«Зеленый эталон»: большие амбиции за маленьким значком
Российский агропромышленный комплекс выбран пилотной отраслью для внедрения единого стандарта сертификации «продукции с улучшенными характеристиками» и маркировки «Зеленый эталон». В чем отличие этого знака качества от уже существующих, каковы преимущества сертифицированной продукции для потребителей, выгода для производителей, польза для экономики и общества в целом?
Стандартные основы
Понятие продукции с улучшенными характеристиками было официально закреплено законом «О сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии с улучшенными характеристиками», который вступил в действие 1 марта 2022 года. Законопроектом установлен «зеленый» стандарт производства продуктов растениеводства, животноводства, водных биоресурсов, рыбной продукции и аквакультуры, семенной продукции и посадочного материала, пестицидов, агрохимикатов, минудобрений, кормов, продуктов питания и пищевых добавок. Продукция, соответствующая установленным стандартам, получит государственный сертификат и право маркироваться знаком «Зеленый эталон».
Чтобы претендовать на такую маркировку, производитель должен выполнить требования не только к итоговому составу, но и ко всему жизненному циклу конкретного товара, а именно гарантировать, что: при производстве не использовалось ионизирующее излучение, трансплантация эмбрионов, клонирование, генно-модифицированные и трансгенные организмы;
применялось значительно меньше пестицидов и антибиотиков в сравнении с традиционными методами, минеральные удобрения содержали минимум тяжелых металлов;
товар упакован в биоразлагаемый и повторно перерабатываемый материал;
производство продуктов с улучшенными характеристиками обособлено от производства «обычных» продуктов.
В документе отмечается, что применение удобрений, агрохимикатов, средств защиты и стимуляторов роста растений на производстве должно быть обосновано, а их количество рассчитано «специалистом, имеющим высшее профессиональное образование по специальности «агрономия», в том числе с использованием специального программного обеспечения». В этом состоит принципиальное отличие «продукции с улучшенными характеристиками» от уже существующей на рынке «органической» продукции (ГОСТ 33980-2016): при производстве последней использовать удобрения и любые другие искусственные средства увеличения урожайности или роста популяции животных полностью запрещено.
Также «зеленым» стандартом устанавливаются более строгие требования к использованию пищевых добавок, ферментных и гормональных препаратов, антибиотиков, стимуляторов роста и откорма животных. Эталонное качество будет определяться на основе национальных стандартов, их разработкой по поручению Минсельхоза занимаются Роскачество, химический холдинг «ФосАгро» и Лига зеленых брендов.
В настоящий момент стандартов существует всего шесть: четыре регламентируют производство, хранение и транспортировку продукции, еще два устанавливают требования к минеральным удобрениям (в частности, ограничивают содержание в них тяжелых металлов — свинца, кадмия и др.).
Получить разрешение маркировать свою продукцию знаком «Зеленый эталон», правообладателем которого является Минсельхоз РФ, может по собственной инициативе любой производитель, подав заявление и соответствующий пакет документов в Роскачество. После проверки документов ведомством будет назначен аудит: на производство прибудут специалисты для отбора проб и подготовки экспертных заключений. В среднем процедура сертификации, по информации представителей Роскачества, занимает от четырех недель до трех месяцев.
Не такой, как все
По замыслу создателей, законодательная основа знака «Зеленый эталон» должна выгодно выделить сертифицированную продукцию на фоне прочих товаров, произвольно маркированных значками «эко», «био» и другими «зелеными» отметками. Зачастую такие маркировки являются лишь маркетинговыми уловками, «зеленым» камуфляжем и признаками гринвошинга — в маркетинговых и PR-кампаниях так называют эксплуатацию экологических ценностей для привлечения внимания к бренду и создания у потребителя ложного впечатления об экологичности компании (товара).
В отличие от «маркетинговых» знаков, право бренда на маркировку «Зеленым эталоном» можно проверить в Едином государственном реестре производителей продукции с улучшенными характеристиками, который с 1 сентября 2022 года размещен в открытом доступе на сайте Министерства сельского хозяйства РФ. В настоящий момент там фигурирует девять производителей минеральных удобрений — для этой категории уже готовы и утверждены стандарты и критерии оценки. По утверждению представителей «ФосАгро», принятые ГОСТы вводят «самые передовые в мире ограничения на содержание кадмия в удобрениях», которые «в три раза строже критериев ЕС».
