Зри в семена

Зри в семена

Насколько готовы оказались семенные компании к нестандартной ситуации на фоне заморозков и необходимости пересева? На кого рассчитана ФГИС «Семеноводство»? Когда выйдем на 2 млн тонн риса в России? Эти и другие вопросы обсудили на пресс-конференции Национального семенного альянса.

Дефицита не было

В этом году возвратные майские заморозки принесли немало проблем аграриям. Погибли почти 1 млн га посевов. Одни фермеры решили пересевать пострадавшие участки, другие предпочли оставить все как есть. В этой ситуации для тех, кто решил пересевать, был актуальным один вопрос: хватит ли для этого семян и по какой цене.

«По предварительным данным Минсельхоза РФ, в стране погибло 800 тыс. га. Но даже при увеличении этой цифры до 1 млн га запас семян на этот объем имеется. На сегодняшний день (22 мая. — Прим. автора), например, имеется 2 тыс. тонн подсолнечника, что позволит посеять не менее 400 тыс. га. Это только по гибридам. А если еще и сорта брать, то имеется около 5 тыс. тонн семян — хватит на 1 млн га. Вторая культура, которая возможна для пересева, — кукуруза. Запас имеется на 38 с лишним тысяч тонн. Это позволяет посеять почти 2 млн га. Также мы имеем около 100 тонн сорго только у одного производителя Национального семенного альянса. Сорго вполне может быть востребовано в условиях южных регионов. Еще есть соя — не менее 3 тыс. тонн, из них 250 тонн для ЮФО, все остальное — это ранние и среднеранние сорта, подходящие для более холодных регионов. Так что о дефиците семян говорить нельзя. К нештатной ситуации семенные компании оказались вполне готовы», — рассказал председатель Совета Ассоциации «Национальный семенной альянс» Игорь Лобач.

Правда, при этом появилась другая проблема. Стали учащаться случаи появления на рынке фальсифицированных и контрабандных семян, особенно иностранной селекции. В ажиотажной ситуации срочного пересева люди могут закупать дешевые семена, не слишком разбираясь в их производителях, и попадаться на обман. В этой ситуации рецепт простой: или вы работаете с проверенными компаниями, или тщательно проверяете нового продавца семян, у которого собираетесь приобрести товар.

«Кстати, даже в такой сложной ситуации практически по всем отечественным компаниям цены на семена остались прежними, их не подняли. Но большой активности по приобретению посевного материала мы не отмечали. Даже там, где предлагали семена с отсрочкой до конца года или вовсе бесплатно», — говорит Игорь Лобач.

Скорее всего, это свидетельствует о том, что многие фермеры, особенно мелкие хозяйства, решили не пересевать погибшие участки. Но представитель НСА считает, что в таком случае убытки будут больше. В случае же пересева возможно хотя бы уйти в нулевую рентабельность или даже получить небольшую прибыль. Решения каждый принимает сам.

За и против системы

С первого сентября 2024 года запускается новая система прослеживания — в этот раз семян — ФГИС «Семеноводство». Споры вокруг внедрения новой системы не умолкают до сих пор.

«Сторонники этой системы есть и среди семеноводов, и среди сельхозтоваропроизводителей, так же как и противники. Могу сказать, что еще в 2015 году наша Ассоциация высказала мнение, что для борьбы с контрафактом, незаконным оборотом семян неизвестного происхождения нужно иметь информационную систему, которая бы отражала выданные сертификаты на семена. Любой потенциальный покупатель должен иметь возможность зайти в данную систему в интернете, посмотреть, действительно ли те семена, которые предлагают к покупке, были сертифицированы.

Россельхозцентр внедрил это начинание в свою систему добровольной сертификации. Но там зарегистрированы не все. ФГИС «Семеноводство» — это следующий шаг по пути совершенствования учета производства и оборота семян, который будет охватывать более широкий спектр компаний, участников рынка семян. С запуском системы можно будет отслеживать путь семян с момента посева семенного участка до продажи конечному потребителю семян или их списания в связи с порчей, потерей посевных качеств», — рассказал исполнительный директор НО «НАПСКиМК» Михаил Самусь.

Эксперты согласны, что система выглядит пока довольно громоздкой и сложной. Именно поэтому многие участники рынка считают ее введение лишней нагрузкой на сельхозтоваропроизводителей, как финансовой, так и физической.

«Но те компании, которые производят качественные семена и страдают от появления контрафакта на рынке, понимают плюсы этой системы. А в процессе обкатки ФГИС уже не будет казаться такой сложной. Так уже было и со ФГИС «Зерно», и с «Сатурном» и пр. Этот документ обсуждался около года, последний вариант учитывает многие спорные моменты. Со своей стороны Минсельхоз РФ предложил провести серию семинаров по подготовке или обучению специалистов, которые будут работать с этой системой», — отметил Михаил Самусь.

