральных регионов вполне возможно будет восполнить.

За ситуацией на плодово-­ягодном поле также пристально следят производители соковой продукции.

«Важно понимать, что отдельные российские производители товарного яблока имеют разную структуру сбыта и часто им выгоднее поставлять яблоки на прилавки в натуральном виде, а не отдавать на переработку. Кроме того, не все сорта яблок подходят для производства соковой продукции. В случае возникновения дефицита сырья производители соковой продукции, скорее всего, увеличат объемы поставок со стороны альтернативных каналов и будут стараться сбалансировать цену на итоговую продукцию», — комментирует президент СОЮЗНАПИТКИ Максим Новиков.

Заморозки ударили и по овощам открытого грунта. Но там о масштабах потерь говорить пока рано.

«Участники нашего Союза фиксируют некоторые повреждения от заморозков, имеется определенный урон, но пока непонятен масштаб. Могли пострадать те поля, на которых картошка уже взошла, — на юге России. Но насколько критично, еще непонятно. Картофель может и отойти, другие побеги дать. В центральной части в середине мая только начали входить в активную фазу посадок, приступили к посадке картофеля, например в Московской области. Но наша житница по картофелю — это Приволжский, Центральный федеральные округа. А там ряд регионов пострадал не только от заморозков, но и от переувлажнения. Если брать еще севернее, то в Тюменской области, например, у нашего участника затопило 1,6 тыс. га полей. Пока почва не просохнет, даже при наличии оптимальных температур в поля зайти не получится. Так что темпы весеннего сева картофеля могут быть снижены. Также мы видим определенное снижение в этом году по площадям посевов в товарном секторе. Но некоторые регионы, наоборот, прибавили площади. Например, Брянская область плюс 3 тыс. га высадила в этом году к своему обычному объему. Они вышли в поля на две недели раньше других центральных регионов на фоне теплого апреля. Как будет развиваться вегетация в целом, какая погода будет летом, при уборке, — все эти факторы и будут влиять на итоговый урожай и цену. В прошлом году собрали рекордный урожай 8,59 млн тонн. В итоге было перепроизводство, цены не было весь сезон. Что будет в этом году с урожаем, пока непонятно. В любом случае говорить о катастрофе преждевременно», — считает исполнительный директор Картофельного союза России Алексей Красильников.

Рекордов уже не ждем

На фоне погодных аномалий эксперты и аналитики начинают понижать прогнозы на урожай. Понизил свой прогноз, причем второй раз за май, Институт конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР). Так, аналитики теперь ожидают урожай пшеницы на уровне 86 млн тонн вместо предыдущего прогноза в 91 млн тонн. Снизили также ожидания по экспорту пшеницы на 3,5 млн тонн — до 47 млн.

Минсельхоз, в свою очередь, уже говорит о 132 млн тонн общего сбора зерна в этом году. Но при этом вице-премьер Дмитрий Патрушев заявил, что полученного урожая хватит для обеспечения продовольственной безопасности страны. Напомним, внутреннее ежегодное потребление зерна в России составляет около 80 млн тонн.

Вслед за ИКАР повторно снизил свой прогноз из-за заморозков СовЭкон — до 85,7 млн тонн пшеницы с 89,6 млн тонн, оценив потери фермеров в 3,9 млн тонн пшеницы стоимостью в 45 млрд руб.

«Урожай ожидается на 1 млн тонн меньше среднего за пять лет. Оценка была пересмотрена на фоне погодных аномалий в центральных и южных регионах России. Производство пшеницы в центре оценивается в 19,3 млн тонн (−2 млн тонн по сравнению с прошлым годом), на юге — в 32,6 млн тонн (−5,9 млн тонн), в Поволжье — в 18,8 млн тонн (−0,2 млн тонн). Сухая погода стала основной причиной для сокращения видов на урожай на юге. В последние три месяца в регионе выпало 20–40 % от нормы осадков, что вкупе с температурой выше нормы привело к накоплению дефицита влаги. В центре значительный урон урожаю нанесли заморозки в первой половине мая. Температура в регионе опускалась до −6 °C. Урон также могли получить посевы на севере и в центре Ростовской области (юг), где температура опускалась до −3 °C. Условия для развития посевов в России ухудшились, что на фоне низких видов на урожай в Европе будет оказывать поддержку рынку», — считают аналитики СовЭкона.

Кандидат сельскохозяйственных наук Сергей Грошев согласен с коллегами по поводу прогнозов на будущий урожай. При этом действительно в ряде стран ЕС также схожие погодные условия, как и на юге России, которые негативно влияют на рост культур.

Например, ожидается отставание по твердой пшенице в Италии, в которой эта культура весьма востребована. Если обычно там собирали до 4,5 млн тонн зерна, то в этом году может быть 3,5–3,8 млн тонн. Причина — засуха, с января по середину мая практически не было дождей.