А вот на магазинных полках знака «Зеленый эталон» мы пока не увидим — стандарты для улучшенных продуктов питания еще разрабатываются. Прогнозируется, что продукция с улучшенными характеристиками будет занимать промежуточное положение в ценовом диапазоне между «обычной» и «органической», наценка на товары со значком «Зеленый эталон» может составить 15–20 % (наценка на «органику», которую производить дорого и сложно, составляет 30–100 %). Ожидается, что потребительской миссией «зеленых» продуктов в ритейле станет удовлетворение растущего запроса на полезные продукты у менее платежеспособных россиян.
Однако самое важное отличие нового значка от его аналогов — его значимость в контексте развития российской экономики в целом. «Зеленый эталон» сосредоточен не столько на заботе о здоровье потребителей или гуманном обращении с сельхозживотными, сколько на макроэкономических государственных задачах, а именно — прицелен увеличить конкурентоспособность российской сельхозпродукции на внешнем рынке. Именно по этой причине важная часть положений законопроекта касается обстоятельств производства сельхозпродукции, ее упаковки, транспортировки и реализации — то есть нацелена на включение деятельности предприятий в единую логику комплекса «зеленого» производства.
В частности, законопроект допускает применение только тех агропромышленных технологий и технологий производства сельхозпродукции, сырья и продовольствия, которые соответствуют экологическим, санитарно-эпидемиологическим, ветеринарным и прочим требованиям, гарантирующим низкое негативное воздействие на окружающую среду. Сертификация в этом случае поможет производителям подтвердить переход от интенсивного сельхозпроизводства к щадящей эксплуатации природных ресурсов. Здесь прослеживается стремление инициаторов законопроекта включиться в глобальный тренд «зеленого» роста и «зеленой» экономики, которые охватывают не только аспекты, непосредственно связанные с производством «чистой» продукции, но и весь комплекс смежных вопросов, таких как «зеленое» финансирование, устойчивое развитие, повышение качества жизни.
Отмыть до зелени
«Зеленый» рост (green economic growth) — это новое, более широкое понимание экономического роста и восходящий тренд в стратегиях развития ведущих мировых экономик. В этой парадигме учитывается, каким ущербом окружающей среде и национальному богатству сопровождается экономический рост, что является важным критерием оценки рисков для дальнейшего развития. Политика, которую последовательно проводят развитые страны, предполагает разного рода преференции для «зеленого» бизнеса и «зеленых» брендов и заградительные санкции по отношению к «коричневым», вредным производствам.
Так исторически сложилось, что «коричневые» производства составляют основу экономики РФ, поэтому санкции за углеродный след и другие экологические несоответствия международным стандартам обращаются убытками для бизнеса и бюджета. Например, прогнозируемые потери для российской экономики от введения странами ЕС «углеродного налога» по расчетам KPMG в 2025–2030 годах могут составить более 33 млрд евро в базовом сценарии. В таких условиях стремление государства помочь российской продукции преодолеть глобальные законодательные барьеры и хотя бы частично компенсировать бюджетные потери за счет выручки с реализации сертифицированной «зеленой» продукции представляется естественным.
Действующая государственная программа развития агропромышленного сектора предусматривает, что объем экспорта российской сельхозпродукции к 2030 году должен превысить $45 млрд, а по прогнозам Минсельхоза, к 2024 году под «зеленым» брендом на зарубежные рынки будет уходить до 10–15 % от общего объема экспорта российской продукции АПК. В целом Минэкономразвития оценивает потенциал для внедрения «зеленых» технологий в России до 2023 года в 3 трлн руб.
По мнению чиновников, именно «зеленая» стандартизация с сертификатами, подтверждающими приверженность предприятий экологическим принципам на всем протяжении жизненного цикла продукции, позволит легитимизировать и монетизировать все фундаментальные преимущества ведения сельского хозяйства в РФ.