По мнению Игоря Лобача, ФГИС «Семеноводство» сделает рынок семян более прозрачным. А в процессе работы уже можно будет как-то менять, улучшать работу системы, возможно, ручным управлением. Также он отметил, что система создается, чтобы проследить движение семян от высших репродукций, родительских форм до конечного потребителя. И если через эту систему не будет проходить партия семян, то они не будут считаться семенами. Так что заносить данные во ФГИС придется и продавцу, и покупателю. Кроме того, специалист пояснил, что в нормативной базе в России высевать несертифицированные семена даже внутри своего хозяйства внутреннего потребления нельзя. Все нужно будет показывать и отражать в системе.

К новому рисовому рекорду

Миллион тонн кубанского риса, который когда-то давно казался недостижимой мечтой, в регионе уже собирали, и не раз. Но теперь стоит планка выше — получить 2 млн тонн белого золота. На сегодняшний день рис остается одной из наиболее рентабельных культур. А с учетом того, что он выращивается на орошении, стабильность его валового сбора значительно выше, чем у богарных культур. Объемы риса, которые необходимы для полного обеспечения внутреннего рынка, российские рисоводы получили еще в 2008 году. До аварии на Федоровском гидроузле в Краснодарском крае Россия экспортировала белое золото от 120 до 240 тыс. тонн в год. При этом завозили от 120 до 180 тыс. тонн длиннозерного риса. Баланс производства и потребления риса был достаточный, чтобы обеспечить страну рисовой крупой и отправить некоторые объемы на экспорт.

«Сегодня ситуация в мире меняется. Потребителей — потенциальных импортеров российской рисовой крупы становится больше, и терять этот сектор производства сельхозпродукции неправильно. Но с учетом того, что мы сегодня производим около 1,1 млн тонн, произвести 2 млн тонн — амбициозная задача, требующая серьезных усилий от всех участников процесса», — рассказал Игорь Лобач.

Для достижения данной цели нужно решить три глобальные проблемы. Первая — это земля, наличие посевных площадей, на которых могли бы работать рисоводы. Для того чтобы произвести 2 млн тонн при урожайности 65 ц/га (а сегодня мы имеем 54 ц/га в среднем по стране), нужно засевать 300–310 тыс. га. Сегодня сеем 220–240 тыс. га. При этом в России имеются рисовые системы, часть которых уже не используется (заброшены) или не сеется именно рис. Есть и факты, когда рисовую систему намеренно разрушают. В итоге нужно или вводить дополнительные участки земли, или построить новые рисовые системы на подходящей земле. Для этого, по словам эксперта, необходимо проинвентаризировать все имеющиеся рисовые системы, что уже сделано. Выяснилось, что есть категория эффективно работающих систем; категория, где требуется реконструкция или ремонт и на это выделены денежные средства; третья категория — системы, которые требуют реконструкции, но денег на это нет, и четвертая — системы, которые сегодня не используются по разным причинам. Просто люди не хотят заниматься рисом.

«Например, 7 тыс. га существующих рисовых систем в Ростовской области не используются. Надо думать, как стимулировать людей на выращивание риса на этих площадях. Также нужно отметить, что в результате изменения климата у нас появляются новые области, где можно выращивать рис. Часто рис выращивается на землях, непригодных для других культур. Это либо заболоченные, либо солонцовые участки», — говорит Игорь Лобач.

Второй важный фактор — обеспечение водой. В мире считается, что Россия — страна, наиболее обеспеченная вод­ными ресурсами, но практика работы в Краснодарском крае показывает, что уже сегодня даже при усеченной площади — в этом году посеяли 114 тыс. га риса — воды не хватает по правилам рисоводства.

«Если начнем сеять 140–145 тыс. га, чтобы получить 2 млн тонн, то тогда в кризисе по воде будем. И ведь вода есть — физически. Но мы не умеем ею правильно распоряжаться. Есть ряд подотраслей, которые также потребляют воду: рыбное хозяйство, коммунальное и пр. — и все они по-разному относятся к содержанию водных артерий, своих водозаборов. Считаю, в данном вопросе должна быть координация одного органа власти, например Минсельхоза РФ, как в Узбекистане. И желательно, чтобы все соблюдали существующие правила по использованию воды. Также эта вода должна быть доступна для сельхозтоваропроизводителей по цене. Кроме того, нам необходимо четко понимать, сколько у нас воды в реках Кубань, Дон, Волга и пр. Обратить внимание, почему стало заиливаться Краснодарское водохранилище. Национальный рисовый союз не призывает к изменению правил эксплуатации водохранилищ, но надо посмотреть возможность увеличения наполнения до проектных отметок на 1,5 месяца. Всего. Эту работу нужно провести по всем водохранилищам», — считает эксперт.

И третий фактор — это повышение урожайности. Чтобы поднять урожайность с имеющихся 54 ц до 65 ц, необходим качественный сортовой состав. Нужны высокоурожайные сорта, подходящие к климатическим условиям рисосеющих регионов, и те, которые интересны импортерам. При совместной работе производителей риса, ученых, смежных отраслей и государства вполне реально выйти на новый уровень и получить урожай в 2 млн тонн.

ОЛЬГА РОМАНОВА

Земля и Жизнь, 2003-2021 | Политика конфиденциальности