«Сходный сценарий мы наблюдаем на юге России. Так, на Кубани дождей нет с февраля. Поэтому сценарий общий для всех озимых культур на юге — Ставропольский край, Ростовская область, Краснодарский край и частично Волгоградская область. Растения развивались по ускоренному варианту, двумя-тремя неделями опережая фазы. В итоге междоузлия более короткие, колосок заложен меньше и пр. Апрель с маем по температурам поменялись местами. Именно апрельские температуры вызвали более ускоренный выход в трубку, формирование колоса. В итоге растения заложили некрупный колос, отбросили лишние боковые побеги. Это в основном сыграло на формирование более низкого потенциала урожая. Так же и в Италии на южной половине. Потом к нам пришла другая беда — серия заморозков. Краснодарский край пострадал меньше всего, оказались задеты разве что Кущевский и Бело­глинский районы, но не сильно. В целом регион получит урожай ниже, но не из-за заморозков, а из-за ускоренного формирования растений на фоне аномального и сухого тепла. В Ростовской, Волгоградской, Воронежской и других областях на такой же сценарий развития наложились еще и заморозки. Если бы в апреле развитие шло как обычно, то колос был бы ниже половины трубки. Но в период заморозков он был уже на выходе или вышел, а в это время он очень уязвим. Несколько часов мороза ниже 5 °С уже могут быть фатальными. Последствия ущерба еще подсчитываются, но уже после первой волны заморозков списывались десятки тысяч погибших посевов. На мой взгляд, засуха и добивание морозом в отдельных регионах станут главными факторами снижения урожайности. Но валовой сбор еще пока невозможно прогнозировать. Думаю, вместо 140 млн тонн зерна мы получим 125–130 млн тонн. Последнее значение — в лучшем случае. Главным образом сократится урожай озимой пшеницы. По яровой пшенице при изучении ситуации в разных регионах мы не видели серьезных повреждений. По кукурузе могут быть проблемы, местами она уже всходила, поэтому кое-где посевы потрепанные, но еще могут отойти. В принципе, кукурузу можно было пересеять, семена есть в России. Сказать, что будет существенная потеря кукурузы, маловероятно. Ее урожайность будет зависеть от цветения, от температуры во время летнего цветения и пр. Но в целом, наверное, большого урожая не будет, что, по-видимому, и хорошо. Это позволит распродать по приемлемой цене накопившиеся за два сверхурожайных года остатки», — считает специалист.

Также, по словам аналитика информационно-аналитического агентства OleoScope Кирилла Лозового, фиксируется ситуация с гибелью подсолнечника в российских регионах. «Но это коснулось не всех субъектов РФ. По информации наших собеседников на рынке, в Поволжье ситуация более благоприятная, поскольку сельхозпроизводители начали сеять семечку чуть позже», — отметил эксперт.

Цены поползли вверх

Корректирующиеся в сторону снижения прогнозы на урожай практически сразу начали влиять на уровень цен. Майские заморозки в некоторых регионах России уже привели к взлету фьючерсов на пшеницу на Чикагской товарной бирже до максимумов августа прошлого года, пишет Bloomberg. Так, 10 мая фьючерсы на пшеницу с поставкой в июле на Чикагской товарной бирже (CBOT) достигали 6,6 доллара за бушель, что соответствует 242,48 доллара за тонну (22,265 тыс. руб. за тонну по курсу на 10 мая). Для сравнения, по состоянию на 1 мая цена фьючерса составляла 6,05 доллара за бушель, рост за месяц — 23,54 %. При этом издание отмечает, что РФ является крупнейшим в мире экспортером пшеницы. Хотя пострадавшие площади — лишь часть общих посевов страны, заморозки могут усугубить проблемы для культур, уже испытавших засуху весной. А продолжительное изменение цен может привести к подорожанию хлеба и макарон и во­зобновить инфляционное давление на центральные банки.

«Индексы, по которым можно судить об изменении цен, показывают тенденцию в сторону повышения. Думаю, что на мировом рынке зерно подорожает. Если сейчас оно стоит 220–230 долларов за тонну, то потом цена может вырасти и до 250 долларов. Дно низких цен уже пройдено. И сегодняшняя ситуация в России как одном из главных экспортеров пшеницы также влияет на уровень мировых цен. К тому же на Украине тоже проблемы, они меньше смогут экспортировать в новом сезоне на мировой рынок. В ряде стран ЕС тоже не ожидается рекорда», — говорит Сергей Грошев.

«И на мировом рынке, и на нашей экспортной площадке цены идут на подъем. За вторую майскую неделю экспортная площадка подросла где-то на 10–15 долларов на пшенице. Мировые рынки показывают еще более активный рост. Аналитики везде сейчас пересматривают прогнозы в сторону понижения видов на урожай, поэтому мировой рынок подрастает даже более активно, чем черноморское побережье», — прокомментировал нам генеральный директор компании «ПроЗерно» Владимир Петриченко.

«Что касается подсолнечника, то, например, в Тамбовской области заморозки не только навредили посевам, но еще и толкнули вверх цены на сырье, которые в течение дня менялись по два-три раза и в пике доходили до 35 тыс. руб. с НДС CPT. Конечно, далеко не все сделки заключались по таким суммам, но факт того, что культура дорожала, подтверждается», — рассказал Кирилл Лозовой.

В целом сейчас и фермеры, и аналитики надеются, что тенденции на повышение цены сохранятся. И тогда, возможно, все же удастся нивелировать последствия для хозяйств, переживших гибель посевов. Или хотя бы существенно минимизировать ущерб.

ЮЛИЯ ЖИТНИКОВА

Земля и Жизнь, 2003-2021 | Политика конфиденциальности