Один из примеров таких преимуществ, по мнению гендиректора «ФосАгро» Андрея Гурьева, — ситуация с российскими удобрениями: действующие стандарты содержания вредных веществ в них — «в три раза строже европейских». В 2019 году Евросоюз принял повсеместный запрет на оборот фосфорных удобрений с содержанием кадмия выше 60 мг/кг, при этом ANSES рекомендует установить предельный уровень кадмия в фосфатах в 20 мг/кг, иначе сельхозпродукция может нанести вред здоровью потребителей. При этом более 60 % подтвержденных мировых запасов фосфатного сырья в этот норматив не укладывается. В российских же ГОСТах, исторически ориентированных на защиту здоровья населения, а не на извлечение максимальной прибыли при производстве, прописаны более жесткие нормы: по кадмию — 20 мг/кг, по мышьяку — 20 мг/кг (в ЕС — 40 мг/кг). По мнению Гурьева, российские производители удобрений могут наносить экомаркировку по европейскому законодательству уже сегодня, и 100 % российских минеральных удобрений готовы к сертификации по «зеленым» стандартам без дополнительных затрат и увеличения стоимости потребительской продукции.
Зеленая вертикаль
Таким образом, за маленьким зеленым значком скрываются масштабные государственные планы, реализацию которых трудно представить без глобального комплексного подхода.
На XXV Петербургском международном экономическом форуме в июне этого года заместитель руководителя Роскачества Елена Саратцева заявила, что Роскачество, «ФосАгро» и Лига зеленых брендов по поручению Минсельхоза РФ заняты разработкой вертикально интегрированной стратегии развития «зеленой» продукции. По словам Саратцевой, эта инициатива призвана достичь целей устойчивого развития — «ведь 8 из 17 целей устойчивого развития, сформулированных ООН, так или иначе связаны с «зеленой» продукцией». Стратегия будет изложена в документе, который определит цели и задачи развития «зеленого» производства, оценит текущее состояние и тенденции отрасли, ее основные риски и возможности.
«Необходима вертикаль, пронизывающая все: от целеполагания до продуктовой линейки. Стратегия должна этот вектор задать, и поэтому она нужна и государству, и бизнесу. Мы видим, насколько эффективно стратегическое планирование в других сферах. Сформулировав основные ориентиры, мы поймем и ресурсы, привлечение которых будет необходимо для реализации целей устойчивого развития», — считает Саратцева.
По ее словам, новые стандарты — часть стратегии по развитию интегрированного сельского хозяйства и повышению качества российской пищевой продукции в целом, эта стратегия позволит российским «зеленым» брендам стать более конкурентоспособными на мировом рынке. Именно по этой причине при разработке «зеленых» ГОСТов учитывали международный опыт стандартизации в области «точного» сельского хозяйства и регламент «Об Экологическом знаке Европейского Союза».
Согласно докладу президента Лиги зеленых брендов Анастасии Поповой, представленному на 24-й российской агропромышленной выставке «Золотая осень», национальный «зеленый» стандарт — один из шагов на пути к национальной «зеленой» стратегии. Он послужит основой для создания системы оценки «зеленой» продукции по ее жизненному циклу, который включает экологичность и устойчивость производства, чистоту используемых источников энергии, углеродный след от упаковки и воздействие на экологию всей цепочки поставок. Комплексный подход делает возможным выдачу сертификатов «зеленым» производителям и поставщикам, поддержание «зеленых» цепочек и создание реестра сертифицированных компаний. Наличие сертификата должно упростить компаниям «зеленые» закупки, выдачу «зеленых» кредитов, получение места на полке среди «зеленых» товаров в ритейле — все это возможно только при наличии единого методологического механизма, лежащего в основе экосистемы мер поддержки ответственных производителей.
Ответственному бизнесу — дешевые деньги
Руководитель Роскачества Максим Протасов считает, что производство «зеленой» продукции — это результат внедрения управления рисками в традиционном сельском хозяйстве, а снижение негативного воздействия на окружающую среду — его логичное следствие. Поэтому, помимо формирования сегмента продукции с улучшенными характеристиками и разработки экомаркировки, для выполнения задач комплексной перестройки отрасли логичным шагом станет внедрение ESG-процессов на производстве. Пилотной отраслью для внедрения новых принципов в рамках реализации «зеленой» стратегии выбран агропромышленный комплекс.
Почему это так важно? Приверженность принципам ESG (Environmental, Social, and Corporate Governance, то есть экологическое, социальное и корпоративное управление) означает не только стремление компании принести пользу природе и обществу, но и ее соответствие параметрам, лежащим в основе управления устойчивым развитием, и набору критериев, на который ориентируются социально ответственные и «зеленые» инвесторы при рассмотрении заявок и оценке бизнеса. Иными словами, если производители будут следовать принципам экологичности и социальной ответственности, лежащим в основе ESG, им будет потенциально проще получить доступ к более дешевым деньгам и выйти на новые рынки, которые требуют раскрытия компаниями ESG-отчетности. Таким образом, без тотального внедрения ESG-процессов выстроить отраслевую вертикаль производства продукции с улучшенными характеристиками будет затруднительно: выполнение экологических требований влечет дополнительные затраты, отдача от «зеленых» вложений в изменение инфраструктуры и технологических процессов произойдет далеко не сразу, поэтому бизнесу важна доступность специализированных кредитных линий.
По данным организации Climate Bonds Initiative, мировой рынок «зеленого» финансирования в 2020 году превысил $290 млрд, из них на долю РФ пришлось только $500 млн (0,2 %). Bank of America подсчитал, что объем всех ESG-ориентированных облигаций в 2021 году в мире достиг $1 трлн. По данным компании «Делойт», только 10 % российских банков используют ESG-практики. Проблема — в отсутствии развитых институтов импакт-инвестирования: венчурным фондам просто неоткуда взять дешевые деньги для кредитования экологически ориентированных производств.
Согласно выводам исследования ВЭБ.РФ «Гриниум. Сколько инвесторы готовы платить за экологию?», на первом этапе «институты развития и государство должны взять на себя определяющую роль в формировании системы «зеленых» финансов». Возможными шагами в этом направлении, по мнению ВЭБ.РФ, могли бы стать налоговые преференции держателям «зеленых» облигаций.
В РФ действует программа «зеленых» бондов, по которой государство возмещает промышленным предприятиям 70–90 % купонного дохода, если заемные средства инвестируются в проекты по снижению количества вредных отходов. Объем бюджетных затрат на выплату купонного дохода по «зеленым» облигациям на 2019–2024 годы установлен на уровне 27 млрд руб. При этом экспертами банковской отрасли отмечается, что субсидирование инвестиционных кредитов — более простой и востребованный механизм, однако банковской системе пока недостаточно средств, механизмов и условий для формирования «зеленых» финансовых продуктов.
Но есть нюанс
Участники рынка в целом положительно оценивают правительственную инициативу по созданию «зеленой вертикали». Однако экспертами отмечается, что, вопреки планам «завалить» Европу российской продукцией с улучшенными характеристиками уже в 2024 году, предстоит еще много работы — ведь даже внятные стандарты сегодня готовы только для удобрений, для остальных типов продукции существуют лишь рамочные требования. Так что рабочей группе предстоит как минимум организовать разработку еще целой системы ГОСТов, стандартизирующих параметры всей конечной продукции, кормов, реагентов, посадочного материала и прочего.
Также критики отмечают, что разработкой стратегии и стандартов занимаются компании и структуры, у которых прослеживается явный конфликт интересов, так что необходимо подключить к проекту независимых специалистов и представителей смежных отраслей для более объективного и всестороннего подхода к решению поставленных задач.
Что касается роли самого знака «Зеленый эталон», он вызывает определенный скепсис у представителей ритейла. Они справедливо отмечают, что в восприятии конечного потребителя очередной эко-значок ничем не отличается от других, и для того, чтобы проинформировать население о его преимуществах, потребуется время и колоссальные рекламные бюджеты.
Ольга Логинова